сотрудник
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
ОКСО 38.03.01 Экономика
Введенные Евросоюзом торговые ограничения по отношению к России самым негативным образом отражаются на состоянии итало-российского торгово-экономического сотрудничества. По экономическим показателям итальянская экономика находится в состоянии рецессии. Итальянский экспорт в Россию сократился более чем на треть, что негативно сказывается на предприятиях малого и среднего бизнеса, поставщиках высокотехнологичной продукции (газо- и нефтедобывающего оборудования для работы, в частности, в арктических широтах), на военно-техническом сотрудничестве, которое всегда являлось свидетельством традиционно доверительного партнерства между Россией и Италией.
Россия, ЕС, Италия, санкции, экономический кризис, торгово-экономическое сотрудничество
Каждая страна, независимо от того, является она членом того или иного экономического или политического объединения, чтобы успешно конкурировать на мировой рынке, должна определить свою роль, свое направление развития и свои цели, которые должны быть четкими и конкретными. Интеграция Западной Европы создала ситуацию, в которой страны европейского сообщества имеют возможность выступить с единых позиций на международной арене, но совершенно очевидно, что принятие некоторых внешнеполитических решений не отвечает национальным интересам отдельных стан.
Такие вызовы, как финансовый кризис, неконтролируемые миграционные потоки, рост числа беженцев и вынужденных переселенцев, демографические проблемы, разрушение окружающей среды, терроризм и организованная преступность в рамках национального государства, приобрели характер угрозы внутренней для всего Европейского Союза, но внешней для отдельных государств.
Евросоюз и США с 2014 года ввели санкции в отношении РФ в связи с событиями на Украине и неоднократно расширяли и продлевали их. В ответ Россия 7 августа 2014 года ввела запрет на импорт некоторых видов сельхозпродукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели антироссийские санкции. Продовольственное эмбарго, как и западные санкции, действует до сих пор. По данным Министерства сельского хозяйства, за последние пять лет Россия снизила импорт продовольствия на 31,2% - с $43,3 млрд в 2013 году до $29,8 млрд в 2018 году [1].
Санкции против России и ответное эмбарго оказали негативное влияние на товарооборот между нашими странами и непосредственно на итальянский экспорт в Россию. Как отметил Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Итальянской Республике Сергей Сергеевич Разов «веденные торговые ограничения не отвечают национальным интересам Италии. Бизнес-сообщество в основной своей массе выступает за восстановление полноформатного сотрудничества»[2].
Прямые потери итальянских аграриев и производителей продуктов питания за пять лет после введения Россией продовольственного эмбарго в отношении стран ЕС составили более €1 млрд. Об этом говорится в заявлении итальянской ассоциации сельхозпроизводителей Coldiretti, опубликованном в годовщину введения российского продэмбарго, которое стало ответом на санкции, объявленные Евросоюзом в отношении РФ. "Экспорт сельскохозяйственной и продовольственной продукции Made in Italy потерял более €1 млрд в последние пять лет из-за прекращения поставок в Россию, которая ввела запрет на ввоз в отношении целого ряда важных продуктов питания, таких как фрукты и овощи, сыры, мясо и колбасы, а также рыбу из ЕС, США, Канады, Норвегии и Австралии" [3].
Италия, являясь членом Европейского Союза, вынуждена следовать общему курсу, не смотря на то, что внешнеполитические действия с каждым годом наносят все больший вред экономике Республики.
Сейчас, когда всем уже очевидно, что западные санкции в отношении России еще долго останутся в силе, двусторонние контакты с отдельными странами выглядят интереснее малоперспективных диалогов с ЕС, США и НАТО, то есть переговоров на блоковом уровне. Предпочтительнее выстраивать отношения с теми государствами, где имеются современные технологии, интерес к сотрудничеству со стороны бизнеса и представителей культуры, а также отсутствует идиосинкразия или фобии в отношении России. Италия, безусловно, одна из таких стран. И к тому же это третья по величине экономика еврозоны и восьмая – по размеру номинального ВВП в мире.
