В статье, с использованием неформализованного метода анализа документа, произведен анализ обзора Комитета Государственной Думы Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи «Экспресс-анализ фейков по теме митингов 23 января» [1]. Представлены результаты частоты проявления публикаций, дискредитирующих органы внутренних дел Российской Федерации, среди ТОП 10 фейковых новостей на платформе видеохостинга «Тик Ток» в период митингов 23 января 2021 года и их влияние на имидж МВД России в обществе. В качестве объекта исследования мы выделили обзор ««Экспресс-анализ фейков по теме митингов 23 января», подготовленный Комитетом Государственной Думы Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи, согласно которого на платформе видеохостинга «Тик Ток», выявлена наибольшая концентрация фейковых новостей по теме митингов 23 января 2021 года.Материалом исследования выступает выборка из ТОП 10 публикаций на видеохостинге «Тик Ток», содержащих фейковую информацию по теме митингов 23 января 2021 года. Изучаемыми единицами выступают публикации, дискредитирующие органы внутренних дел Российской Федерации. По результатам исследования, можно предположить, что одной из главных причин дискредитации в отношении сотрудников органов внутренних дел в период митингов 23 января 2021 года является общее компрометирование органов внутренних дел Российской Федерации, ведущееся субъектами медиапространства, преследующими всевозможные личностные мотивы: самопиар, извлечение прибыли путем повышения рейтинга в медиапространстве, а также трансляция общего недовольства государственной политикой Российской Федерации, что существенным образом влияет на формирование имиджа МВД России.
дискредитация, органы внутренних дел Российской Федерации, медиапространство, фейковые новости, социальные сети, контент-анализ, имидж
Актуальность
Имидж любого должностного лица воспринимается членами общества в качестве образа не только конкретного человека, исполняющего обязанности по осуществлению государственных полномочий, но и как часть общего образа государственной власти.
В российском государстве одной из функций исполнительной власти является охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества. В системе органов исполнительной власти данную функцию выполняют правоохранительные органы, в большей части органы внутренних дел Российской Федерации. В связи с исполнением данных специфических функций, именно в отношении сотрудников полиции происходит наиболее сильное преступное противодействие.
Преступное противодействие в отношении сотрудников полиции происходило на протяжении всей истории российского государства, в виде физического устранения сотрудников полиции, угроз жизни и здоровью сотруднику и членам его семьи, шантажа, коррупционных действий, жалоб в контролирующие и надзирающие органы, содержащих заведомо несоответствующие действительности сведения, клеветы, оскорблений и т.п.
В современном мире наиболее актуальным и распространенным видом противодействия законной деятельности правоохранительной системы стала дискредитация сотрудников органов внутренних дел, особенно такая ее форма как распространение в отношении них сведений, порочащих честь, достоинство и репутацию в медиапространстве.
Анализ результатов работы в указанной области, проведенный ГУСБ МВД России показывает, что из общего массива негативной информации, размещенной в средствах массовой информации и в сети «Интернет», в 2020 году выявлено 548 фактов распространения не соответствующих действительности и порочащих органы внутренних дел и их сотрудников сведения.
В последние годы проблема распространения сведений, дискредитирующих сотрудников органов внутренних дел становится очень актуальной. Количество работ, направленных на изучение дискредитации сотрудников органов внутренних дел, её видов, форм и причин возникновения, ежегодно растёт.
Согласно аналитической справке ГУСБ МВД России по положительной практике судебной защиты от дискредитации органов внутренних дел и их сотрудников в 2020 году, основные выводы, указывающие в мотивировочной части судебных решений на порочащий характер распространенных сведений, подтверждают, что:
во-первых, ответчики путем распространения не соответствующих действительности сведений поставили под сомнение уровень профессиональной подготовленности и моральные качества сотрудников полиции и сформировали негативное мнение об истцах,
во-вторых, порочащие сведения умаляют авторитет истцов, подрывают общественное мнение, которое в соответствии с законодательством является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции.
