В статье на примере проведения урока русского языка в третьем классе раскрывается методика формирования у младших школьников умения самостоятельно конструировать монологические тексты. Автором продемонстрирована эффективность использования комплекса методических приемов, которые способствуют освоению учащимися умения анализировать и различать тексты разных типов: повествование, описание, рассуждение. Это позволяет третьеклассникам создавать собственные тексты с учетом особенностей того типа, к которому они относятся. Принимая во внимание склонность детей младшего школьного возраста к игре, исследовательской деятельности и диалогу со сверстниками, педагог предлагает им в процессе урока дидактическую игру, учебный диалог и дискуссию.
учащиеся третьих классов; монологический текст, особенности разных типов текста: описание, повествование, рассуждение; освоение умения самостоятельно создавать текст; комплекс методических приемов; дидактическая игра; учебный диалог; дискуссия
1. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи. – М.: Просвещение, 1974. – 256 с.
2. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. – М.: Академия, 1998. – 237 с.
3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2015. – 472 с.
4. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: теория и практика написания. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с.
5. Речевое развитие младших школьников / под ред. Н.С. Рождественского. – М.: Просвещение, 1990. – 298 с.
6. Саломатина Л.С. Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение). – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 124 с.
7. Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе. – СПб.: Питер, 2005. – 322 с.