Несмотря на хорошее отношение к России в целом со стороны политиков правящей в Италии коалиции партий, никаких значимых технологий российская экономика скорее всего не получит, как и масштабных прямых инвестиций, пока не наступит потепление на общеевропейском уровне. Тем не менее в некоторых отраслях и отдельных проектах успех вполне возможен, поэтому усилия не окажутся напрасными, и стоит попробовать выстроить взаимодействие хотя бы на уровне отдельных компаний.
Несмотря на негативную динамику итало-российского сотрудничества, итальянские предприниматели не покидают Россию и не оставляют свои девелоперские проекты. Частные инвесторы не забирают свои капиталовложения, напротив, используют новые возможности для инвестирования, учитывая выгодный курс при обмене валют. На территории России в настоящее время зарегистрированы и ведут активную деятельность более 400 итальянских компаний.
В настоящий момент ведется работа над такими инвестиционными итальянскими проектами как: строительство в России завода по производству высокоточных метеллообрабатывающих станков, поставка единой автоматизированной системы пропускного контроля для всех видов транспорта, строительство завода по производству дизельных моторов, строительство завода по производству летательных дронов в Московской области, проект строительства завода по производству труб и резервуаров из спецстеклопластика в Калужской области, строительство завода кованых изделий в Омской области, реконструкция и преобразование военного аэропорта «Клин-5» в гражданский аэропорт, строительство участков третьего пересадочного контура московского метрополитена и др.
В ходе XIII Заседания Итало-Российского Комитета Предпринимателей, действующего в рамках Совета по экономическому, промышленному и финансовому сотрудничеству, которое прошло в Милане 11 декабря 2012 г. были обсуждены вопросы общего состояния итало-российского сотрудничества, а также определены актуальные проблемы итальянских и российских предпринимателей [4].
Среди проблем общего характера, характерных для обеих сторон выделяются следующие:
-
Визы и разрешения: обе стороны заинтересованы в отмене визового режима в связи с тем, что постоянно увеличивается число людей, циркулирующих между Италией и Россией. Предлагается упростить процедуру выдачи разрешений на работу, при этом отмечаются некоторые улучшения в связи с недавним принятием ряда законов в Российской Федерации. Тем не менее, введение новых правил по выдаче шенгенских виз только усложнило ситуацию.
-
Сертификация соответствия: отсутствие нормативов приводит к произволу, коррупции и неразберихе. Необходимо уточнить и унифицировать европейское и российское законодательство в сфере сертификации в связи с заключением нового таможенного соглашения между Российской Федерацией, Белоруссией и Казахстаном.
-
Лицензии для итальянских компаний: в настоящее время имеют ограниченный срок действия и носят узко специализированный характер, итальянские компании заинтересованы в увеличении срока их действия и расширении их на смежные отрасли, которые может осуществлять предприятие;
-
Таможенный контроль: все еще актуален совместный проект “Упрощенный таможенный коридор”, разработанный Федеральной таможенной службой Российской Федерации и Таможенной службой Итальянской Республики. Ряд ограничений, действующих на таможне, в определенных случаях препятствуют свободному движению некоторых товаров и сужают категории допущенных к импорту товаров, лишить таможенного служащего возможности действовать по собственному усмотрению. «Упрощенный таможенный коридор» мог бы устранит многие из существующих препятствий.
Многие ассоциации, представляющие интересы итальянских предпринимателей в Российской Федерации последовательно выступают за отмену санкций Евросоюза по отношению к России[4]. Сразу после их введения правительству Италии были направлены открытые письма, выражающие мнение итальянского делового сообщества и предпринимателей, относительно вреда, который они наносят итальянской экономике и, прежде всего, малым и средним предприятиям
В октябре 2020 года главы МИД европейских стран (а значит, и господин Ди Майо) договорились о персональных санкциях в отношении ряда россиян, по мнению ЕС, «причастных к отравлению Алексея Навального».
Сергей Лавров в ответ обвинил ЕС в подмене дипломатического искусства санкциями, США — в давлении на своих европейских коллег и союзников, Украину — в препятствии реализации минских договоренностей, а ФРГ, Францию и Швецию — в непредоставлении фактов о лабораторных исследованиях по «делу Навального». «Мы больше, чем кто-либо другой, заинтересованы в установлении истины,— заверил он напоследок.— Очень надеемся, что наши коллеги на Западе, прежде всего немцы, не будут увиливать и отлынивать от своих международно-правовых обязательств»[5].
