ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-ИТАЛЬЯНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введенные Евросоюзом торговые ограничения по отношению к России самым негативным образом отражаются на состоянии итало-российского торгово-экономического сотрудничества. По экономическим показателям итальянская экономика находится в состоянии рецессии. Итальянский экспорт в Россию сократился более чем на треть, что негативно сказывается на предприятиях малого и среднего бизнеса, поставщиках высокотехнологичной продукции (газо- и нефтедобывающего оборудования для работы, в частности, в арктических широтах), на военно-техническом сотрудничестве, которое всегда являлось свидетельством традиционно доверительного партнерства между Россией и Италией.

Ключевые слова:
Россия, ЕС, Италия, санкции, экономический кризис, торгово-экономическое сотрудничество
Текст

Каждая страна, независимо от того, является она членом того или иного экономического или политического объединения, чтобы успешно конкурировать на мировой рынке, должна определить свою роль, свое направление развития и свои цели, которые должны быть четкими и конкретными. Интеграция Западной Европы создала ситуацию, в которой страны европейского сообщества имеют возможность выступить с единых позиций на международной арене, но совершенно очевидно, что принятие некоторых внешнеполитических решений не отвечает национальным интересам отдельных стан.

Такие вызовы, как финансовый кризис, неконтролируемые миграционные потоки, рост числа беженцев и вынужденных переселенцев, демографические проблемы, разрушение окружающей среды, терроризм и организованная преступность в рамках национального государства, приобрели характер угрозы внутренней для всего Европейского Союза, но внешней для отдельных государств.

Евросоюз и США с 2014 года ввели санкции в отношении РФ в связи с событиями на Украине и неоднократно расширяли и продлевали их. В ответ Россия 7 августа 2014 года ввела запрет на импорт некоторых видов сельхозпродукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели антироссийские санкции. Продовольственное эмбарго, как и западные санкции, действует до сих пор. По данным Министерства сельского хозяйства, за последние пять лет Россия снизила импорт продовольствия на 31,2% - с $43,3 млрд в 2013 году до $29,8 млрд в 2018 году [1].

Санкции против России и ответное эмбарго оказали негативное влияние на товарооборот между нашими странами и непосредственно на итальянский экспорт в Россию. Как отметил Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Итальянской Республике Сергей Сергеевич Разов «веденные торговые ограничения не отвечают национальным интересам Италии. Бизнес-сообщество в основной своей массе выступает за восстановление полноформатного сотрудничества»[2].

Прямые потери итальянских аграриев и производителей продуктов питания за пять лет после введения Россией продовольственного эмбарго в отношении стран ЕС составили более €1 млрд. Об этом говорится в заявлении итальянской ассоциации сельхозпроизводителей Coldiretti, опубликованном в годовщину введения российского продэмбарго, которое стало ответом на санкции, объявленные Евросоюзом в отношении РФ. "Экспорт сельскохозяйственной и продовольственной продукции Made in Italy потерял более €1 млрд в последние пять лет из-за прекращения поставок в Россию, которая ввела запрет на ввоз в отношении целого ряда важных продуктов питания, таких как фрукты и овощи, сыры, мясо и колбасы, а также рыбу из ЕС, США, Канады, Норвегии и Австралии" [3].

Италия, являясь членом Европейского Союза, вынуждена следовать общему курсу, не смотря на то, что внешнеполитические действия с каждым годом наносят все больший вред экономике Республики.

Сейчас, когда всем уже очевидно, что западные санкции в отношении России еще долго останутся в силе, двусторонние контакты с отдельными странами выглядят интереснее малоперспективных диалогов с ЕС, США и НАТО, то есть переговоров на блоковом уровне. Предпочтительнее выстраивать отношения с теми государствами, где имеются современные технологии, интерес к сотрудничеству со стороны бизнеса и представителей культуры, а также отсутствует идиосинкразия или фобии в отношении России. Италия, безусловно, одна из таких стран. И к тому же это третья по величине экономика еврозоны и восьмая – по размеру номинального ВВП в мире.

