Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (философии, иностранных языков, гуманитарной подготовки сотрудников МВД России, профессор)
сотрудник
Россия
сотрудник
В последние годы в гражданском обществе и ведомственной науке резко возрос интерес к проблеме образа сотрудника полиции в общественном сознании. Вышли в свет десятки научные статей, посвященных этой тематике, где особый интерес вызывают вопросы формирования образа сотрудника полиции в средствах массовой информации, оценка деятельности полиции гражданским обществом, поиск путей формирования положительного имиджа сотрудника и другое. Целью настоящей работы являлась оценка особенностей восприятия профессионального образа сотрудника ОВД. В ходе исследования было опрошено 92 сотрудника посредством заполнения анонимного опроса в google-формах. В исследовании участвовали слушатели управленческих факультетов и факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии управления МВД России. В исследовании использовался психосемантический подход, который позволил получить от испытуемых более достоверную информацию, нежели методики прямых вопросов. Сбор данных проводился в период – апрель – июнь 2020 года. Методом свободных ассоциаций на стимул: «образ сотрудника ОВД» получено семантическое поле из 828 слов. Эти ассоциации были классифицированы по семантическим группам. Для выделения наиболее крупных семантических единиц использовался сервис https://облакослов.рф, что позволило построить визуализацию наиболее используемых ассоциаций (100 наиболее используемых) в виде «облака слов». Результаты исследования выявили ключевую значимость при характеристике образа сотрудника полиции таких слов как «закон», «ответственный», «честный», «защищать», «помогать» и др. Выводы: 1) использование психосемантического подхода в исследовании профессионального образа позволило изучить представления сотрудников органов внутренних дел; 2) можно говорить об эффективной работе служб ОВД, отвечающих за морально-психологическую подготовку, поскольку профессиональный образ сотрудника сформирован из семантических маркеров позитивной коннотации, отражающих функции по защите закона, обеспечения безопасности и здоровья граждан. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00423.
сотрудники ОВД, образ полицейского, общественное сознание, психосемантический подход в исследовании
Введение.
Введение в проблему. Подготовка к празднованию трехсотлетия российской полиции в 2018 году побудила организаторов и исследователей к осмыслению и изучению истории отечественной полиции, сопоставлению опыта прошлого и настоящего, проблем и успехов, общественных мнений и отношения к правоохранительным органам. Во все времена в гражданском обществе существовали высокие требования к деятельности сотрудника полиции как представителя власти и закона, выполняющего свои служебные обязанности на основе профессионализма, добросовестности и справедливости.
Важность проблемы.
Наше исследование образа сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации опирается на психсемантический подход и позволяет говорить об эффективной роли морально-психологической подготовки в формировании профессионального образа сотрудника, отражающего функции по защите закона, обеспечения безопасности и здоровья граждан.
Достижения последних лет. За последние годы в российском обществе и ведомственной науке резко возрос интерес к проблеме образа сотрудника полиции. Вышло в свет в большое количество научные статьи, рассматривающие эту проблему в различных аспектах. Особый интерес составила тема образа сотрудника полиции в средствах массовой информации [15], ряд статей был посвящен специфике формирования образа полицейского в медиа-пространстве, в том числе образа руководителя органа внутренних дел [18]; особенности формирования образа современного российского полицейского в массово-коммуникативной среде [10]; манипулятивное воздействие средств массовой информации на формирование образа сотрудника [3]; рассмотрены также механизмы формирования имиджа сотрудника полиции в средствах массовой информации [2, 5, 9]. Активно исследовалось современное состояние взаимодействия полиции и общества [14]; формирование имиджа органов внутренних дел Российской Федерации [1]; влияние положительного имиджа сотрудника полиции на взаимодействие органов внутренних дел с институтами гражданского общества [8]; изучалось общественное мнение в оценке деятельности полицейских [4]; вопросы доверия россиян к сотрудникам полиции [11]; обсуждалась тема личности полицейского как образ профессионала [7]; детерминанты модальности социального образа сотрудника ОВД [17]; проблемы репрезентации образа полицейского в российском обществе [16]; визуальные средства формирования образа современного полицейского [13]; психология имиджа сотрудника полиции [19], а также роль кинематографа в формировании положительного образа сотрудника [12] и другое.