Санкции запустили также процесс своего рода «национального пробуждения» в промышленности. Осознавая всю степень уязвимости своего внутреннего рынка и его зависимости от Запада, Россия поняла, что настало время для диверсификации экономики. Это открыло возможности для развития совместных предприятий с иностранными партнерами (главным образом с китайцами, но и с американцами тоже) — в особенности в тех секторах, которые оказались под санкциями.
экономические санкции и политическая напряженность, помимо экономического ущерба, чреваты еще и потерей доверия российских бизнесменов к их западным, в том числе итальянским, партнерам.
Несмотря на возникшие между ЕС и Россией противоречия, Италия старается сохранить дружеские отношения с Россией — в том числе и на политическом уровне и всегда демонстрировала готовность к поддержанию диалога с Россией.
Восстановление мировой экономики не приобрело устойчивого характера, нарастает геополитическая напряженность, в том числе из-за выхода Британии из состава ЕС, усиливаются риски начала масштабного кризиса в банковском секторе. В этих непростых условиях чрезвычайно важно сохранять и углублять двусторонние экономические связи. Между Россией и Италией всегда существовали активные торговые и инвестиционные партнерства, которые являлись залогом наших взаимовыгодных и добрососедских отношений.
Правительство РФ не однократно подтверждало свою твердую решимость продолжать сотрудничество с Правительством Итальянской Республики и итальянским бизнесом в целях обеспечения финансовой стабильности наших государств, поддержки устойчивого и динамичного экономического роста в обеих странах. С этой целью высшее политическое руководство нашей страны держит в центре внимания вопросы повышения инвестиционной привлекательности России и ее регионов.
Ведется работа по совершенствованию законодательства в части упрощения условий ведения бизнеса и создания необходимых институтов. Результаты работы на этом направлении мы уже видим.
Среди инструментов упрощения условий ведения бизнеса можно выделить Российский фонд прямых инвестиций, созданный для работы с долгосрочными финансовыми и стратегическими иностранными инвесторами. При Председателе Правительства Российской Федерации эффективно функционирует Консультативный совет по иностранным инвестициям, который является площадкой для диалога крупного иностранного бизнеса и власти. Необходимо также упомянуть новые механизмы инвестиционного развития регионов. Наши зарубежные партнеры уже проявляют к ним практический интерес. Речь идет об особых экономических зонах, территориях опережающего развития, свободных портах. Данные форматы позволяют создавать конкурентоспособные условия для ведения бизнеса и реализации инвестиционных проектов за счет введения таможенных и налоговых льгот.
Вместе с тем, нельзя не упомянуть и об опасной тенденции все возрастающего влияния на глобальные экономические процессы политических факторов. Для достижения своих целей развитые государства все более активно прибегают к финансовым, торговым и инвестиционным инструментам. Убеждены, что односторонние санкции, в т.ч. в отношении России - это тупиковый и контрпродуктивный путь.
Формирование закрытых «торговых клубов» по типу Транстихоокеанского и Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерств ведёт к фрагментации, сложившейся глобальной торгово-политической архитектуры, создаёт новые разделительные линии в мировой экономике. В этой связи региональные торговые соглашения могут служить дополнением к основанной на правилах ВТО многосторонней торговой системе, но не подменять ее.
Италия по итогам 2019 года была пятым крупнейшим поставщиком товаров в Россию (после Китая, Германии, США и Белоруссии), следует из данных ФТС. Общий импорт в Россию из Италии составил почти $11 млрд. Однако сейчас большинство производств там закрыто на карантин, пока страна пытается сдержать рост количества заболевших. По состоянию на 31 марта в Италии зарегистрировано почти 102 тыс. случаев заражения — это второй показатель после США [6].
По данным ФТС за 2019 год, более $4,1 млрд в импорте из Италии в Россию пришлось на группы товарной номенклатуры 84 и 85 («Ядерные реакторы, котлы, оборудование, механические устройства» и «Электрические машины и оборудование»). В том числе $365 млн — краны, клапаны и арматура для трубопроводов, $321 млн — насосы, $251 млн — посудомоечные машины и т.д.
Почти на $1 млрд поставок из республики — фармацевтическая продукция.
$871 млн — одежда и обувь.