В современном мире невозможно представить медиапространство, в котором не сообщалось бы о каком-либо негативе в отношении сотрудников полиции, особенно активно распространение дискредитирующих сведений происходит во время общих негативных явлений, происходящих в государстве, во время массового проявления недовольства политикой действующей власти.
Предотвращение, предупреждение и управление конфликтами, возникающими в результате распространения негативной, недостоверной, порочащей честь и достоинство информации наиболее эффективно осуществляются при знании и владении объективных и субъективных детерминант конфликтного поведения и противоборства; источников возникновения конфликтов, их динамики, особенностей общения; стратегий и тактик конфликтного противоборства; личностной предрасположенности к конфликтам, а такие сведения возможно почерпнуть только в психологических исследованиях [3].
Основная цель исследования заключается в выявлении основных причин дискредитации сотрудников органов внутренних дел в период митингов 23 января 2021 года, а также последствий данных дискредитирующих действий для общего имиджа МВД России.
Проблема
Как было отмечено ранее – ущерб, нанесенный образу отдельного должностного лица, влечет за собой имиджевые потери для всей структуры государственной власти, соответственно дискредитация отдельного сотрудника органа внутренних дел не может не отражаться только на имидже МВД России, она отражается и на российском государстве в целом.
Дискредитация представляет собой распространение заведомо ложных порочащих сведений, а также совершение иных действий, умаляющих авторитет органов правопорядка и их сотрудников в связи с осуществлением ими своей законной деятельности или из мести за такую деятельность [2].
Дискредитация как негативное социально-правовое явление протекает в самых разных формах: распространение заведомо ложной информации о злоупотреблении служебным положением отдельными сотрудниками, создание фейковых новостей, осуществление открытой провокации, распространение сведений о внеслужебной жизни сотрудников, обращение в контролирующие инстанции с жалобами на заведомо законные действия сотрудников в связи с личной неприязнью, и многие иные. Все данные деяния, даже если ответственность за их совершение никак не санкционирована действующим законодательством, практически всегда сопровождаются негативным информационным фоном, быстрым и широким распространением в открытом информационном пространстве, формированием устойчивого негативного общественного мнения о деятельности правоохранительных органов России [4].
В современном медиапространствев последние годы наиболее эффективный способ распространения информации, содержащей недостоверные сведения стали так называемые фейковые новости (фейки).
Фейк – это специально созданная новость, событие или журналистский материал, содержащий ложную или искаженную информацию, которая дискриминирует определенного человека или группу лиц в глазах аудитории». Фейк является «инструментом информационной войны», выделяются следующие задачи фейковых сообщений: дезинформировать аудиторию; пропагандировать свое видение, политику или позицию; вызвать агрессию; поколебать позицию индивидуума и заставить его усомниться; посеять панику; изменить мнение аудитории; побудить к определенному действию; активировать внимание и заинтересовать аудиторию; убедить аудиторию с помощью вымышленных фактов; запугать аудиторию и т.п. [5]
Фейки являются наиболее эффективным средством воздействия на общественное сознание, сопровождаются в основном фотоматериалами, видеоматериалами, аудиосопровождением, имеющее наиболее сильное влияние на общественность, которое склонно доверять распространяемой там информации.
Видение читателя (зрителя) и его реакции определяются информацией, которую он потребляет, поэтому с помощью различных инструментов современных медиа возможно формировать в сознании человека новую реальность, корректируя и представления о наиболее значимых аспектах политической жизни общества. В связи с этим медиапространство сейчас является одним из главных средств формирования субъективной оценки о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, именно с использованием инструмента фейковых новостей в большей степени и формируется негативный образ полицейского.
