ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрена актуальная проблема, связанная с поиском инструментов всестороннего развития детей в рамках организации их дополнительного образования. Раскрываются особенности современных подходов к организации дополнительного образования детей на национальном и региональном уровне. Показаны преимущества использования интегративного подхода при проектировании программ дополнительного образования детей. Приведены примеры практической реализации данного подхода через установление связей между программами эстетической и математической направленности.

Ключевые слова:
дополнительное образование детей, младший школьник, интегративный подход, творчество, квиллинг, скрапбукинг, оригами, рукоделие и математика
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Дополнительное образование (extension education, additional education) в целом рассматривается как педагогический феномен (институт), противопоставляемый основному образованию человека. Для ребенка это будут все формы его включения в образовательный процесс вне урока как основной формы образовательного процесса в школе. Для студента – формы его учебной и досуговой деятельности вне рамок аудиторных занятий. Дополнительное образование взрослых соотносится как с профессиональной деятельностью человека, так и со сферой его личных интересов.

Количество учащихся, вовлеченных в систему дополнительного образования, растет на всех образовательных ступенях. Предпочитаемыми детьми направлениями в порядке уменьшения количества вовлеченных детей являются (на примере Калужской области): художественное (46%), социально-педагогическое (30%), техническое (13%), естественно-научное (%) и туристско-краеведческое (5%) [2].

В основе построения системы дополнительного образования детей (ДОД) лежат принципы добровольности участия, однако целевые ориентиры, заложенные законодательными актами федерального значения, предполагают включение в систему ДОД всё большего количества детей с каждым годом. Таким образом, вопрос о разработке программ дополнительного образования, отражающих интересы и потребности детей, остается открытым.

Однако, подмечая вышеуказанную закономерность в распределении детей по разнонаправленным образовательным программам и помня о том, что развитие ребёнка должно быть всесторонним, мы считаем, что при разработке программ дополнительного образования следует использовать интегративный (или интегрированный) подход.

Этот подход предполагает, что вовлекая ребенка в одну из областей (например, художественную), следует максимально задействовать и ресурсы других (технической, естественно-научной) (рис. 1), ведь именно в младшем школьном возрасте ребенок ищет себя, пробует что-то новое и интересное, что сможет пригодиться ему в дальнейшей жизни. Похожий принцип, названный принципом «домино», предлагается использовать при проектировании тематики учебно-поисковой деятельности учащихся [7].

Таким образом, цель исследования, представленного в данной статье, состоит в раскрытии образовательного потенциала интегративного подхода при проектировании программ дополнительного образования детей. При анализе источников мы ориентировались на те из них, в которых прослеживаются интегративные связи именно математики. Новизна заключается в демонстрации механизмов реализации интегративных связей между программами, направленными на творческое развитие личности, и математическим содержанием.

В философии интеграция  (лат. integratio − восстановление, восполнение, от integer − целый) рассматривается как интенция, подразумевающая соединение в единое целое некоторых разрозненных частей или элементов. Наиболее часто встречается междисциплинарная интеграция, позволяющая «посмотреть на одно и то же явление с разных точек зрения; продемонстрировать взаимосвязь между различными явлениями окружающей действительности; заложить основы для формирования целостной картины мира» [8, с. 11]. Интегративные связи математики и русского языка способствуют, с одной стороны, становлению культуры речи учащихся [1], а, с другой, позволяют формировать у учащихся исследовательские умения в рамках организации лингвистических исследований математических понятий [8]. Связи уроков математики и окружающего мира, математики и литературного чтения способствуют формированию фундаментальных понятий, например, таких, как «время» [13].

 Именно интегрированный подход позволяет учащимся увидеть, что геометрические явления отчетливо проявляются как в окружающем мире, так и в изобразительном искусстве [12].  

Исследователи отмечают, что «учебные предметы должны не "конкурировать" между собой, а разными средствами решать общую задачу обучения и воспитания человека» [13, c. 119]. В качестве одного из инструментов интеграции автор указывают на возможность изготовления детьми на уроках технологии наглядных пособий для уроков математики. Схожие задачи можно решать и в рамках проектирования программ дополнительного образования.

 Таким образом, такой подход может служить основой для разработки новых интегративных образовательных программ (Геометрия в транспорте, Геометрия в моде, Геометрия в живописи, Геометрия в архитектуре и пр.), а также нести дополнительную смысловую нагрузку при реализации традиционных программ разной направленности.

Далее мы покажем связи различных творческих техник и геометрического содержания в рамках реализации дополнительного образования младших школьников. Проиллюстрируем реализацию интегративного подхода при реализации программ дополнительного образования, направленных на формирование первичных геометрических представлений и освоение творческих практик (изонить, квилинг, скрапбукинг, оригами) и обоснуем их положительное влияние на всестороннее развитие ребенка как интеллектуальное, так и творческое.

По мнению В.А. Сухомлинского, «творчество — это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку». Творческие способности могут найти свое применение во всех сферах жизни ребенка. Творчески развитому ребенку легче дается учеба, ведь он мыслит гораздо шире, чем другие дети, он может организовать дальний план действий, придумать что-то новое и очень значимое как для него, так и для человечества в целом. Участие педагога, реализующего функцию педагогического сопровождения ребёнка на основе рефлексивно-ценностного подхода, в этой ситуации будет очень значимо [10].