$438 млн — алкогольные и безалкогольные напитки, прежде всего вина.
В 2019 году Италия была вторым крупнейшим после Испании поставщиком тихих вин в Россию — она завезла 45 млн л вина на $172 млн, оценивает директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз. Кроме того, она номер один по поставкам игристых вин и вермутов в Россию. В прошлом году Италия поставила на российский рынок 81% всех импортных вермутов (10 млн л на $26 млн) и 70% игристых вин и шампанского (40 млн л на $141 млн).
Италия — третий крупнейший поставщик товаров индустрии моды в Россию после Китая и Бангладеш, ее доля в импорте составляет 7,7%, отметила гендиректор консалтинговой компании Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. Впрочем, доля Китая в аналогичных поставках достигает 41,3%[6].
Большинство продовольствия — молочные продукты, сыры, мясо, овощи и фрукты — Италия не поставляет в Россию из-за эмбарго, введенного российскими властями в 2014 году. Впрочем, некоторые продукты под эмбарго не попали и продолжают ввозиться, например, по данным ФТС, в 2019 году Россия импортировала из Италии:
кофе, чай и пряности на $105,5 млн;
готовые продукты из зерна и муки (к ним относятся макароны и мучные кондитерские изделия) на $82,5 млн;
жиры и масла растительного и животного происхождения на $65,6 млн;
какао и изготовленные из него продукты, в том числе шоколад на $55,8 млн [6].
Несмотря на существенные негативные последствия, вызванные изменением внешнеполитической ситуации, в настоящее время наблюдается положительная динамика развития российско-итальянских отношений в сфере промышленности и высоких технологий. Проведенное 29 октября 2015г. заседание российско-итальянской рабочей группы по промышленности и высоким технологиям свидетельствует о намерении развивать двустороннее сотрудничество. Наиболее приоритетными направлениями сотрудничества в настоящий момент являются такие области промышленности как: металлургия, авиастроение, легкая промышленность, автомобильная промышленность и сельскохозяйственное машиностроение, фармацевтическая, судостроительная и химическая промышленность.
Помимо этого в российско-итальянских отношениях преобладает также и сотрудничество в промышленных отраслях.
Металлургия. Россия и Италия имеет значительный опыт двустороннего сотрудничества в области металлургии, стороны имеют все возможности развивать двустороннее сотрудничество, взаимно увеличивать существующий потенциал, в том числе путем увеличения доступа на рынки металлургической продукции обеих стран. Российская сторона заинтересована в поставках оборудования тяжелого машиностроения для нужд итальянских предприятий.
Автомобильная промышленность. На сегодняшний день Россия имеет все возможности наладить сотрудничество в области поставок российской автомобильной, сельскохозяйственной, дорожно-строительной техники и железнодорожного подвижного состава на рынок Итальянской Республики. Италия, в свою очередь, являясь производителем «номер один» комплектующих для автомобильной промышленности в Европе, заинтересована в совместном производстве и кооперации.
Авиационная промышленность. Сотрудничество в этой сфере имеет глубокие корни. В настоящее время динамично развивается Программа «Сухой Суперджет – 100», стоит отметить увеличение объемов серийного производства (в 2014 году российским и иностранным заказчикам было поставлено 27 ВС). Стороны проводят совместную работу в целях более активного продвижения проекта на мировых рынках, а также по оптимизации управления Программой, ее индустриальной схемы и других элементов партнерства.
Легкая промышленность. Одним из приоритетных направлений сотрудничества в этой области является локализации итальянского производства в России, инвестирования в сектор текстильной и легкой промышленности, а также предоставления льготных условий оплаты сырья и оборудования для российских предприятий с предоставлением максимальной отсрочки.
Химическая промышленность. Мало кто знает, что практически все ныне действующие химические предприятия были построены в сотрудничестве с итальянскими партнерами. Болонья – это не только город в Италии, это ещё и символ масштабного сотрудничества с Италией – первоначально именно в области нефтехимии. Сегодня российская сторона заинтересована в осуществлении поставок метанола, капролактама, сульфата аммония, циклогексанона, циклогексана и серной кислоты в Италию. Италия в свою очередь имеет возможность поставлять новое оборудование для частично устаревших отечественных нефтехимических комплексов.