Основной площадкой для распространения фейковых новостей в современном медиапространстве является так называемые новые медиа. В отличие от традиционных медиа (телевидение, газеты, радио и т.д.), в так называемых новых медиа (информационные сайты сети Интернет, блоги, социальные сети, мессенджеры, видеохостинги и т.д.) информация является интерактивной и распространяется цифровым методом. Основными характеристиками новых медиа являются: мультимедийность, гипертекстуальность, конвергенция, дигитализация.
В настоящее время можно уверенно говорить о медиатизации современного общества как особого типа социального пространства. Из средства для передачи информации масс-медиа превратились в среду, в которой производятся и транслируются культурные коды. Средства массовой информации, находясь во взаимодействии с все более медиатизирующим обществом, обретают новые институциональные черты, углубляющие их воздействие на индивидуальное и массовое сознание [6].
Методика исследования
В своей работе для исследования частоты проявления дискредитации органов внутренних дел Российской Федерации в период митингов 23 января 2021 года был использован неформализованный метод анализа документальных источников.
Неформализованные методы анализа содержания документов представляют собой обычное «понимающее» восприятие текста и интерпретацию его смысла на основе общих логических правил с учетом критериев обусловленными задачами исследования. Они основываются на механизме глубокого понимания текста, направленного на интерпретацию сути информации, содержащейся в документах. В работе также использован статистический анализ.
На завершающем этапе нами проводится интерпретация полученных данных, соответствующих цели и задачам исследовательской работы, а также оценка исследуемых категорий.
Результаты исследования
В исследовании мы решили выявить наиболее распространённые причины дискредитации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на платформе видеохостинга «Тик Ток», где была выявлена наибольшая концентрация фейковых новостей по теме митингов 23 января 2021 года.
Согласно экспресс анализу фейковых новостей, проведенному Комитетом Государственной Думы Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи по теме митингов 23 января 2021 года в ТОП 10 фейковых новостей вошли следующие публикации:
– фейк о разрешении полиции применять огнестрельное оружие в отношении митингующих (фейки представлены в формате видео, в котором автор сообщает новость, о том, что «полицейским разрешили стрелять по толпе» В части публикаций фоновым звуком пускается новостное сообщение о законопроекте по расширению полномочий полиции, который был рассмотрен Госдумой в первом чтении в декабре 2020 года);
– фейк об отключении интернета в связи с митингами 23 января (в фейковых сообщениях распространяется информация об отключении интернета по всей стране, а также приводятся сообщения якобы от представителей властей о том, что подобные меры будут приниматься в зависимости от развития ситуации);
– фейк, в котором президент России В.В.Путин вышел к митингующим (фейк представлен видео, в котором старые видеозаписи с участием Президента выдаются за новые от 23.01 в которых, Президент якобы вышел к митингующим);
– фейк с выдачей кадров митингов прошлых лет за митинги 23 января ( в этой группе фейков выдаются кадры с митингов прошлых лет , митингов, проходивших в других странах);
– фейк о смерти активистов на митингах 23 января (фейки представлены несколькими видео с надписями о погибших активиста на митингах 23.01);
– фейк о поджоге Кремля протестующими (фейк представлен видео с Кремлевской стеной, за которой с помощью визуальных эффектов добавлен огонь);
– фейк в котором оказание ОМОНом первой помощи протестующим выдается за избиение (фейк представлен видео, в котором сотрудник ОМОН пытается оказать первую помощь участнику митинга с приступом эпилепсии. Автор выдает это за видео последствий избиения активиста сотрудниками правопорядка);
– фейки об использовании военных для подавления протеста (фейки представляют собой видео, на которых колонны военных передвигаются по городу);
– фейки о миллионах протестующих в Москве;
– фейки о поддержке митингов 23 января людьми в форме (данные фейки представлены в виде видео на котором лица, в форме правоохранительных органов срывают шевроны и высказываются в поддержку митингов 23 января).
Полученные данные представлены в статистической обработке в таблице 1 и рис. 1.
Таблица 1.