В рамках изучения образа полицейского, мы уже проводили исследование общественного мнения (на примере современной молодежи), результаты исследования были опубликованы в научной статье [20]. Сегодня целью нашей работы является изучение мнения сотрудников полиции о своей деятельности и своей миссии. Это необходимо для оценки деятельности служб ОВД, отвечающих за морально-психологическую подготовку и для оценки социально-психологического климата в подразделениях ОВД в целом.
Цель настоящей работы: оценка особенностей восприятия профессионального образа сотрудников ОВД.
Методы исследования.
Характеристика участников эксперимента. Опрошено 92 сотрудника, посредством заполнения анонимного опроса в google-формах. Из них 30 женщин и 62 мужчины, в возрасте от 24 до 46 лет. Стаж работы от 6 до 27 лет. У всех участников исследования высшее образование. Из них 15 человек обучаются в адъюнктуре.
Характеристика выборки по возрасту и полу
Возрастная категория |
Количество участников женского пола |
Количество участников мужского пола |
24-30 |
4 |
1 |
31-45 |
22 |
57 |
46 и старше |
4 |
4 |
Процедура формирования выборки.
В исследовании участвовали слушатели управленческих факультетов и адъюнкты факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии управления МВД России. Участие испытуемых в исследовании было добровольным, и не финансировалась. Сбор данных реализован посредством заполнения google-формы. Исследование проходило в анонимном формате. Таким образом, в реализуемой процедуре мы учитывали этические нормы и требования к проведению психологических исследований.
Схема проведения исследования.
1) Заполнение анкеты со скрининговыми данными (пол, возраст, стаж службы, уровень образования).
2) Сбор данных методом свободных ассоциаций на стимул: «образ сотрудника ОВД». На данный стимул нужно было дать девять ассоциаций в формате: три существительных, три прилагательных и три глагола в инфинитивной форме. Психосемантический подход позволяет получить от испытуемого информацию, менее контролируемую со стороны установки на социальную желательность, нежели прямой вопрос. Сбор данных проводился в период апреля – июня 2020 года.
Результаты исследования и их обсуждение.
Отбор испытуемых. Участие в исследовании было добровольным и не финансировалось.
Статистика и анализ данных. Методом свободных ассоциаций на стимул: «образ сотрудника ОВД» было получено семантическое поле из 828 слов (иногда словосочетаний). Эти ассоциации были классифицированы по семантическим группам (однокоренные, родственные слова, семантически близкие), куда вошли 508 слов, остальные 309 слов оказались вне категорий по причине единичной представленности ассоциаций, 11 слов и словосочетаний предложены с нарушением инструкции (возможно как проявление психологической защиты) и не учитывались в дальнейшем анализе.
Для выделения наиболее крупных семантических единиц использовался сервис https://облакослов.рф. Это позволило построить визуализацию наиболее используемых ассоциаций (100 наиболее используемых) в виде «облака слов» (см. рис 1). Из анализа исключались предлоги и союзы.
Рисунок 1
Облако слов наиболее часто используемых ассоциаций на стимул
«Образ сотрудника ОВД»
Также весь массив полученных данных был обработан с помощью покатегориального частотного анализа, посредством экспертной оценки при распределении слов и словосочетаний по категориям.
Частотный анализ основан на «учете частоты употребления тех или иных семантических единиц. Если некие семантические единицы (слова) выражаются чаще других, следовательно, они важнее других и извлекаются из более мощной категории сознания, и что в иерархии категорий некоторые из них являются более мощными» [6, с.171]. Выделение семантических категорий в представлениях сотрудников ОВД относительно собственного профессионального образа и образа других сотрудников, позволяет описать содержание профессионального сознания и зафиксировать представления, являющиеся маркерами профессионально-важных качеств и функций в профессиональной деятельности.