В то же время творчеству противостоит деятельность по готовым алгоритмам, подражание-имитация, хотя на начальных ступенях освоения новой для младшего школьника деятельности необходимо и то, и другое. На сегодняшний день имеется значительное разнообразие творческих видов деятельности. Мы обратимся к тем техникам, которые, на наш взгляд, наиболее близко соотносятся с идеей установления интегративных связей с математикой.

Stringart или «изонить» позволяет создавать замечательные украшения из гвоздей, прибитых на основу, и разноцветных нитей. Англичанка Мэри Буль придумала, как данную технику можно применить для обучения детей алгебре и геометрии. 

Разрабатывая программы дополнительного математического образования для младших школьников, следует учесть возможности данной техники для развития математических способностей детей [5].  В рамках курсов наглядной геометрии можно формировать представления учащихся об основных геометрических фигурах: об отрезке, окружности и её элементах (центр, радиус, хорды разной длины и направления), углах разных видов (от острых до тупых; вертикальных и смежных, центральных и вписанных), так как именно данные элементы являются узловыми в данной технике. «Чтобы вышить с помощью изонити, нужно разделить окружность на равные части и провести хорды равной длины или на сторонах угла от его вершины отложить одинаковое количество равных отрезков и соединить их попарно в определенной последовательности» [9].

Техника изонити также способствует закреплению счетных навыков (ребенок получает опыт как количественного, так и порядкового счета) и навыков ориентировки на плоскости (вверх, вниз, влево, вправо). С помощью данной техники возможно моделирование любых изучаемых геометрических объектов, включая пространственные (рис. 2) и «замечательные кривые». В результате ребенок получает представления о симметрии во всех её проявлениях и красоте математики в целом.

Таким образом, использование интегративного подхода при организации занятий в сфере дополнительного образования детей позволяет задействовать новые возможности для интеллектуального и творческого развития личности младшего школьника. Освоив некоторые базовые алгоритмы, лежащие в основе конкретной осваиваемой деятельности, младший школьник начинает развиваться и совершенствоваться, придумывая и воображая.

Анализ вышеуказанных творческих практик позволил вывить те возможности, которыми они обладают для установления интегративных связей с математическим содержанием, что делает актуальным более глубокое использование выявленных возможностей для всестороннего развития ребенка, что подчеркивает значимость использования интегративного подхода при проектировании образовательных программ дополнительного образования детей.

Список литературы

1. Биба, А.Г., Павлова, О.А. Предметная интеграция как средство формирования культуры речи / А.Г. Биба, О.А. Павлова // Начальная школа. − 2016. − № 8. − С. 42−44.

2. Калужское образование накануне 2019/20 учебного Публичный доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования МО «Город Калуга» за 2018/19 учебный год. − Калуга, 2019. URL: http://www.uprobr.kaluga.com/doc/sbornik/br19-20.pdf

3. Квиллинг. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/Квиллинг

4. Математика оригами. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/Математика_оригами

5. Митичкин, О.Ю. Развитие математических способностей детей в учреждении дополни-тельного образования посредством использования техники "изонить" / О.Ю. Митичкин // Социальные и культурные практики в современном российском обществе: инициати-ва, партнерство, стратегия развития. Материалы IV Всероссийской научно-методической конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией О.В. Капустиной, М.В. Чельцова. 2019. С. 71-75.

6. Оригами. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/Оригами

7. Павлова, О.А. Проектируем тематику учебно-поисковой деятельности вместе с учащимися: принцип "домино" / О.А. Павлова // Математика в школе. − 2019. − № 4. − С. 34-42.

8. Павлова, О.А., Биба, А.Г. Образовательный потенциал интеграции языкового и математического содержания на уроках в начальной школе / О.А. Павлова, А.Г. Биба // Начальное образование. − 2016. − Т. 4. − № 3. − С. 10−15.

9. Перескокова, Ю.В. Математическое вышивание в технике изонить / Ю.В. Перескокова. URL : https://school-science.ru/2/7/30663

10. Рожков, М.И., Иванова, И.В. Рефлексивно-ценностный подход к педагогическому со-провождению саморазвития школьников / М.И. Рожков, И.В. Иванова // Педагогика. − 2020. − Т. 84. − № 8. − С. 63−72.

11. Скрапбукинг. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/Скрапбукинг

12. Чиркова, Н.И., Барабанова, А.В., Коноваленко, Д.А. Интегрированный подход к формированию геометрических представлений у младших школьников / Н.И. Чиркова, А.В. Барабанова, Д.А. Коноваленко// Педагогика. Вопросы теории и практики. − 2019. − Т. 4. − № 2. − С. 33−37.

13. Чиркова, Н.И., Зиновьева, В.Н. Интегрированный подход к формированию метапредметных результатов у младших школьников / Н.И. Чиркова, В.Н. Зиновьева // Вестник Калужского университета. − 2018. − № 1. − С. 118-121.

Войти или Создать
* Забыли пароль?