Сотрудничество в области инжиниринга. В России существуют меры поддержки создания и развития инжиниринговых центров на территории Российской Федерации, что, несомненно, представляет интерес для итальянской стороны. Существуют перспективы совместного российско-итальянского сотрудничества в области организации инжиниринговых центров, в частности на базе НИЯУ «МИФИ», в сфере промышленного дизайна и инжиниринга между двумя странами.
Особо хочется отметить - «агрессивность» (в хорошем смысле слова) итальянского предпринимательского сообщества. Несмотря на кризис и на политические катаклизмы, интерес итальянских фирм к российскому рынку нескончаем. Это выражается практически в большом потоке делегаций из Италии в Россию и из России в Италию, в востребованности различного рода семинаров, круглых столов. Это находит отражение и в идеологии создания промышленных округов по итальянской модели, которые уже несколько лет продвигают в России рабочие группы.
Промышленные кластеры по итальянскому типу успешно работают в ряде регионов. Тема промышленных округов Италии оказалась легко воспринята россиянами, так как имела отражение и в нашей истории. Достаточно вспомнить Демидовские заводы на Урале или текстильный округ в городе Иваново. В Италии это некие центры, в которые формируются кластеры из сотен, если не тысяч фирм по одному виду продукции. В качестве примеров можно привести провинцию города Модена, где работает множество фирм, производящих керамические изделия, плитку, строительные материалы. Провинция города Прато и городок Биелла – известные центры развития шерстяной промышленности. Биелла представляет собой студенческий центр с сетью учебных фабрик, куда съезжаются молодые люди из Италии и других стран обучаться новейшим технологиям шерстяного производства. Можно отметить провинцию города Комо – известный в Италии центр индустрии шелка. Не говоря уже о городе Турине и области Пьемонт, где сосредоточена автомобильная промышленность.
Сегодня индустриальные парки являются отдельным направлением сотрудничества между двумя странами. Российская сторона заинтересована в реализации с итальянскими партнерами совместных проектов по созданию и развитию индустриальных парков и технопарков, привлечении резидентов итальянских компаний, а также подборе и размещении производств российских компаний в индустриальных парках и технопарках Итальянской Республики. В этом направлении ведется активная работа, о чем свидетельствует совсем недавняя поездка делегации Правительства Москвы в область Венето и Ломбардия.
Сотрудничество в Арктике. Итальянский парламент запустил программу изучения итальянской стратегии в Арктике. Мотивировано это решение растущим ресурсным и транспортным потенциалом этого региона, а также его геостратегической ролью, в т.ч. в свете якобы предпринимаемых Россией действий по милитаризации Арктики Привлекло внимание принятое комиссией по иностранным делам палаты депутатов итальянского парламента решение о запуске исследования итальянской стратегии в Арктике. Эта форма парламентской работы предполагает проведение в комиссии индивидуальных встреч с представителями национальных и зарубежных компетентных ведомств, дипломатами, научными работниками, независимыми экспертами и сотрудниками НПО для получения сведений по заявленной проблематике. По итогам, как правило, составляется заключительный доклад с возможными рекомендациями правительству.
Мотивируя свой интерес к Арктике, в принятой программе работы по данной теме парламентарии отметили, что в результате климатических изменений и таяния ледников этот регион приобретает особое значение с точки зрения доступа к природным ресурсам и возможности использования новых транспортных маршрутов между Европой и Азией, которые значительно превышают по скорости и экономичности традиционные южные транспортные пути.
Указывается также, что значительную часть береговой линии, выходящей на арктическое пространство, контролирует Россия. Причем российское присутствие в этом районе, по оценкам итальянских депутатов, существенно превышает американское и канадское. В этой связи они считают, что именно наша страна, в т.ч. благодаря вложенным инвестициям, обладает наибольшими возможностями по разработке природных ископаемых и эксплуатации транспортного потенциала Арктики.
Отмечается, что несмотря на такой диспаритет арктических держав, регион остается зоной низкой политической напряженности. Однако ситуация может измениться с учетом связанных с ним растущих геостратегических интересов, о чем свидетельствует, в частности, активизация Пекина, который усиливает свое посольство в Рейкьявике, сделав его одной из самых крупных китайских дипмиссий в Европе.
