сотрудник
В статье представлен анализ личностных факторов успешности профессиональной деятельности специалистов по социальной работе, в частности, специалистов по работе с семьей. Отмечается, что от структуры социального обслуживания требуется решение ряда новых задач, обусловленных социальными, информационными, экономическими, глобализационными изменениями в нашем обществе. Социальное обслуживание семьи понимается как специфическая социальная деятельность, направленная на расширение возможностей семьи самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, на содействие устойчивому функционированию семьи и эффективному исполнению семей функции воспитания и социализации детей. Обоснована актуальность эмпирического исследования личностных психологических ресурсов успешности специалистов социальной сферы. В рамках эмпирического исследования, с применением методов экспертной оценки, метода «полярных групп» Дж. Фланагана, методики 16-тифакторного исследования личности Р. Кэттелла, методики диагностики ведущих механизмов психологических защит «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика («Life Stile Index»), опросника способов совладания (копинг-тест Р. Лазаруса) среди «неуспешных» и «успешных» специалистов по работе с семьей получены результаты: для «неуспешных» специалистов характерно использование Фактора A, в то время как для «успешных» специалистов количество личностных факторов более широкое – Фактор В, Фактор E, Фактор F, Фактор I; выявлено, что среди адаптационных механизмов (механизмов психологических защит и стратегий совладания со стрессом) преобладают: у «неуспешных» специалистов – механизмы психологической защиты «регрессия», «замещение» и стратегия совладания «дистанциирование», у «успешных» специалистов – «конфронтация». Расширение научного знания о психологических факторах успешности профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей позволяет снизить напряженность субъект-субъектного взаимодействия, предотвратить проявления различного рода профессиональных деформаций, а также обеспечить определенный уровень профессионального здоровья и повысить качество жизни специалистов в целом.
социальная работа, специалист по социальной работе, специалист по работе с семьей, успешность профессиональной деятельности, личностные факторы, профессиональное развитие специалиста, качество жизни
Актуальность. Развитие системы социальных услуг для различных категорий населения в Российской Федерации реализует специальный социальный институт – структура социального обслуживания. Социальное обслуживание граждан подразумевает под собой профессиональную деятельность специалистов – специалистов по социальной работе, социальных работников – по предоставлению социальных услуг населению [18].
Социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности [17].
Можно уверенно говорить о том, что задачи и направления социального обслуживания задаются теми изменениями и запросами, которые происходят в нашем обществе. Основная цель социальной работы – предоставить различным категориям граждан социальные услуги, адекватные, своевременные и надлежащие по качеству, что, в свою очередь, будет способствовать развитию личности, положительному изменению его социального положения и т.п.
Современные исследователи социальную работу рассматривают как отдельный вид профессиональной деятельности. Социальную работу можно определить как многогранную целенаправленную деятельность государственных и общественных организаций, отдельных лиц по оказанию помощи человеку в трудной жизненной ситуации, с которой он самостоятельно справиться не может [18, 19].
Кроме того, в научной литературе существуют дискуссии по поводу соотношения понятий «социальная работа», «социальное обслуживание», «социальное обеспечение», «социальная защита». Обобщая существующие мнения исследователей, можно говорить о том, что основной системообразующей структурой является социальная защита, а социальное обслуживание, в свою очередь, является дополнительной, вспомогательной подструктурой социальной защиты населения. Профессиональная деятельность специалистов по социальной работе, в частности, специалистов по работе с семьей рассматривается как раз в структуре социального обслуживания [1].
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», семья является для любого человека первым институтом социализации, первой воспитательной инстанцией [13].
Государственная политика в области воспитания предполагает развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.
Проблема. Учитывая динамический характер социально-экономических преобразований в обществе, для современной семьи характерны изменения модели семейных отношений, возрастает количество неполных семей, изменяется отношение к браку и т.п. Особые категории семей – малообеспеченные семьи, семьи с тремя и более детьми, семьи с детьми-инвалидами, семьи тех, кто вынужден работать в других регионах и странах. Так как объектом социального обслуживания специалистов по работе с семьей является семья, то, с учетом вышесказанного, важен учет таких факторов, как структура семьи, ближайшее социальное окружение, история формирования, ролевые диспозиции в семье и т.п.
