УДК 33 Экономика. Экономические науки
В статье на основе результатов анализа основных показателей развития промышленности Воронежской области выявлена динамика их роста. При этом региональные темпы роста превышают общероссийские. На основании выявленной тенденции сделан вывод об эффективном проведении региональной промышленной политики. Активизация деятельности в сфере модернизации промышленности региона отражает проводимую промышленную политику. Определено, что благоприятные условия для ведения промышленно-производственной деятельности и инвестиционная привлекательность региона зависят от системного подхода к развитию промышленных кластеров, территорий опережающего социально-экономического развития, техно- и индустриальных парков. Определены составляющие перспектив высокотехнологичного промышленного комплекса, ключевые направления совершенствования региональной промышленной политики, а именно, нормативно-правовое и организационное обеспечение, реализация региональных программ и федеральных проектов, сотрудничество с бизнес-структурами. Особая экономическая зона промышленно-производственного типа на инновационной основе способствует импортозамещению и созданию новых видов промышленной продукции. Распределение регионов по различному уровню развития промышленности в России свидетельствует о необходимости решения проблем эффективного пространственного планирования и размещения в стране производительных сил, применения селективного управления пространственным развитием страны. Важное влияние на экономическое развития регионов страны оказывает содержание региональной промышленной политики и способы ее реализации.
промышленная политика, региональные приоритеты, инструменты, институты развития
ВВЕДЕНИЕ
Формирование региональной промышленной политики связано с высокой значимостью промышленного комплекса, наличием низкотехнологичных отраслей промышленности, социальных, экологических и прочих проблем. Ожидаемыми результатами реализации региональной промышленной политики выступают повышение конкурентоспособности региональных производителей, улучшение благосостояния населения региона и рост налоговой базы региональных бюджетов. Для развития промышленного потенциала используются инструменты правового, экономического и организационного характера [3]. Региональная промышленная политика, с одной стороны, должна логично увязываться с федеральными программами и проектами, а с другой стороны, учитывать факторы, ресурсы, условия регионального промышленного комплекса [2]. Разработка региональной промышленной политики позволяет привлечь широкий круг стейкхолдеров на конкурентной основе, сбалансировав экономические интересы.
Ряд исследователей отмечают, что современная промышленная политика как на национальном, так и на региональных уровнях тесно переплетается с инновационной, инвестиционной, структурной политиками. Поэтому новые источники роста промышленного производства могут быть связаны с применением разнообразных инструментов технологического совершенствования производственного сектора [1, 3, 9].
В концепте новой промышленной политики регионального уровня сочетаются горизонтальная и вертикальная ее виды, поскольку требуется не только защита неконкурентоспособных отраслей, стимулирование спроса и импортозамещение, а технологический прорыв по направлению к Индустрии 4.0, формирование нового спроса и экспортоориентированное производство [10]. Характерными чертами новой промышленной политики выступают: взаимозависимость и взаимодополняемость составляющих региональной политики, универсальность применяемых инструментов и адаптивность к постоянно изменяющимся технологическим и организационным условиям [11, 12].
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель настоящего исследования состояния и перспектив модернизации региональной промышленной политики состоит в разработке рекомендаций по преобразованию промышленного комплекса региона соответственно требованиям внутреннего и внешнего рынка.
1. Головенчик, Г. Г. Цифровая трансформация промышленности Китая: опыт для ЕАЭС / Г. Г. Головенчик, Ван Юань; под общ. ред. М. М. Ковалёва. – Минск: Изд. центр БГУ, 2020. – 166 с.
2. Доклад о состоянии и развитии промышленности Воронежской области за 2019 год. // https://www.govvrn.ru/organizacia/-/~/id/844350
3. Мантуров Д. В. Принципы и подходы к реализации региональной промышленной политики на федеральном уровне // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т. 7, № 4(25). С. 8–18.
4. Отчет о выполнении Плана реализации государственной программы Воронежской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» за I полугодие 2020 года. https://www.govvrn.ru/organizacia/-/~/id/844350
5. Промышленное производство. Индексы промышленного производства по субъектам Российской Федерации. // https://rosstat.gov.ru/enterprise_industrial
6. Промышленное производство. Индексы производства по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» по субъектам Российской Федерации. // https://rosstat.gov.ru/enterprise_industrial
7. Постановление от 30.10.2015 г. № 840 Об утверждении государственной программы Воронежской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (изм. от 30.03.2020 г.)
8. Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года. // Департамент экономического развития Воронежской области. – URL: https://econom.govvrn.ru/its/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya
9. Чернова В.Ю. Новая промышленная политика развитых стран / В.Ю. Чернова // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том 8. №10А. – С. 271-278.
10. Lane, N. (2020). The new empirics of industrial policy. Journal of Industry, Competition and Trade, 20, 209-234. https://doi.org/10.1007/s10842-019-00323-2
11. Simachev Y., Kuzyk M., Kuznetsov B., Pogrebnyak E. (2014) Russia on the Path Towards a New Technology Industrial Policy: Exciting Prospects and Fatal Traps. Foresight-Russia, vol. 8, no 4, pp. 6–23.
12. Singh, Harsha Vardhana. 2016. New Industrial Policy and Manufacturing: Options for International Trade Policy. E15 Expert Group on Reinvigorating Manufacturing: New Industrial Policy and the Trade System – Policy Options Paper. E15Initiative. Geneva: International Centre for Trade and Sustainable Development (ICTSD) and World Economic Forum.