Несмотря на хорошее отношение к России в целом со стороны политиков правящей в Италии коалиции партий, никаких значимых технологий российская экономика скорее всего не получит, как и масштабных прямых инвестиций, пока не наступит потепление на общеевропейском уровне. Тем не менее в некоторых отраслях и отдельных проектах успех вполне возможен, поэтому усилия не окажутся напрасными, и стоит попробовать выстроить взаимодействие хотя бы на уровне отдельных компаний.

Несмотря на негативную динамику итало-российского сотрудничества, итальянские предприниматели не покидают Россию и не оставляют свои девелоперские проекты. Частные инвесторы не забирают свои капиталовложения, напротив, используют новые возможности для инвестирования, учитывая выгодный курс при обмене валют. На территории России в настоящее время зарегистрированы и ведут активную деятельность более 400 итальянских компаний.

В настоящий момент ведется работа над такими инвестиционными итальянскими проектами как: строительство в России завода по производству высокоточных метеллообрабатывающих станков, поставка единой автоматизированной системы пропускного контроля для всех видов транспорта, строительство завода по производству дизельных моторов, строительство завода по производству летательных дронов в Московской области, проект строительства завода по производству труб и резервуаров из спецстеклопластика в Калужской области, строительство завода кованых изделий в Омской области, реконструкция и преобразование военного аэропорта «Клин-5» в гражданский аэропорт,  строительство участков третьего пересадочного контура московского метрополитена и др.

В ходе XIII Заседания Итало-Российского Комитета Предпринимателей, действующего в рамках Совета по экономическому, промышленному и финансовому сотрудничеству,  которое прошло в Милане 11 декабря 2012 г. были обсуждены вопросы общего состояния итало-российского сотрудничества, а также определены актуальные проблемы итальянских и российских предпринимателей [4]. 

Среди проблем  общего характера, характерных для обеих сторон выделяются следующие:

  • Визы и разрешения: обе стороны заинтересованы в отмене визового режима в связи с тем, что постоянно увеличивается число людей, циркулирующих между Италией и Россией. Предлагается упростить процедуру выдачи разрешений на работу, при этом отмечаются некоторые улучшения в связи с недавним принятием ряда законов в Российской Федерации. Тем не менее, введение новых правил по выдаче шенгенских виз только усложнило ситуацию.

  • Сертификация соответствия: отсутствие нормативов приводит к произволу, коррупции и неразберихе. Необходимо уточнить и унифицировать европейское и российское законодательство в сфере сертификации в связи с заключением нового таможенного соглашения между Российской Федерацией, Белоруссией и Казахстаном.

  •  Лицензии для итальянских компаний: в настоящее время имеют ограниченный срок действия и носят узко специализированный характер, итальянские компании заинтересованы в увеличении срока их действия и расширении их на смежные отрасли, которые может осуществлять предприятие;

  • Таможенный контроль: все еще актуален совместный проект “Упрощенный таможенный коридор”, разработанный Федеральной таможенной службой Российской Федерации и Таможенной службой Итальянской Республики. Ряд ограничений, действующих на таможне, в определенных случаях препятствуют свободному движению некоторых товаров и сужают категории допущенных к импорту товаров, лишить таможенного служащего возможности действовать по собственному усмотрению. «Упрощенный таможенный коридор» мог бы устранит многие из существующих препятствий.

Многие ассоциации, представляющие интересы итальянских предпринимателей в Российской Федерации последовательно выступают за отмену санкций Евросоюза по отношению к России[4]. Сразу после их введения правительству Италии были направлены открытые письма, выражающие мнение итальянского делового сообщества и предпринимателей, относительно вреда, который они наносят итальянской экономике и, прежде всего, малым и средним предприятиям

В октябре 2020 года главы МИД европейских стран (а значит, и господин Ди Майо) договорились о персональных санкциях в отношении ряда россиян, по мнению ЕС, «причастных к отравлению Алексея Навального».

Сергей Лавров в ответ обвинил ЕС в подмене дипломатического искусства санкциями, США — в давлении на своих европейских коллег и союзников, Украину — в препятствии реализации минских договоренностей, а ФРГ, Францию и Швецию — в непредоставлении фактов о лабораторных исследованиях по «делу Навального». «Мы больше, чем кто-либо другой, заинтересованы в установлении истины,— заверил он напоследок.— Очень надеемся, что наши коллеги на Западе, прежде всего немцы, не будут увиливать и отлынивать от своих международно-правовых обязательств»[5].