Рассматривая определения социального обслуживания семьи, то можно выделить подход Ю.Ю. Ивашкиной, под которым социальное обслуживание семьи понимается как специфическая социальная деятельность, направленная на расширение возможностей семьи самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, на содействие устойчивому функционированию семьи и эффективному исполнению семей функции воспитания и социализации детей [5, 6].
В контексте исследования психологического содержания профессиональной деятельности специалистов по социальной работе, определения их функциональных обязанностей и квалификационных требований уместно отметить, что именно в функционал специалиста по социальной работе заложены должностные обязанности и направления работы, связанные, в широком смысле, с психолого-педагогическим обеспечением социальной работы с семьей, с системой мер, которые позволяют реализовывать внутренние резервы семьи как социального института и восстановление ее активности [12, 16]. Актуализация и развитие таких внутренних резервов, личностно-развивающих ресурсов семьи способствует, в том числе, и положительным личностным изменениям каждого из ее членов [15, 20].
Работа специалиста по социальной работе, специалиста по работе с семьей значима еще и с тех позиций, в настоящее время в обществе происходит девальвация универсальных общечеловеческих ценностей, в том числе и института семьи. Анализ института семьи целесообразно проводить, опираясь на междисципларный подход и междисциплинарные методики. Направления работы, связанные с социальной консультацией, социальной профилактикой, социально-психологическим просвещением и др., служат опорой и механизмами не только сохранения института семьи в обществе, но его развития [4].
Работа специалистов по социальной помощи семье многосторонняя и разнонаправленная, так как они выполняют различные функции (диагностическая, прогностическая, предупредительно-профилактическая, правозащитная и др.) в зависимости от учреждения (центр социальной помощи семье и детям, комплексный центр социальной защиты населения, территориальный центр социального обслуживания населения и др.) и самой специфики их деятельности [8]. Специалисты по работе с семьей в процессе выполнения профессиональной деятельности, в результате постоянной стрессогенности своей работы, сталкиваются с многочисленными трудностями психологического характера, в результате чего среди специалистов по социальной работе широкое распространение могут получать различные профессиональные деформации личности [2].
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что научный интерес представляют исследования, связанные с изучением успешности профессиональной деятельности специалистов по социальной работе, которые к настоящему времени представлены пока единичными работами [3, 7, 9, 10, 14]. Представляется актуальным и необходимым, на эмпирическом уровне, более подробно рассмотреть личностные факторы успешности (психологические ресурсы) специалистов по социальной работе, в частности, специалистов по работе с семьей, обеспечивающие необходимое качество выполнения профессиональной деятельности и адекватный уровень профессиональной адаптации и профессионального здоровья [11].
Методика исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе следующих организаций: ГБУ СО «Подольский городской центр социальной помощи семье и детям» (г. Подольск), ГБУ «Тверской областной Центр социальной помощи семье и детям» (г. Тверь), ГКУ МО «Одинцовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья» (г. Одинцово), ГКУ МО «Щелковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья» (г. Щелково), ГКУ СО МО «Домодедовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья» (г. Домодедово). Выборку исследования составили 120 человек – специалисты по работе с семьей. У всех респондентов примерно одинаковый материальный достаток и социальное положение, все женщины, возраст обследуемых от 22 до 65 лет, все с высшим образованием.
Для проведения эмпирического исследования использовались следующие психодиагностические методики: методика 16-тифакторного исследования личности Р. Кэттелла (16-PF опросник); методика диагностики ведущих механизмов психологических защит «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика («Life Stile Index»); опросник способов совладания (копинг-тест Р. Лазаруса).