Отдельного внимания, по мнению парламентариев, заслуживает якобы осуществляемая Россией милитаризация Арктики. Дескать, такие ее действия вызывают серьезную обеспокоенность не только в Европе, но и у многих региональных государств в связи с возможными негативными последствиями для глобальной безопасности.
Подчеркивается, что с учетом всех указанных факторов проблемы Арктики для Италии, несмотря на ее географическую отдаленность, носят весьма актуальный характер. Риму следует реализовывать свои арктические интересы, задействуя в т.ч. возможности своего статуса наблюдателя в арктическом совете.
Отдельно стоит рассмотреть помощь России Италии в борьбе с пандемией коронавируса. Это стало возможным благодаря телефонному разговору лидеров двух стран. В частности, произведены поставки средств защиты, мобильных комплексов на базе «КамАЗа» для аэрозольной дезинфекции транспорта и территории, медицинского и иного оборудования, а также направление бригад российских специалистов для практического содействия в наиболее пострадавших районах страны.
Эти поставки осуществлены по линии Минобороны с задействованием самолетов ВКС России [7]. ВКС России оперативно подготовили девять Ил-76 для помощи Италии. Кроме того, в Италию была направленна группа численностью около 100 человек, в состав которой вошли ведущие специалисты Минобороны в области эпидемиологии и вирусологии.
Италии пришлось столкнуться с «худшим кризисом после Второй мировой войны». На этом фоне итальянские юристы призывали отменить антироссийские санкции. Как заявил глава ассоциации итальянских адвокатов Александро Мария Тирелли, Италия ежегодно теряет 3 млрд долларов, из-за чего пострадали бизнес и ряд отраслей экономики. Организация также обратилась к российскому руководству с просьбой помочь югу страны в борьбе с COVID-19 [7].
В заключении можно отметить, что санкции и антисанкции очень существенно сказались на культурных и торгово-экономических отношениях между Россией и Европой. Более того, санкции оказали психологическое влияние на россиян, которые исходят из убеждения — справедливого или ошибочного — что все эти меры в значительной степени обусловили общее замедление темпов экономического развития. В период частичной нормализации отношений между Россией и странами Запада Италия закономерно может стать «первым номером» в общении с Россией. В ее лице мы имеем дело с настоящей старой Европой, которая заинтересована в развитии и благополучном существовании Евросоюза, но готова сопротивляться давлению извне. Однако для того, чтобы наболевшие проблемы были разрешены к обоюдному согласию, необходимы постоянные контакты на всех уровнях, а здесь возникают очевидные трудности.
1. Итальянские аграрии оценили потери за пять лет от продэмбарго РФ более чем в €1 млрд // https://tass.ru/ekonomika/6738910
2. Разов: Антироссийские санкции утратили причинно-следственную связь // https://rg.ru/2015/02/17/posol-site.html
3. Протокол XII Заседания Итало-Российского комитета предпринимателей от 11 декабря 2012 (Корсо Маджента, 59, Милан).
4. Открытые письма правительству Итальянской Республики от Итальянской конфедерации промышленников и Итало-Российской торговой палаты. – Милан, 11 сентября 2014.
5. Римотворческая инициатива // https://www.kommersant.ru/doc/4531053
6. РБК// https://www.rbc.ru/economics/31/03/2020/5e81daa79a7947b429f52b75
7. Медицинский спецназ России спасет Италию от смерти // https://vz.ru/world/2020/3/22/1030156.html
8. Гаврилова С.М. Российско-итальянский диалог в эпоху перемен // Дипломатическая служба. 2017. № 2. С. 11-21.
9. Гаврилова С.М., Закаурцева Т.А. Италия: опыт автономий как пример национально-государственного устройства // Вестник Дипломатической академии МИД России. 2017. № 2. С. 71
10. Алифанов А.С., Шангараев Р.Н., Ногмова А.Ш. Правовой механизм лоббизма в России // Международный правовой курьер. 2016. № 4 (16). С. 3-5.
11. Шангараев Р.Н., Лобас Е.В., Трифонов И.В. Роль национальной платежной системы в обеспечении экономического роста и национальной безопасности России // Вестник экономической безопасности. 2016. № 3. С. 336-343