 Санкции запустили также процесс своего рода «национального пробуждения» в промышленности. Осознавая всю степень уязвимости своего внутреннего рынка и его зависимости от Запада, Россия поняла, что настало время для диверсификации экономики. Это открыло возможности для развития совместных предприятий с иностранными партнерами (главным образом с китайцами, но и с американцами тоже) — в особенности в тех секторах, которые оказались под санкциями.

экономические санкции и политическая напряженность, помимо экономического ущерба, чреваты еще и потерей доверия российских бизнесменов к их западным, в том числе итальянским, партнерам.

Несмотря на возникшие между ЕС и Россией противоречия, Италия старается сохранить дружеские отношения с Россией — в том числе и на политическом уровне и всегда демонстрировала готовность к поддержанию диалога с Россией.

Восстановление мировой экономики не приобрело устойчивого характера, нарастает геополитическая напряженность, в том числе из-за выхода Британии из состава ЕС, усиливаются риски начала масштабного кризиса в банковском секторе. В этих непростых условиях чрезвычайно важно сохранять и углублять двусторонние экономические связи. Между Россией и Италией всегда существовали активные торговые и инвестиционные партнерства, которые являлись залогом наших взаимовыгодных и добрососедских отношений.

Правительство РФ не однократно подтверждало свою твердую решимость продолжать сотрудничество с Правительством Итальянской Республики и итальянским бизнесом в целях обеспечения финансовой стабильности наших государств, поддержки устойчивого и динамичного экономического роста в обеих странах. С этой целью высшее политическое руководство нашей страны держит в центре внимания вопросы повышения инвестиционной привлекательности России и ее регионов.

Ведется работа по совершенствованию законодательства в части упрощения условий ведения бизнеса и создания необходимых институтов. Результаты работы на этом направлении мы уже видим.

Среди инструментов упрощения условий ведения бизнеса можно выделить Российский фонд прямых инвестиций, созданный для работы с долгосрочными финансовыми и стратегическими иностранными инвесторами. При Председателе Правительства Российской Федерации эффективно функционирует Консультативный совет по иностранным инвестициям, который является площадкой для диалога крупного иностранного бизнеса и власти. Необходимо также упомянуть новые механизмы инвестиционного развития регионов. Наши зарубежные партнеры уже проявляют к ним практический интерес. Речь идет об особых экономических зонах, территориях опережающего развития, свободных портах. Данные форматы позволяют создавать конкурентоспособные условия для ведения бизнеса и реализации инвестиционных проектов за счет введения таможенных и налоговых льгот.

Вместе с тем, нельзя не упомянуть и об опасной тенденции все возрастающего влияния на глобальные экономические процессы политических факторов. Для достижения своих целей развитые государства все более активно прибегают к финансовым, торговым и инвестиционным  инструментам. Убеждены, что односторонние санкции, в т.ч. в отношении России - это тупиковый и контрпродуктивный путь.

Формирование закрытых «торговых клубов» по типу Транстихоокеанского и Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерств ведёт к фрагментации, сложившейся глобальной торгово-политической архитектуры, создаёт новые разделительные линии в мировой экономике. В этой связи региональные торговые соглашения могут служить дополнением к основанной на правилах ВТО многосторонней торговой системе, но не подменять ее.

Италия по итогам 2019 года была пятым крупнейшим поставщиком товаров в Россию (после Китая, Германии, США и Белоруссии), следует из данных ФТС. Общий импорт в Россию из Италии составил почти $11 млрд. Однако сейчас большинство производств там закрыто на карантин, пока страна пытается сдержать рост количества заболевших. По состоянию на 31 марта в Италии зарегистрировано почти 102 тыс. случаев заражения — это второй показатель после США [6].

По данным ФТС за 2019 год, более $4,1 млрд в импорте из Италии в Россию пришлось на группы товарной номенклатуры 84 и 85 («Ядерные реакторы, котлы, оборудование, механические устройства» и «Электрические машины и оборудование»). В том числе $365 млн — краны, клапаны и арматура для трубопроводов, $321 млн — насосы, $251 млн — посудомоечные машины и т.д.

Почти на $1 млрд поставок из республики — фармацевтическая продукция.

$871 млн — одежда и обувь.