Один из ключевых методов, позволивших реализовать на практике цель исследования: выявить психологические факторы успешности профессиональной деятельности специалистов – метод экспертной оценки. Процедура оценивания успешности профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей состояла в том, что эксперты (директора, заместители директора, специалисты по работе с семьей с большим стажем работы) заполняли специально разработанные оценочные листы, в которых были представлены утверждения, характеризующие личные и профессиональные качества специалистов по работе с семьей, уровень развития практических навыков профессиональной деятельности. Содержательная интерпретация экспертной оценки оценивалась экспертом по шкале от 1 до 10 («1» – «не успешный специалист», «10» – «очень успешный специалист»). Для дальнейшего анализа выставленных экспертных оценок был использован метод «полярных групп» Дж. Фланагана. Данный метод, как известно, предписывает дифференциацию выборки на подгруппы «лучших», «средних» и «худших» по тому или иному критерию. «Среднеуспешная» группа исключалась из дальнейшего исследования как малорепрезентативная, а между «успешными» и «неуспешными» специалистами по работе с семьей в дальнейшем проводился сопоставительный сравнительный анализ.
Результаты эксперимента и обсуждение результатов. В таблице 1 представлены результаты исследования индивидуально-личностных особенностей у «неуспешных» (1-группа) и «успешных» (2-я группа) специалистов по работе с семьей по методике 16-тифакторного исследования личности Р. Кэттелла. Для выявления различий между двумя группами (здесь и далее) применялся непараметрический U-критерий Манна-Уитни.
Таблица 1
Различия в уровне личностных факторов у 1-й и 2-й групп специалистов по работе с семьей
Личностные факторы (переменные) |
Средний ранг в 1-й группе |
Средний ранг во 2-й группе |
Показатель U-критерия |
Достоверность различий (p) |
Фактор А – общительность |
55,8 |
41,77 |
835 |
0,013 |
Фактор В – интеллект |
35,5 |
62,3 |
550 |
0,001 |
Фактор E – самоуверенность – уступчивость |
42,95 |
55,44 |
872,5 |
0,026 |
Фактор F – сдержанность – импульсивность |
42,71 |
55,69 |
860,5 |
0,021 |
Фактор I – чувствительность – жестокость |
36,96 |
61,81 |
573 |
0,001 |
Фактор M – практичность – мечтательность |
53,47 |
44,24 |
951 |
0,098 |
Фактор N – дипломатичность – прямолинейность |
53,51 |
44,20 |
949,5 |
0,087 |
Фактор O – уверенность – беспокойство |
53,56 |
44,15 |
947 |
0,096 |
Фактор Q2 – самодостаточность – социабельность |
53,64 |
44,06 |
943 |
0,093 |
Как показывает анализ данных, представленный в таблице 1, «неуспешные» специалисты по работе с семьей более общительны в своей профессиональной деятельности. Как известно, в целом фактор А ориентирован на измерение общительности личности в группе и способности к установлению межличностных контактов. Общительность и открытость, в рамках социальной работы с семьей, с одной стороны, позволяют более полноценно установить социальные контакты, обеспечивает высокую степень широты кругозора и снижает риски возникновения конфликтов, с другой стороны – чрезмерная социальная активность, эмоциональность, постоянное общение в рамках субъект-субъектного взаимодействия в системе социальной службы, можно полагать, может оказывать негативное влияние на успешность труда путем более высокой степени возникновения профессиональных деформаций, профессионального выгорания и т.п.
Фактор В, фактор «интеллекта», достовернее чаще используется «успешными» специалистами по работе с семьей. Учитывая, что работа с семьей требует внимательного и осмысленного отношения, сообразительности и взвешенности при принятии решений социальной службой, то вполне логично, что данная индивидуально-личностная характеристика свойственна более успешным коллегам. Обращение к фактору интеллекта, в рамках успешной профессиональной деятельности, нередко подразумевает не только возможность и общую готовность оперировать словами как сигналами и символами, способности в области математики и пространственные способности, но и подразумевает, при субъект-субъектном взаимодействии, наличие определенной культуры, эрудиции и, в социальном плане, умение понимать эмоции других людей для выстраивания успешной профессиональной коммуникации в целом.
Для «успешных» специалистов по работе с семьей характерно, на достоверном уровне значимости, использование Фактора E. При этом подразумевается, что социальным работникам свойственны тактичность, доброжелательность при взаимодействии с клиентами, при необходимости – проявление определенной решительности в рамках выполнения профессиональных обязанностей: при выявлении семейного неблагополучия в разных типах семей, при оценивании рисков социального неблагополучия в семьях, при активизации потенциала семьи, при реализации социальных услуг по организации вывода из трудной жизненной ситуации и др.
