Воронеж, Воронежская область, Россия
Воронеж, Россия
УДК 34 Право. Юридические науки
ГРНТИ 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
В статье актуальная и недостаточно разработанная в отечественных психолого-педагогических исследованиях проблема предупреждения профессионального маргинализма изучается в аспекте формирования в образовательном процессе ведомственных вузов его антипода – профессиональной идентичности сотрудников органов внутренних дел. Профессиональный маргинализм сотрудников органов внутренних дел определяется как интегративный психологический феномен, отражающий состояние и личностную позицию ментальной непринадлежности к профессиональной морали сообщества сотрудников, которые порождены утратой нравственных ценностей правоохранительной деятельности, деформациями профессионального самосознания при сохранении формальной причастности к избранной профессии. Определяются направления и доминанты педагогической деятельности, обеспечивающие эффективное формирование профессиональной идентичности будущих специалистов в образовательном процессе ведомственных вузов, способствующие предупреждению профессионального маргинализма. Предлагается Программа формирования профессиональной идентичности и предупреждения профессионального маргинализма будущих специалистов органов внутренних дел в образовательном процессе ведомственных вузов. На примере раздела «Физическая подготовка» предлагаемой программы приводится характеристика: локальной цели и задач; методов и средств проведения занятий по физической подготовке; организации внеаудиторной работы с курсантами; их самостоятельной деятельности; диагностического инструментария, позволяющего проводить критериальную оценку динамики сформированности профессиональной идентичности в соответствии с её ценностным, мотивационным, когнитивным, деятельностным и рефлексивным компонентами; методического сопровождения, результатов. Выявляются педагогические условия, которые необходимо создать на занятиях по физической подготовке для эффективной реализации разработанной программы.
профессиональная идентичность, профессиональный маргинализм, физическая подготовка, педагогические условия
1. Черепанов А. С. Криминологическая характеристика личности сотрудника органов внутренних дел как субъекта коррупционного преступления // Научный портал МВД России. – 2020. – № 2 (50). – С.40–47.
2. Park R. E. Human migration and the marginal man // American Journal of Sociology. – 1928. – Vol. 33. – № 6. – P. 881–893. – URL: http: //www. journals.uchicago.edu›doi/10.1086/214592 (дата обращения: 02.11.2020). DOI: https://doi.org/10.1086/214592
3. Калашников А. И., Минюрова С. А. Профессиональная приверженность и профессиональный маргинализм педагогов // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22. – № 5. – C. 5–13.
4. Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья 1) // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 4. – С. 51–60.
5. Вайтулевич С. Н. Маргинальное сознание и поведение как аспект социально-психологической организации маргинальной личности // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 2. – С. 60–81.
6. Булгаков А. В. Психологические механизмы профессионально-нравственной деформации личности: выявление и оценка (на примере психологов правоохранительных органов) // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2020. – Т. 25. – № 4 (83). – С. 366–375. DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-14001.
7. Мещерякова Е. И., Панферкина И. С. К вопросу о реализации воспитательного потенциала правовых дисциплин для становления профессиональной идентичности // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2020. – № 2 (44). – С. 7–13.
8. Миняева Н. М. Актуализация ресурса самообразовательной деятельности студента как инновационная проблема // Образование и саморазвитие. – 2011. – № 5 (27). – С. 18–23.
9. Рулиене Л. Н. Условия развития структуры образовательного процесса университета // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – Сер. 7. Педагогика. – Вып. 1. – С. 203–208.
10. Вербицкий А. А. Познавательный интерес в контекстной образовательной среде // Вестник Московского университета. – 2014. – № 4. – С. 40–51.