сотрудник
Москва, Россия
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС 3++) по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки возникла необходимость качественного изменения содержания подготовки бакалавров. Особое внимание в этой связи уделяется реализации блока 2 «Практика». Представленная статья раскрывает концепцию и начальный опыт практической подготовки студентов двухпрофильного бакалавриата в соответствии с предъявляемыми требованиями на факультете дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ).
дошкольное образование, практика, практическая подготовка, типы практики, ФГОС 3++, бакалавриат
Современное общество предъявляет повышенные требования к образованию, которое определяет положение человека в обществе и государства в современном мире. Процесс образования и становления личности рассматривается как непрерывный процесс: он начинается с рождения ребенка и продолжается всю его сознательную жизнь. От фундамента, заложенного в дошкольные годы, может зависеть успешность человека в современной жизни.
Политика государства в области образования направлена на укрепление в общественном сознании представления об образовании как определяющем факторе развития современного российского общества. Поэтому формирование профессиональной компетенции педагога дошкольного образования на этапе подготовки в высшем учебном заведении приобретает особую значимость.
На факультете дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ) обучаются студенты по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) по следующим профилям:
- «Дошкольное образование и Иностранный язык (английский)»;
- «Дошкольное образование и Музыка»;
- «Дошкольное образование и Физическая культура»;
- «Дошкольное образование и Дополнительное образование (раннее творческое развитие)».
Подготовка бакалавра по данным профилям требует изменения не только содержательной стороны учебного процесса, но и качественно новых подходов к организации и проведению педагогической практики студентов.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО 3++), практика проводится непрерывно, т.е. в каждом полугодии в течение всего периода обучения. Некоторые виды практики входят в обязательную часть учебного плана, некоторые – в часть, формируемую участниками образовательных отношений. Каждый вид практики связан с теоретическими дисциплинами, изучаемыми в данном полугодии и дисциплинами, которые предполагается изучить в следующем.
Последовательно обучающиеся двухпрофильного бакалавриата осваивают следующие практики (табл.1).
Таблица 1
Планирование практики в соответствии с учебным планом
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Название практики |
Семестр |
Часы /ЗЕ |
Нед |
Отчетность |
Ознакомительная практика |
1 |
108/3 |
2 нед. |
Зачет с оценкой |
Педагогическая практика (Культурно-просветительская) |
2 |
108/3 |
2 нед. |
Зачет с оценкой |
Профессиональные пробы по организации образовательной работы с детьми в режимных процессах |
3 |
108/3 |
Расср. |
Зачет с оценкой |
Психодиагностика развития ребенка |
4 |
108/3 |
Расср. |
Зачет с оценкой |
Педагогическая практика (в группах детей раннего возраста) |
5 |
108/3 |
2 нед. |
Зачет с оценкой |
Профессиональные пробы по организации разных видов деятельности детей |
5 |
108/3 |
Расср. |
Зачет с оценкой |
Педагогическая практика (вожатская) |
6 |
216/6 |
4 нед. |
Зачет с оценкой |
Профессиональные пробы по организации физического, речевого, художественно-эстетического, познавательного развития детей |
6-7 |
108/3+ 108/3 |
Расср. |
Зачет с оценкой |
Проектно-технологическая практика по второму профилю. Для каждого профиля она имеет свое наименование |
7-8 |
108/3+ 108/3 |
Расср. |
Зачет с оценкой |
Практика по второму профилю. Для каждого профиля она имеет свое наименование |
9 |
216/6 |
Расср. |
Зачет с оценкой |
Научно-исследовательская работа |
9 |
108/3 |
Расср. |
Зачет с оценкой |
Педагогическая практика в дошкольных образовательных организациях (по профилю Дошкольное образование) |
10 |
324/9 |
6 нед. |
Зачет с оценкой |
Преддипломная практика |
10 |
216/6 |
4 нед. |
Зачет с оценкой |
Всего на практику отводится 2160 часов (60 ЗЕ). Все виды практик соотносятся с содержанием дисциплин, которые студенты осваивают в процессе обучения, и направлены на последовательное формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Содержание каждого типа практики участвует в разработке содержания Государственной итоговой аттестации студентов.