Значимые показатели по Фактору F у более успешных работников социальной службы говорят об социальной активности, жизнерадостности, энергичности. Присутствующие в данном факторе эмоциональность и динамичность при субъект-субъектном взаимодействии способствуют, в целом, более эффективной коммуникации и выстраиванию оптимальных взаимоотношений в профессиональной деятельности.
Полагая, что при взаимодействии с членами семей, с детьми, со значимым для семей окружением необходимо достаточно чутко и избирательно выстраивать диалог, то вполне закономерно, что для «успешных» специалистов по работе с семьей свойственно более значимое использование Фактора I, при котором важное значение приобретает развитая способность к эмпатии, социальное понимание сложившейся семейной ситуации, сопереживание и понимание других людей.
Исследование механизмов психологической защиты было проведено с использованием психодиагностической методики «Индекс жизненного стиля», которая позволяет выявить основные эго-защитные механизмы личности: отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование. Результаты исследования данных механизмов психологической защит у «неуспешных» (1-группа) и «успешных» (2-я группа) специалистов по работе с семьей представлены в таблице 2.
Таблица 2
Различия в уровне механизмов психологической защиты у 1-й и 2-й групп специалистов по работе с семьей
Механизмы психологической защиты (переменные) |
Средний ранг в 1-й группе |
Средний ранг во 2-й группе |
Показатель U-критерия |
Достоверность различий (p)
|
Регрессия |
65,04 |
53,26 |
1365,5 |
0,050 |
Замещение |
67,02 |
51,38 |
1253 |
0,011 |
Механизм психологической защиты «регрессия», использующийся «неуспешными» специалистами по работе с семьей, можно охарактеризовать как достаточно простой защитный механизм, при использовании которого в процессе жизнедеятельности личности происходит возврат к более примитивным и незрелым формам поведенческой активности и мышления, которые были свойственны и реализовывались на более ранней ступени онтогенеза человека. С одной стороны, «регрессия» как механизм психологической защиты относится к малоадаптивным механизмам, низшим типам психологической защиты, с другой – в той или иной степени использования личностью данный механизм адаптации присутствует у всех людей. Как было уже отмечено ранее, развиваясь в раннем онтогенезе, в раннем детстве, регрессия обеспечивает сдерживание чувства неуверенности в себе и боязни неудачи в случае проявления какой-либо инициативы. Как показывают исследования, при использовании «регрессии» личности также свойственны определенная избыточная двигательная активность, суть которой заключается в снятии психоэмоционального напряжения при стрессовой ситуации.
Учитывая то, что профессиональная деятельность специалистов по работе с семьей связана с достаточной «плотностью» межличностного взаимодействия, а также с исполнением различного рода трудовых функций (согласно профессиональному стандарту), то можно говорить о том, что механизм психологической защиты «регрессия» потенциально обедняет возможный общий спектр возможных решений профессиональных ситуаций специалистами путем использования простых, более доступных форм паттернов поведения.
Еще один механизм психологической защиты, по которому были выявлены значимые различия – это «замещение». Уровень его использования также достоверно выше у специалистов по работе с семьей в 1-й группе. Традиционно «замещение» как психологическая защита подразумевает защиту от сложной, тревожной стрессогенной ситуации путем переноса (мысленного или поведенческого) вызванной психологической реакции (негативных эмоций и чувств, неприязни к человеку) с «недоступного» объекта не более доступный; при этом также может происходить замена социально и личностно неприемлемых действий на приемлемые и одобряемые. Таким образом, за счет переноса происходит уменьшение эмоционального напряжения и психологическая разрядка.
Вместе с тем, как «регрессия», так и «замещение» как механизмы психологической защиты, в широком плане, не оказывают полноценного адаптивного влияния на особенности профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей, позволяя лишь временно устранить источник напряжения или снизить уровень его воздействия. Постоянное использование неадаптивных механизмов защит не позволяет задействовать работу других, более адаптивных механизмов психической деятельности.