Семантическое поле представлений о профессиональном образе сотрудника органов внутренних дел связано с просоциальными функциями и профессиональными важными качествами, необходимыми для реализации этих функций. Визуализация семантического поля в виде облака слов демонстрирует просоциальную направленность ассоциаций, ориентацию на закон, функции защиты и помощи, посредством таких качеств как честность и ответственности и справедливости.
Ассоциативный ряд сконцентрирован на ключевых существительных (закон, защита, порядок, форма, ответственность), значимой оценке профессиональной деятельности (защищать, помогать, служить, охранять), на позитивной характеристике сотрудника (честный, ответственный, смелый, справедливый, сильный и другие). Из наиболее часто используемых ассоциаций условно негативной коннотации можно выделить только указания на оценку сотрудника как «властного», однако негативная окраска характеристики в данном случае не очевидна. Полагаем, что такая оценка связана с полномочиями сотрудника полиции, определяемыми как «властные» в Федеральном законе «О полиции», 2011 г. [Федеральный закон РФ от 07 февраля
Таблица 1.
Семантические категории, связанные с представлением о сотруднике ОВД
№ |
Укрупненные смысловые категории |
Единицы семантического анализа |
Количество единиц |
|
Качества познавательной деятельности |
Умный (10), ум (1), грамотный (15), образованность (1), образованный (3), квалифицированный (1), компетентный (2), профессиональный (6), внимательный (5), эрудированный (1), эксперт (1) |
46 |
|
Качества готовности преодолевать опасность |
Мужественность (1), мужественный (5), мужество (3), отвага (4), отважный (1), смелость (1), смелый (14), сила (5), сильный (12), храбрый (2) |
48 |
|
Качества готовности отвечать за свои действия |
Ответственность (10), ответственный (24), решительный (5) |
39 |
|
Качества коммуникативной деятельности |
Коммуникабельный (2), добрый (4), доброжелательный (1), отзывчивость (7) |
14 |
|
Качества эмоциональной сферы |
Выдержанный (1), выдержка (2), самоконтроль (1), сдержанный (1), дисциплинированность (11), хладнокровный (1) |
17 |
|
Качества ценностной сферы |
Честность (4), честный (25), беспристрастный (2), честь (9), закон (24), законность (4), законный (3), законопослушный (3), правопорядок (5), порядок (15), нравственность (1), порядочность (10), правдивый (1), совесть (3), справедливость (5), справедливый (17), долг (3), принципиальный (3) |
137 |
|
Качества, связанные с внешней презентацией |
Форма (17), стильно одетый (1), опрятный (2), красивый (2), подтянутый (2) |
24 |
|
Негативные качества |
Бедный (2), безалаберный (1), бесправный (1), беспринципный (1), забитый (1), зависает (1), загруженный (1), ленивый (2), не защищенный (1), недисциплинированный (1), некомплект (1), необразованный (1), несчастный (1), никто не ценит (1), уставший (3) |
16 |
|
Функция активности |
Служба (8), служить (17), работа (1), работать (10), работающий (4), работоспособный (2) |
42 |
|
Функция защиты |
Защита (13), защитник (12), защищать (39), охрана (2), охранять (18), страж (2), оберегать (4), спасать (4) |
94 |
|
Функция помощи |
Помогать (26), помощник (2), помощь (3), |
31 |
|
Все категории (828 – все полученные ассоциации, 11 – невалидных ассоциаций, 508 – категоризованных ассоциаций, 309 ассоциаций - вне категорий) |
508 |
Таблица 2.