В начале обучения, в первом семестре в течение двух недель проводится ознакомительная педагогическая практика, цель которой состоит в развитии у обучающихся мотивации к педагогической деятельности, понимания высокой значимости педагогической профессии, формировании первичных профессиональных умений и навыков на основе актуализации теоретических знаний.
Данный вид практики проводится на базе Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ в формате экскурсий в разнообразные дошкольные образовательные организации, а также предполагает посещение студентами Московского центра качества образования, центров дополнительного образования, а также музеев, выставок, конференций, связанных с воспитанием и образованием детей дошкольного возраста.
К концу первого года обучения студенты уже имеют представление об основах общей педагогики и психологии, основах профессионального мастерства, этике педагога. Это обуславливает возможность проведения летней (Культурно-просветительской) практики.
Цель культурно-просветительской практики состоит в формировании у обучающихся общекультурных компетенций и первичных профессиональных умений и навыков для реализации воспитательного процесса и культурно-просветительской деятельности в образовательной организации и дальнейшей мотивации к педагогической деятельности.
Данный вид практики проводится на базе факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, в образовательных организациях, детских досуговых центрах, летних оздоровительных лагерях, допускается работа в приемной комиссии университета. В ходе данного вида практики обучающиеся овладевают компетенциями по взаимодействию с участниками образовательных отношений.
Содержание практики предполагает посещение студентами музеев, выставок, парков и других учреждений, осуществляющих культурно-просветительскую функцию педагогической деятельности, и направлено на общекультурную подготовку и развитие компетенций по разработке культурно-просветительских программ для детей дошкольного возраста и их родителей.
На втором году обучения студенты выходят на учебную практику в дошкольные образовательные организации. Данный вид практики называется Профессиональные пробы по организации образовательной работы с детьми в режимных процессах. Цель ее состоит в формировании профессиональных компетенций в области дошкольного образования, необходимых для организации и проведения режимных процессов с детьми дошкольного возраста.
В ходе данного вида практики студенты знакомятся с администрацией дошкольной организации, педагогическим коллективом. На экскурсии по детскому саду внимание студентов акцентируется на оформлении помещений, выделение специфики образовательной среды в разных возрастных группах в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и санитарно-эпидемиологическими требованиями (СанПина). Обязательно проводится вводный инструктаж по технике безопасности; ознакомление с основными правилами внутреннего распорядка. Далее проводится распределение студентов по группам и прикрепление их к воспитателям-руководителям от базы практики.
В дни практики студенты наблюдают за работой воспитателя, реализацией его педагогических функций, отмечают формы взаимодействия и стиль общения педагога с детьми, коллегами и родителями воспитанников. Параллельно проводится наблюдение за проведением режимных процессов в группе, анализ методов и приемов, которые использует воспитатель во время приема детей, одевания их на прогулку, организации приема пищи, укладывания на сон.
В течение полугодия студенты готовят конспекты и самостоятельно проводят культурно-гигиенические мероприятия в первой и второй половине дня, прогулку, пробуют свои силы в организации и проведении разнообразных видов детской деятельности: игровой, трудовой, культурно-досуговой, проектной и др.
Следующий семестр посвящен развитию компетенций по осуществлению контроля и оценки результатов педагогической деятельности. Поэтому предполагается проведение учебной практики Психодиагностика развития ребенка. Целью ее является формирование общепрофессиональных компетенций в области дошкольного образования, необходимых для организации и проведения диагностики развития ребенка дошкольного возраста.