Также можно отметить, что определенные механизмы психологической защиты, в частности, «регрессия» и «замещение», могут выступать предикторами формирования эмоционального выгорания у специалистов субъект-субъектной сферы.
Результаты исследования выявленных различий по стратегиям совладания по методике «Копинг-тест» Р. Лазаруса у «неуспешных» и «успешных» специалистов по работе с семьей представлены в таблице 3.
Таблица 3
Различия в уровне стратегий совладающего поведенияу 1-й и 2-й групп специалистов по работе с семьей
Стратегии совладающего поведения (переменные) |
Средний ранг в 1-й группе |
Средний ранг во 2-й группе |
Показатель U-критерия |
Достоверность различий (p)
|
Конфронтация |
55,29 |
65,86 |
1369,5 |
0,047 |
Дистанциирование |
65,5 |
53,26 |
1384,5 |
0,045 |
Для «успешных» специалистов по работе семьей значимо использование конфронтации в повседневной профессиональной деятельности. Стратегия конфронтации предполагает возможность решения возникшей проблемы за счет определенной социальной поведенческой активности (не всегда адекватной и соотнесенной со стрессовой ситуацией), осуществления действий, которые должны изменить либо саму ситуацию, либо переработать, разрядить возникшие в результате такой ситуации негативные эмоции и чувства. При выраженном и частом использовании данной стратегии совладания нередко может наблюдаться чрезмерная эмоциональность, импульсивность, конфликтность в поведении, трудности при планировании решения возникающих профессиональных задач, сложности при прогнозировании результатов. С другой стороны, полагая, что профессиональная деятельность специалиста по работе с семьей сопряжена с выполнением различных функций (диагностической, прогностической, организационной, медико-социальной, коммуникативной, консультативной, профилактической) и связана с постоянным социальным взаимодействием, то, можно полагать, стратегия использования конфронтации, в ее умеренном плане, обеспечивает специалисту способность к сопротивлению трудностям, активность и энергичность при разрешении конфликтных ситуаций с другими людьми, отстаивание необходимых социальных и личностных принципов в своей профессиональной деятельности.
В этом ракурсе стратегия совладания «конфронтация» отражает активную жизненную позицию специалиста по работе с семьей, готовность к возможному изменению сложившейся трудной ситуации, выступает, по сути, адаптивным механизмом и, в широком смысле, обеспечивает успешность выполнения работы в социальной сфере.
Для «неуспешных» специалистов по работе семьей в большей мере, по сравнению с «успешными» коллегами, свойственно использовании стратегии совладания «дистанциирование». Использование «дистанциирования» предполагает, что человек в сложной ситуации реализует определенные когнитивные усилия для того, чтобы уменьшить значимость возникших событий и, таким образом, снизить психоэмоциональную напряженность. Возникновение «дистанции» происходит не только в поведенческом плане, но и в психологическом, как уже было отмечено, в когнитивном смысле путем мысленного отчуждения о ситуации и избегания, подавления возникающих стрессовых мыслей и переживаний.
Таким образом, проведенное исследование позволяет нам сформулировать следующие выводы.
- Проведенный анализ научных исследований в сфере психологии, педагогики, социальной работы позволяет говорить о том, что развитие системы социального обслуживания в настоящее время идет достаточно динамично. От структуры социального обслуживания требуется решение ряда новых задач, обусловленных социальными, информационными, экономическими, глобализационными изменениями в нашем обществе. С учетом таких изменений, социальное обслуживание можно рассматривать как компонент социального обеспечения общества, а, с другой – как государственный социальный сервис по предоставлению социальных услуг населению.
- Анализ результатов исследования индивидуально-психологических особенностей «неуспешных» и «успешных» специалистов по работе с семьей выявил, что на достоверном уровне значимости для «неуспешных» специалистов характерно использование Фактора A, в то время как для «успешных» специалистов количество факторов более широкое – Фактор В, Фактор E, Фактор F, Фактор I.