$438 млн — алкогольные и безалкогольные напитки, прежде всего вина.

В 2019 году Италия была вторым крупнейшим после Испании поставщиком тихих вин в Россию — она завезла 45 млн л вина на $172 млн, оценивает директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз. Кроме того, она номер один по поставкам игристых вин и вермутов в Россию. В прошлом году Италия поставила на российский рынок 81% всех импортных вермутов (10 млн л на $26 млн) и 70% игристых вин и шампанского (40 млн л на $141 млн).

Италия — третий крупнейший поставщик товаров индустрии моды в Россию после Китая и Бангладеш, ее доля в импорте составляет 7,7%, отметила гендиректор консалтинговой компании Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. Впрочем, доля Китая в аналогичных поставках достигает 41,3%[6].

Большинство продовольствия — молочные продукты, сыры, мясо, овощи и фрукты — Италия не поставляет в Россию из-за эмбарго, введенного российскими властями в 2014 году. Впрочем, некоторые продукты под эмбарго не попали и продолжают ввозиться, например, по данным ФТС, в 2019 году Россия импортировала из Италии:

кофе, чай и пряности на $105,5 млн;

готовые продукты из зерна и муки (к ним относятся макароны и мучные кондитерские изделия) на $82,5 млн;

жиры и масла растительного и животного происхождения на $65,6 млн;

какао и изготовленные из него продукты, в том числе шоколад на $55,8 млн [6].

Несмотря на существенные негативные последствия, вызванные изменением внешнеполитической ситуации, в настоящее время наблюдается положительная динамика развития российско-итальянских отношений в сфере промышленности и высоких технологий. Проведенное 29 октября 2015г. заседание российско-итальянской рабочей группы по промышленности и высоким технологиям свидетельствует о намерении развивать двустороннее сотрудничество. Наиболее приоритетными направлениями сотрудничества в настоящий момент являются такие области промышленности как: металлургия, авиастроение, легкая промышленность, автомобильная промышленность и сельскохозяйственное машиностроение, фармацевтическая, судостроительная и химическая промышленность.

Помимо этого в российско-итальянских отношениях преобладает также и сотрудничество в промышленных отраслях.

Металлургия. Россия и Италия имеет значительный опыт двустороннего сотрудничества в области металлургии, стороны имеют все возможности развивать двустороннее сотрудничество, взаимно увеличивать существующий потенциал, в том числе путем увеличения доступа на рынки металлургической продукции обеих стран. Российская сторона заинтересована в поставках оборудования тяжелого машиностроения для нужд итальянских предприятий.

Автомобильная промышленность. На сегодняшний день Россия имеет все возможности наладить сотрудничество в  области поставок российской автомобильной, сельскохозяйственной, дорожно-строительной техники и железнодорожного подвижного состава на рынок Итальянской Республики. Италия, в свою очередь, являясь производителем «номер один» комплектующих для автомобильной промышленности в Европе, заинтересована в совместном производстве и кооперации.

Авиационная промышленность. Сотрудничество в этой сфере имеет глубокие корни. В настоящее время динамично развивается Программа «Сухой Суперджет – 100», стоит отметить увеличение объемов серийного производства (в 2014 году российским и иностранным заказчикам было поставлено 27 ВС). Стороны проводят совместную работу в целях более активного продвижения проекта на мировых рынках, а также по оптимизации управления Программой, ее индустриальной схемы и других элементов партнерства.

Легкая промышленность. Одним из приоритетных направлений сотрудничества в этой области является локализации итальянского производства в России, инвестирования в сектор текстильной и легкой промышленности, а также предоставления льготных условий оплаты сырья и оборудования для российских предприятий с предоставлением максимальной отсрочки.

Химическая промышленность. Мало кто знает, что практически все ныне действующие химические предприятия были построены в сотрудничестве с итальянскими партнерами. Болонья – это не только город в Италии, это ещё и символ масштабного сотрудничества с Италией – первоначально именно в области нефтехимии. Сегодня российская сторона заинтересована в осуществлении поставок метанола, капролактама, сульфата аммония, циклогексанона, циклогексана и серной кислоты в Италию. Италия в свою очередь имеет возможность поставлять новое оборудование для частично устаревших отечественных нефтехимических комплексов.