Статистический анализ фейковых новостей
№ |
Единицы анализа |
Частота распространения информации, абсолютная, кол-во |
Частота распространения информации, относительная, % |
1 |
Фейки о сотрудниках полиции |
3 |
30% |
2 |
Фейки в отношении иных органов государственной власти |
2 |
20% |
3 |
Фейки о текущей обстановке на митингах |
2 |
20% |
4 |
Фейки о мерах, принимаемых властью в отношении митингующих |
2 |
20% |
5 |
Фейки о распространении информации с митингов прошлых лет |
1 |
10% |
ИТОГО: |
10 |
100 % |
Рис. 1. Анализ ТОП 10 фейковых публикаций на платформе «ТикТок» по теме митингов 23 января 2021 года
Рассмотрев все единицы изучения выборки публикаций на платформе видеохостинга «Тик Ток» по теме митингов 23 января, можно прийти к следующему выводу: фейковые новости, дискредитирующие деятельность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации получили наиболее частое распространений в период митингов 23 января.
По результатам исследования, в ходе анализа содержания данных публикаций и официальных опровержений сведений, указанных в них, опубликованных МВД России, можно предположить, что одной из главных причин дискредитации в отношении сотрудников органов внутренних дел в период митингов 23 января является общее компрометирование органов внутренних дел Российской Федерации, ведущееся субъектами медиапространства, преследующими всевозможные личностные мотивы: самопиар, извлечение прибыли путем повышения рейтинга в медиапространстве, а также трансляция общего недовольства государственной политикой Российской Федерации.
Выводы
Согласно результатам опросов, опубликованных на официальном сайте МВД России за 2020 год, более всего на представления о сотрудниках полиции и работе органов внутренних дел повлияли: 36% - личный опыт и 44% - источники в медиапространстве (в том числе информация в социальных сетях), на вопрос из каких источников в медиапространстве граждане Российской Федерации узнают о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации 74% респондентов ответили, что из сети Интернет, (телевидение – 24 %, печатные СМИ – 6%, социальные сети – 20%).
С учетом проведенного нами исследования, учитывая что в настоящее время 74% населения узнают о деятельности сотрудников органов внутренних дел из сети Интернет, можно сделать вывод о том, что это способствует мгновенному распространению дискредитирующей информации по территории не только одного субъекта Российской Федерации, а в масштабах всей страны, получая при этом более значительное число потенциальных потребителей.
Таким образом, наиболее негативными последствиями дискредитации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в сети Интернет являются мгновенное распространение не соответствующих действительности сведений о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, широкий обхват распространения таких сведений, что усугубляет негативное влияние на общественное мнение об органах внутренних дел Российской Федерации, подрывая общий имидж МВД России, в связи с чем просматривается тенденция к ухудшению образа сотрудника полиции в общественном мнении.
1. Обзор Комитета Государственной Думы Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи «Экспресс-анализ фейков по теме митингов 23 января» // URL: http://www.komitet5.km.duma.gov.ru/itogi
2. Дьяченко Н.Н. Формы и виды дискредитации сотрудников органов внутренних дел // Научный портал МВД России. – 2013.-№3. – С. 55-59.
3. Мальцева, Т.В. Основные направления совершенствования психологических технологий, способствующих конструктивному осуществлению функций по управлению территориальным органом МВД России / Т.В. Мальцева // В сборнике: Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов с международным участием. Рязань, 2020. С. 838-844.
4. Мантуров О.С. Дискредитация органов внутренних дел и ее влияние на формирование профессионального сознания сотрудников правоохранительных органов // Полицейская деятельность. – 2020. – № 6. – С. 24 - 36.
5. Мудрая И. С. Понятие «фейк» и его виды в СМИ / И. Мудрая // Теле- и радиожурналистика. — 2016. — №15. — С. 184–188.
6. Намруева Э.В. Управление органами внутренних дел с учетом критики их деятельности в средствах массовой информации: автореф. дис. … канд. соц. наук: 22.00.08 / Намруева Эльвира Викторовна. – М., 2016. – 6 с.