- Выявлено, что среди адаптационных механизмов (механизмов психологических защит и стратегий совладания со стрессом) преобладают: у «неуспешных» специалистов – механизмы психологической защиты «регрессия», «замещение» и стратегия совладания «дистанциирование»; у «успешных» специалистов – «конфронтация». Выраженность других механизмов психологических защит и копинг-стратегий, представленных в психодиагностических методиках, на достоверном уровне значимости не была выявлена, что говорит о том, что уровень их функционирования у «неуспешных» и «успешных» специалистов находится примерно на одном уровне.
- Полученные результаты личностных факторов профессиональной успешности могут послужить основой для психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей. Психологическое сопровождение представляет собой целостный процесс изучения специалиста, в динамике его профессиональной деятельности, процесс формирования и развития личности профессионала. И одна из ключевых задач при реализации психологического сопровождения профессиональной деятельности на всех этапах профессионализации (от адаптации до наставничества) – развитие личностных адаптационных ресурсов, конструктивных механизмов профессиональной адаптации в своей профессии. Расширение научного знания о психологических факторах успешности профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей позволит снизить напряженность субъект-субъектного взаимодействия, предотвратить проявления различного рода профессиональных деформаций, а также обеспечить определенный уровень профессионального здоровья и повысить качество жизни специалистов в целом. Перспективы дальнейших исследований могут быть связаны с углубленным изучением механизмов совершенствования карьерного развития, изучением динамики профессиональной успешности в процессе профессионализации специалистов по работе с семьей и др.
1. Арпентьева М.Р. Понимание в теории социальной работы // Отечественный журнал социальной работы. 2019. № 1 (76). С. 13-50.
2. Асмаковец Е.С. Профессиональные деформации личности специалистов в области социальной работы // Вестник интегративной психологии. 2014. № 12. С. 41-43.
3. Голубева Н.А. Успешность профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом социального работника // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2011. Том 11. № 4. С. 244-248.
4. Горшкова В.В., Тонконогая Е.П., Мельникова А.А. Семья в проблемном поле современного социума: монография. СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2019. 302 с.
5. Ивашкина Ю.Ю. Концептуальные основы социального обслуживания семей с детьми: региональное измерение // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2015. № 4 (30). С. 63-73.
6. Ивашкина Ю.Ю. Структура и субъекты системы социального обслуживания семей с детьми // Проблемы развития территории. 2016. № 3 (83). С. 100-118.
7. Караванова Л.Ж. Развитие профессионализма социального работника: психолого-педагогические особенности сопровождения // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017. Том 2. № 1. С. 191-219.
8. Качаев Р.И. К вопросу об адаптации и успешности профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей: возможности психологического сопровождения // Прикладная психология и педагогика. 2020. Том 5. № 1. С. 82-93.
9. Котенева Е.Б. Психологические аспекты изучения успешности профессиональной деятельности и ее показатели в деятельности социальных работников // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. № 10/3. С. 12-16.
10. Лифанова Т.Е. Профессиограмма специалиста по социальной работе: современный подход // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2010. № 6 (82). С. 99-101.
11. Мальцева Т.В. Психологическое здоровье и активизация психологических ресурсов / Человек в цифровой реальности: технологические риски. Материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, Тверь, 7-8 апреля 2020 года. Тверь: Тверской государственный технический университет, 2020. С. 379-382.
12. Письмо Минтруда России от 24.01.2013 № 14-3/10/1-212 «О направлении Рекомендаций для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.01.2021).
13. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.01.2021).
14. Теплинских М.В. Профессиональное самосознание в связи с успешностью деятельности социальных работников // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 4-4 (52). С. 283-288.
15. Ткаченко И.В., Комарова К.Ю. Практические психологи в поисках эффективного развития личности в семье // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2018. № 12. С. 95-104.
16. Торохтий В.С. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение: учебное пособие для академического бакалавриата: М.: Издательство Юрайт, 2019. 488 с.
17. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.01.2021).
18. Холостова Е.И. [и др.] Теория социальной работы: учебник для магистров; под общ. ред. Е.И. Холостовой, Е.Г. Студеновой; 3-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. 474 с.
19. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России: учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. 230 с.
20. Щербакова Т.Н., Тамасханова Х.Х. Семья как пространство формирования психологических конструктов регуляции социального поведения // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2018. № 12. С. 117-122.