Сотрудничество в области инжиниринга. В России существуют меры поддержки создания и развития инжиниринговых центров на территории Российской Федерации, что, несомненно, представляет интерес для итальянской стороны. Существуют перспективы совместного российско-итальянского сотрудничества в области организации инжиниринговых центров, в частности на базе НИЯУ «МИФИ», в сфере промышленного дизайна и инжиниринга между двумя странами.

Особо хочется отметить -  «агрессивность» (в хорошем смысле слова) итальянского предпринимательского сообщества. Несмотря на кризис и на политические катаклизмы, интерес итальянских фирм к российскому рынку нескончаем. Это выражается практически в большом потоке делегаций из Италии в Россию и из России в Италию, в востребованности различного рода семинаров, круглых столов. Это находит отражение и в идеологии создания промышленных округов по итальянской модели, которые уже несколько лет продвигают в России рабочие группы.

Промышленные кластеры по итальянскому типу успешно работают в ряде регионов. Тема промышленных округов Италии оказалась легко воспринята россиянами, так как имела отражение и в нашей истории. Достаточно вспомнить Демидовские заводы на Урале или текстильный округ в городе Иваново. В Италии это некие центры, в которые формируются кластеры из сотен, если не тысяч фирм по одному виду продукции. В качестве примеров можно привести провинцию города Модена, где работает множество фирм, производящих керамические изделия, плитку, строительные материалы. Провинция города Прато и городок Биелла – известные центры развития шерстяной промышленности. Биелла представляет собой студенческий центр с сетью учебных фабрик, куда съезжаются молодые люди из Италии и других стран обучаться новейшим технологиям шерстяного производства. Можно отметить провинцию города Комо – известный в Италии центр индустрии шелка. Не говоря уже о городе Турине и области Пьемонт, где сосредоточена автомобильная промышленность.

Сегодня индустриальные парки являются отдельным направлением сотрудничества между двумя странами. Российская сторона заинтересована в реализации с итальянскими партнерами совместных проектов по созданию и развитию индустриальных парков и технопарков, привлечении резидентов итальянских компаний, а также подборе и размещении производств российских компаний в индустриальных парках и технопарках Итальянской Республики. В этом направлении ведется активная работа, о чем свидетельствует совсем недавняя поездка делегации Правительства Москвы в область Венето и Ломбардия.

Сотрудничество в Арктике. Итальянский парламент запустил программу изучения итальянской стратегии в Арктике. Мотивировано это решение растущим ресурсным и транспортным потенциалом этого региона, а также его геостратегической ролью, в т.ч. в свете якобы предпринимаемых Россией действий по милитаризации Арктики Привлекло внимание принятое комиссией по иностранным делам палаты депутатов итальянского парламента решение о запуске исследования итальянской стратегии в Арктике. Эта форма парламентской работы предполагает проведение в комиссии индивидуальных встреч с представителями национальных и зарубежных компетентных ведомств, дипломатами, научными работниками, независимыми экспертами и сотрудниками НПО для получения сведений по заявленной проблематике. По итогам, как правило, составляется заключительный доклад с возможными рекомендациями правительству.

Мотивируя свой интерес к Арктике, в принятой программе работы по данной теме парламентарии отметили, что в результате климатических изменений и таяния ледников этот регион приобретает особое значение с точки зрения доступа к природным ресурсам и возможности использования новых транспортных маршрутов между Европой и Азией, которые значительно превышают по скорости и экономичности традиционные южные транспортные пути.

Указывается также, что значительную часть береговой линии, выходящей на арктическое пространство, контролирует Россия. Причем российское присутствие в этом районе, по оценкам итальянских депутатов, существенно превышает американское и канадское. В этой связи они считают, что именно наша страна, в т.ч. благодаря вложенным инвестициям, обладает наибольшими возможностями по разработке природных ископаемых и эксплуатации транспортного потенциала Арктики.

Отмечается, что несмотря на такой диспаритет арктических держав, регион остается зоной низкой политической напряженности. Однако ситуация может измениться с учетом связанных с ним растущих геостратегических интересов, о чем свидетельствует, в частности, активизация Пекина, который усиливает свое посольство в Рейкьявике, сделав его одной из самых крупных китайских дипмиссий в Европе.