Сводная таблица оценок по смысловым кластерам
№ |
Кластеры смысловых категорий |
Суммарное количество семантических единиц в кластере |
Ранговое место кластера в семантическом поле выборки |
|
Качества ценностной сферы |
137 |
1 |
|
Качества готовности преодолевать опасность |
48 |
3 |
|
Качества познавательной деятельности |
46 |
4 |
|
Качества готовности отвечать за свои действия |
39 |
6 |
|
Качества, связанные с внешней презентацией |
24 |
8 |
|
Качества эмоциональной сферы |
17 |
9 |
|
Негативные качества |
16 |
10 |
|
Качества коммуникативной деятельности |
14 |
11 |
|
Функция защиты |
94 |
2 |
|
Функция активности |
42 |
5 |
|
Функция помощи |
31 |
7 |
Было выделено одиннадцать укрупненных смысловых групп. Из них семь групп могут быть отнесены к описывающим профессионально-важные качества, то есть характеристикам, непосредственно оказывающим влияние на эффективность и нормативность профессиональной деятельности: ценности, преодоления опасности, готовности отвечать за свои действия, внешняя презентация, эмоциональная сфера и коммуникации.
Наиболее важными профессионально качествами сотрудники воспринимают те, которые связаны с моральной оценкой действий (1 ранговое место), далее по степени значимости оцениваются качества, связанные с готовностью преодолевать опасность (3 ранг), правильно оценивать ситуацию во всех ее аспектах (4 ранг) и быть способным отвечать за принятые решения, нести ответственность (6 ранг). Значимо менее представленными, но всё-таки рефлексируемыми как важные, являются характеристики способности себя презентовать (8 ранг), осуществлять эмоциональный самоконтроль (9 ранг) и успешную коммуникацию (11 ранг). Также выделена группа качеств, условно названная негативными, в которую были отнесены характеристики с негативной коннотацией (10 ранг). Таким образом, можно сделать вывод о преимущественно аксиологической направленности профессионального образа сотрудников органов внутренних дел.
Три укрупненных смысловых группы объединены описанием профессиональных функций: защиты, активности и помощи. Все эти функции обладают выраженной позитивной коннотацией, соответствуют требованиям к сотрудникам, сформулированным в законе «О полиции».
В структуре семантических маркеров профессионального образа описанные функции имеют разную ранговую значимость. Наиболее важной сотрудники ОВД полагают функцию защиты (2 ранг), далее функция активности (5 ранг) и функция помощи (7 ранг). Можно говорить о том, что профессиональная деятельность связана с проактивностью, а не с реактивностью, сотрудники более ориентированы на упреждающий характер действий. В сочетании с преимущественно аксиологической направленностью это формирует просоциальность профессионального образа сотрудника.
Заключение
Таким образом, в настоящей работе проведена оценка особенностей восприятия профессионального образа сотрудников ОВД.
В ходе исследования были опрошены слушатели управленческих факультетов и адъюнкты факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии управления МВД России посредством заполнения анонимного опроса; сбор данных был реализован посредством заполнения google-формы, использовался психосемантический подход, который позволил получить от испытуемых более достоверную информацию.
Сбор данных проводился методом свободных ассоциаций на стимул: «образ сотрудника ОВД», было получено семантическое поле из 828 слов.
Полученные ассоциации были классифицированы по семантическим группам. Для выделения наиболее крупных семантических единиц использовался сервис https://облакослов.рф, что позволило построить визуализацию наиболее используемых ассоциаций (100 наиболее используемых) в виде «облака слов».
Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы:
1) использование психосемантического подхода в исследовании сделало возможным изучение представлений сотрудников органов внутренних дел о «профессиональном образе»;
2) можно говорить об эффективной работе подразделений по морально-психологическому обеспечению деятельности ОВД и организации морально-психологической подготовки, поскольку профессиональный образ сотрудников сформирован из семантических маркеров позитивной коннотации, отражающих функции сотрудников по защите закона, обеспечения безопасности и здоровья граждан.
1. Алексеёнок А. А., Кирюхина Ю. В. Формирование имиджа органов внутренних дел России (ретроспективный анализ) // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2018. № 2. С. 51-61.
