Россия
Россия
Введение: В статье предлагается актуальная для современной науки проблема управления качеством дошкольного образования посредством профессиональной компетентности педагога, рассматривается структура профессиональной компетентности педагога дошкольного образования и входящие в ее состав образовательные и социальные компетенции. Материалы и методы: Для понимания сущности профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, выделения ее структуры используются такие методы исследования, как анализ нормативно-правовых документов, в которых определены требования к квалификации педагогов, а также анализ научных исследований, рассматривающих различные подходы к пониманию сущности профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Результаты: По итогам анализа нормативно-правовых документов и научных исследований рассмотрена сущность основных понятий - «качество дошкольного образования», «управление качеством дошкольного образования», «профессиональная компетентность педагога дошкольного образования», структура профессиональной компетентности педагога дошкольного образования как комплекс образовательных и социальных компетенций. Обсуждение: В статье подчеркивается, что профессиональная компетентность педагога является одним из средств управления качеством дошкольного образования через реализацию образовательных и социальных компетенций. Заключение: По итогам изучения нормативно-правовых документов и научных исследований дается обоснование содержания феномена «профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования», предлагается структура профессиональной компетенции, характеристика образовательных и социальных компетенций, что в дальнейшем позволит определить для них соответствующие критерии, показатели и методы оценивания, а также формы и методы работы по формированию профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования.
качество дошкольного образования, управление качеством дошкольного образования, компетенция, компетентность, профессиональная компетентность педагога дошкольного образования, образовательная программа, структура профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, образовательные и социальные компетенции педагога дошкольного образования
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/ (дата обращения: 10.03.2020)
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 10.03.2020)
3. Шишов С. Е., Кальней В. А., Гирба Е. Ю. Мониторинг качества образовательного процесса в школе: монография. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 205 с
4. Профессиональная деятельность педагога: новые подходы и решения: коллективная монография / А. Ю. Нагорнова, Л. Ю. Байбородова, Р. М. Шерайзина и др.; отв. ред. А. Ю. Нагорнова]. - Ульяновск: Зебра, 2017. - 287 с
5. Как воспитателю выстраивать деятельность по профессиональному стандарту / авт.-сост. Ю. А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2018. - 209 с
6. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность: приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. № 1547 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70859410/ (дата обращения: 10.03.2020)
7. Персонифицированная программа развития профессиональной компетентности воспитателя / С. В. Абасова, С. Ф. Багаутдинова, С. В. Владельщикова. - Магнитогорск: Магнитогорский дом печати, 2019. - 79 с
8. Соломенникова О., Гладкова Ю. Профессиональная компетентность современного педагога: вопросы формирования и непрерывного совершенствования // Дошкольное воспитание. 2018. - № 11. - С. 86-93
9. Абашина В. В. К вопросу о профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в современных условиях // Мир науки. 2017. - № 1. - Т. 5. [Электронный ресурс]. URL: http://mir-nauki.com/PDF/49PDMN117.pdf/ (дата обращения: 10.03.2020)
10. Панфилова О. И. Понятие «профессиональная компетентность» и различные подходы к изучению феномена данного понятия // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). - Казань: Бук, 2016. - С. 3-6
11. Молчанов С. Г., Садыкова Т. Н. Основания для построения теории профессионально-педагогической компетентности // Социум и власть. 2018. - № 1(69). - С. 113-126
12. Молчанов С. Г., Садыкова Т. Н. «Целевые ориентиры», «результаты освоения», «учебные достижения» или все-таки поступки - объект мониторинга // Детский сад от А до Я: Научно-методический журнал для педагогов и родителей. 2018. - № 3(93). - С. 4-20