Практика проводится в образовательных организациях и включает ознакомление с работой педагога-психолога, организацией работы психологической службы в образовательной организации. Студенты под руководством педагога-психолога подбирают диагностические методики, проводят наблюдение за поведением детей в процессе совместной деятельности, изучают их игровые предпочтения, выявляют индивидуально-личностные особенности детей дошкольного возраста. Затем они обрабатывают и анализируют полученные данные, интерпретируют и оформляют результаты диагностики и составляют проект индивидуального образовательного маршрута одного ребенка.
Для изучения специфики каждого возрастного этапа дошкольного детства в 5 семестре (3 курс) планируется проведение Педагогической практики (в группах детей раннего возраста). Цель ее состоит в формировании профессиональных компетенций в области воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в образовательных организациях. Это производственная практика, в ходе которой студенты активно взаимодействуют с детьми раннего возраста, уточняя и конкретизируя теоретические знания.
Результатом данного вида практики является сформированная система знаний о специфике раннего возраста, содержании воспитательно-образовательной работы с детьми второго-третьего года жизни, а также первичные профессиональные умения и навыки по использованию технологий, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.
Дополнительно в этом же полугодии студенты проходят еще один тип учебной практики Профессиональные пробы по организации разных видов деятельности детей (6 семестр). Цель практики – формирование профессиональных компетенций в области дошкольного образования, необходимых для организации и проведения различных видов деятельности детей дошкольного возраста. При выполнении заданий практики формируются первичные представления о приемах работы с детьми дошкольного возраста, организации их игровой деятельности. Происходит отработка умений поддержания детской инициативы и самостоятельности.
В ходе данной практики обучающиеся анализируют предметно-развивающую среду дошкольной организации, оценивая ее трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность. Затем составляют конспекты и самостоятельно, под контролем воспитателя группы, проводят разнообразные игры с небольшой подгруппой детей: дидактические, пальчиковые, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, строительные, игры-экспериментирования, а также элементы спортивных игр. В ходе практики проверяются, уточняются и конкретизируются знания студентов об особенностях организации игровой деятельности детей дошкольного возраста. Составленная картотека игр в дальнейшем пригодится для других практик и самостоятельной работы с детьми.
Сформированные навыки необходимы для прохождения летней Педагогической практики (вожатской) (6 семестр, летний период). Цель ее состоит в формировании профессиональных компетенций в области воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря.
Данная практика существенно обогащает педагогический опыт студентов факультета дошкольной педагогики и психологии, делает их конкурентоспособными на рынке труда, формирует навыки работы с младшими школьниками и подростками. Студенты активно участвуют в проведении игр и упражнений, направленных на знакомство, сплочение детской группы, выявление лидеров в коллективе. Приобретают навыки управления временным детским коллективом, проведения коллективных творческих дел, вечерних огоньков и других отрядных мероприятий.
Согласно учебному плану, на 3 и 4 курсе изучаются методики познавательного, речевого, физического и художественно-эстетического воспитания детей. В этой связи в 6-7 семестрах проводится практика Профессиональные пробы по организации физического, речевого, художественно-эстетического, познавательного развития детей. Цель этой практики – формирование профессиональных компетенций в области дошкольного образования, необходимых для организации и проведения различных видов образовательной деятельности с детьми.
При выполнении заданий практики уточняются, конкретизируются и актуализируются теоретические знания, формируются первичные представления о реализации всех образовательных областей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Практическая подготовка чередуется с теоретическими занятиями, что позволяет усваивать материал последовательно, проверяя теоретические положения в практической работе с детьми.
К концу третьего курса в соответствии с учебным планом образовательной программы изучена большая часть дисциплин второго профиля двухпрофильной подготовки. Это позволяет начать проведение учебной Проектно-технологической практики по второму профилю. Для каждого профиля она имеет свое наименование:
- Проектно-технологическая практика по физкультурно-оздоровительной работе (профиль «Физическая культура»).
- Проектно-технологическая практика по разработке и апробации методических материалов для обучения детей иностранному языку (профиль «Иностранный язык»).
- Проектно-технологическая практика по разработке и апробации методических материалов по музыкальному воспитанию детей (профиль «Музыка»).