2. Артонова А. И. Некоторые аспекты влияния СМИ на образ полицейского в г. Барнауле В книге: Молодежь - Барнаулу. Материалы XXI городской научно-практической конференции молодых ученых. Главный редактор Ю.В. Анохин. 2020. С. 531.
3. Боева М. А., Кирюхина Ю. В. Влияние манипулятивного воздействия средств массовой информации на формирование образа современного сотрудника полиции // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2018. № 1 (74). С. 20-23.
4. Бочкарев А. Н., Мамишева З. А. Концептуальные основания анализа образа полиции в сознании молодежи / В сборнике: Общественные науки в современном мире: политология, социология, философия, история // Сборник статей по материалам XVI международной научно-практической конференции. 2018. С. 74-78.
5. Браженская Н. Е., Чернобродов Е. Р. Средства массовой информации как один из основных механизмов формирования имиджа сотрудника полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24. № 3 (78). С. 306-311.
6. Вахитова З. З., Доценко Е. Л. Психосемантика. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2014. 292 с.
7. Голышкина Е. Р., Дорошенко О. М. Личность полицейского как образ профессионала / В сборнике: Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности: взаимодействие науки, нормотворчества и практики // Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. 2019. С. 308-310.
8. Голяндин Н. П., Шериев А. М. Влияние положительного имиджа сотрудника полиции на взаимодействие органов внутренних дел с институтами гражданского общества // International Law Journal. 2019. Т. 2. № 2. С. 22-26. 7
9. Зудаева В. В., Бруева Н. В. Роль СМИ в создании имиджа сотрудника органов внутренних дел // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. 2020. № 2 (5). С. 108-114.
10. Карнаушенко Л. В. Образ современного российского полицейского: особенности формирования, актуальные риски в массово-коммуникативном пространстве / В сборнике: Российская полиция: три века служения Отечеству // Материалы юбилейной международной научной конференции, посвященной 300-летию российской полиции. 2018. С. 1668-1675.
11. Карпова А. В. Уровень доверия россиян к сотрудникам полиции / В сборнике: Прогрессивные технологии в мировом научном пространстве // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2020. С. 80-83.
12. Картавцев Д. А. Роль кинематографа в формировании образа полицейского / В сборнике: Образ современного полицейского // Сборник материалов Международной научно-теоретической конференции. 2019. С. 70-76.
13. Кошкарова Ю. А. К вопросу о визуальных средствах формирования образа современного полицейского / В сборнике: Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции) // Материалы XIV международной научно-теоретической конференции. Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2017. С. 267-269.
14. Лукьянова Г. В. Полиция и общество: современное состояние взаимодействия / В сборнике: Правоохранительная деятельность органов внутренних дел в контексте современных научных исследований // Материалы региональной научно-практической конференции. 2020. С. 117-121.
15. Мицких Д. А. Образ работника правоохранительных органов в современных российских СМИ / В сборнике: Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования // Сборник научных статей международной конференции. 2017. С. 2354-2355.
16. Рожковский В. Б., Любивая Г. А. Образ полицейского в российском обществе: проблема репрезентации // Научный портал МВД России. 2018. № 1 (41). С. 12-16
17. Суворова О. В., Кравчук О. Н. Детерминанты модальности социального образа сотрудника органов внутренних дел // Нижегородский психологический альманах. 2019. Т. 1. № 1. С. 147-155.
18. Филимонов О. В., Передня Д. Г. Специфика формирования Медийного образа руководителя органов внутренних дел на региональном уровне (по материалам фокус-группы // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 4 (44). С. 26-31.
19. Цветков В. Л., Ануфриева Д. А. Психология имиджа сотрудника полиции: состояние и возможная положительная динамика // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 3 (74). С. 23-27.
20. Васильева И.В., Возженикова О.С. Образ полицейского в общественном сознании // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 3 (41). С. 183-191.