Отдельного внимания, по мнению парламентариев, заслуживает якобы осуществляемая Россией милитаризация Арктики. Дескать, такие ее действия вызывают серьезную обеспокоенность не только в Европе, но и у многих региональных государств в связи с возможными негативными последствиями для глобальной безопасности.

Подчеркивается, что с учетом всех указанных факторов проблемы Арктики для Италии, несмотря на ее географическую отдаленность, носят весьма актуальный характер. Риму следует реализовывать свои арктические интересы, задействуя в т.ч. возможности своего статуса наблюдателя в арктическом совете.

Отдельно стоит рассмотреть помощь России Италии в борьбе с пандемией коронавируса. Это стало возможным благодаря телефонному разговору лидеров двух стран. В частности, произведены поставки средств защиты, мобильных комплексов на базе «КамАЗа» для аэрозольной дезинфекции транспорта и территории, медицинского и иного оборудования, а также направление бригад российских специалистов для практического содействия в наиболее пострадавших районах страны.

Эти поставки осуществлены по линии Минобороны с задействованием самолетов ВКС России [7]. ВКС России оперативно подготовили девять Ил-76 для помощи Италии. Кроме того, в Италию была направленна группа численностью около 100 человек, в состав которой вошли ведущие специалисты Минобороны в области эпидемиологии и вирусологии.

Италии пришлось столкнуться с «худшим кризисом после Второй мировой войны». На этом фоне итальянские юристы призывали отменить антироссийские санкции. Как заявил глава ассоциации итальянских адвокатов Александро Мария Тирелли, Италия ежегодно теряет 3 млрд долларов, из-за чего пострадали бизнес и ряд отраслей экономики. Организация также обратилась к российскому руководству с просьбой помочь югу страны в борьбе с COVID-19 [7].

В заключении можно отметить, что санкции и антисанкции очень существенно сказались на культурных и торгово-экономических отношениях между Россией и Европой. Более того, санкции оказали психологическое влияние на россиян, которые исходят из убеждения — справедливого или ошибочного — что все эти меры в значительной степени обусловили общее замедление темпов экономического развития. В период частичной нормализации отношений между Россией и странами Запада  Италия закономерно может стать «первым номером» в общении с Россией. В ее лице мы имеем дело с настоящей старой Европой, которая заинтересована в развитии и благополучном существовании Евросоюза, но готова сопротивляться давлению извне. Однако для того, чтобы наболевшие проблемы были разрешены к обоюдному согласию, необходимы постоянные контакты на всех уровнях, а здесь возникают очевидные трудности.

Список литературы

1. Итальянские аграрии оценили потери за пять лет от продэмбарго РФ более чем в €1 млрд // https://tass.ru/ekonomika/6738910

2. Разов: Антироссийские санкции утратили причинно-следственную связь // https://rg.ru/2015/02/17/posol-site.html

3. Протокол XII Заседания Итало-Российского комитета предпринимателей от 11 декабря 2012 (Корсо Маджента, 59, Милан).

4. Открытые письма правительству Итальянской Республики от Итальянской конфедерации промышленников и Итало-Российской торговой палаты. – Милан, 11 сентября 2014.

5. Римотворческая инициатива // https://www.kommersant.ru/doc/4531053

6. РБК// https://www.rbc.ru/economics/31/03/2020/5e81daa79a7947b429f52b75

7. Медицинский спецназ России спасет Италию от смерти // https://vz.ru/world/2020/3/22/1030156.html

8. Гаврилова С.М. Российско-итальянский диалог в эпоху перемен // Дипломатическая служба. 2017. № 2. С. 11-21.

9. Гаврилова С.М., Закаурцева Т.А. Италия: опыт автономий как пример национально-государственного устройства // Вестник Дипломатической академии МИД России. 2017. № 2. С. 71

10. Алифанов А.С., Шангараев Р.Н., Ногмова А.Ш. Правовой механизм лоббизма в России // Международный правовой курьер. 2016. № 4 (16). С. 3-5.

11. Шангараев Р.Н., Лобас Е.В., Трифонов И.В. Роль национальной платежной системы в обеспечении экономического роста и национальной безопасности России // Вестник экономической безопасности. 2016. № 3. С. 336-343


Войти или Создать
* Забыли пароль?