- Проектно-технологическая практика по разработке и апробации методических материалов по эстетическому воспитанию детей (профиль «Дополнительное образование»).
В ходе практики формируется система знаний о содержании дополнительного образования детей и подростков в соответствии с образовательными стандартами, использовании технологий, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.
Перед началом этой практики задания по второму профилю в относительно небольшом объеме включались в содержание каждой практики, пополняя портфолио или «педагогическую копилку» студента. Все это позволяет студентам комфортно перейти к работе по второму профилю. В ходе практики разрабатываются и частично апробируются проекты занятий и уроков с детьми разных возрастных групп. Студенты прикрепляются к педагогу соответствующего профиля, наблюдают его работу и анализируют документацию.
Такая подготовка позволяет в первом полугодии 5 курса (9 семестре) начать проведение Производственной практики по второму профилю. Для каждого профиля она имеет свое наименование:
- Педагогическая практика в дошкольных образовательных организациях по профилю «Физическая культура».
- Педагогическая практика по профилю «Иностранный язык».
- Педагогическая практика по профилю «Музыка».
- Педагогическая практика по профилю «Дополнительное образование».
Проведение этой практики предполагает активную работу студента в качестве педагога дополнительного образования, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Возраст детей, с которыми на практике взаимодействует студент, не ограничивается рамками дошкольного детства, поэтому практика проводится в школах, дошкольных организациях, детских центрах и т.д. Несколько студентов прикрепляются к педагогу-практику по соответствующему профилю, наблюдают за его работой, анализируют документацию, разрабатывают и согласовывают с ним конспекты для самостоятельного проведения образовательной деятельности и досуговых мероприятий с детьми.
В этот период начинается выполнение выпускной квалификационной работы. Поэтому навыки организации и проведения научно-исследовательской деятельности формируются в ходе практики Научно-исследовательская работа в 9 семестре. Цель данной практики состоит в подготовке студента к самостоятельному проведению научно-исследовательской работы и овладении методологией психолого-педагогических исследований.
Научно-исследовательская работа проводится на базе кафедр факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ. Каждый студент закрепляется за кафедрой, на которой работает его научный руководитель. Дополнительно студенты работают в библиотеке МПГУ, Российской государственной библиотеке, Научной педагогической библиотеке имени К.Д. Ушинского, посещают мастер-классы и семинары. В этот период формулируется тема исследования, определяется понятийный аппарат, оформляется список информационных источников.
Десятый семестр становится завершающим в обучении студентов двухпрофильного бакалавриата. Накопленные за годы обучения теоретические знания и сформированные практические умения преобразовываются в профессиональные компетенции, позволяющие приступить к самостоятельной работе. Педагогическая практика в дошкольных образовательных организациях (по профилю Дошкольное образование) помогает проверить уровень подготовленности студента к решению профессиональных задач и выполнению трудовых функций. В течение 6 недель обучающиеся самостоятельно проводят все мероприятия по плану работы воспитателя, выполняют экспериментальную работу по теме своего исследования.
Практика проводится в базовых дошкольных образовательных организациях МПГУ. Однако, согласно запросам работодателей, студенты могут быть распределены в другие профильные организации с целью их последующего трудоустройства.
Преддипломная практика необходима для завершения выпускной квалификационной работы и подготовки к ее защите. Она проводится на завершающем этапе обучения (10 семестр). В процессе практики обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности, сформированные в ходе изучения учебных дисциплин и педагогической практики за весь период обучения. Руководит преддипломной практикой научный руководитель.
Таким образом, в процессе последовательного освоения учебных дисциплин и отработки практических умений и навыков работы с детьми осуществляется практическая подготовка бакалавра по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) на Факультете дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. Опытно-экспериментальная работа еще не завершена, перспективы видятся в уточнении содержания каждого типа практики, разработке методических рекомендаций, сочетании очного и дистанционного формата обучения, мониторинга качества подготовленности студентов к самостоятельной работе.