с 01.01.2017 по 01.01.2021
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
BISAC BUS069030 Economics / Theory
В статье проведен анализ подходов по определению понятия «интеллектуальный капитал». Исследован опыт как украинских, так и зарубежных ученых. Осуществлен детальный анализ базовых понятий исследуемой категории «интеллектуальный капитал», «интеллект», «капитал», «знания». Проведено сравнение термина «интеллектуальный капитал» с терминами «интеллектуальный потенциал», «интеллектуальная собственность». Предложено уточненное определение термина «интеллектуальный капитал», в котором сделан акцент на повседневных и научных знаниях персонала предприятия.
интеллектуальный капитал, интеллект, капитал, знания, научно-технический уровень, интеллектуальный потенциал, интеллектуальная собственность
Сегодня перед отечественными предприятиями остро встает проблема конкурентоспособности на мировом рынке. Анализ современной экономической ситуации свидетельствует о том, что достичь высоких результатов предприятия могут лишь из-за постоянного и целенаправленного новаторства, которое открывает новые горизонты для изготовления и внедрения новых видов товаров, новых производственных и транспортных средств, новых технологий, дает возможность освоения новых форм организации производства и завоевания новых рынков.
Для современного общества интеллектуальный капитал – это основа богатства. Именно интеллектуальный капитал определяет конкурентоспособность экономических систем страны, выступает главным фактором их развития. В большинстве случаев экономическую мощь и благосостояние страны определяет способность экономики создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал. Эффективное социально-экономическое развитие любого государства − это способность экономики продуктивно обрабатывать информацию, идеи, разносторонние знания.
Современное производство – это, прежде всего, деятельность мозга. В условиях перехода к информационно-инновационной экономике существенное значение для конкурентоспособности и эффективного функционирования предприятия имеют специфические знания, носителями которых выступают сотрудники предприятия, эффективные механизмы управления, сбор и обработка данных, взаимоотношения с клиентами, инвесторами, поставщиками и контрагентами. В связи с этим наиболее значимыми становятся вопросы эффективного формирования и управления этими ресурсами. Теория интеллектуального капитала как ключевого фактора развития предприятия имеет широкое распространение, но, несмотря на большое количество определений понятия «интеллектуальный капитал» в трудах отечественных и зарубежных исследователей, отсутствует понятие интеллектуального капитала с точки зрения его научности, что затрудняет разработку эффективного механизма и степени влияния интеллектуального капитала на эффективность деятельности предприятия.
Роль интеллектуального капитала в обеспечении экономического прогресса делает данное исследование актуальным. Этой проблеме в разные времена уделяли внимание многие известные ученые-экономисты. Раскрытию сущности данной категории посвящены труды Л. Эдвинссона, П. Салливана, л. Прусака, Е. Брукинга, В. Иноземцева, В. Ефремова, Б. Леонтьева, т. Стюарта, А. Турило, О. Бутник-Северского, О. Кендюхова и др.
Ими разработана категориальная база интеллектуального капитала, его структура, раскрыты роль в целом и отдельных составляющих на современном этапе. Анализ экономической литературы показал, что в настоящее время довольно неоднозначно освещено понятие «интеллектуальный капитал».
Целью данной статьи является исследование понятийного аппарата интеллектуального капитала и разработка авторского видения относительно содержания категории интеллектуальный капитал.
Интеграция Украины в мировое экономическое пространство – во-первых, преодолеет низкий научно-технический уровень, изношенность материальных активов и дефицит финансовых ресурсов для их модернизации, а, во-вторых, будет способствовать все большему повышению роли информационно-интеллектуальных факторов функционирования предприятия. Интеллектуальный капитал является, наверное, тем самым фактором, который можно мобилизовать в достаточно короткие сроки для завоевания устойчивого положения на украинском рынке в борьбе с зарубежными фирмами. Уровень накопленных общих, научных и профессиональных знаний технико-технологического и экономического характера, степень образованности и культуры трудовых ресурсов, несмотря на кризисные явления, остаются, на наш взгляд, достаточно высокими, а понятие украинской рыночной специфики вообще может стать уникальным конкурентным преимуществом отечественных предприятий.
Следует отметить, что в условиях жесткой конкурентной борьбы только уникальный характер интеллектуального капитала предприятия может обеспечить в долгосрочной перспективе достаточно устойчивые монопольные барьеры для своей зоны получения стабильных доходов на рынке. И это очень важно, ведь монопольная зона оберегается законами во всем мире.
Рассматривая степень проработанности данной проблемы, можно отметить, что формирование концепции интеллектуального капитала в ее современном виде состоялось в 90-е годы ХХ в., хотя ее истоки относятся к более ранним периодам развития теории человеческого капитала и управления знаниями. Само понятие «интеллектуальный капитал» ввел Дж. Гелбрайт в 60-х годах ХХ в., но только в 90-е его содержание было введено в общий оборот Т. Стюартом. Близкие по идеям подходы возникают в конце 1980-х гг., к которым можно отнести труды И. Нонаки, К.-Э. Свейби, Х. Такеучи.
Определение интеллектуального капитала в научной литературе носит общий характер и обычно подразумевает сумму тех знаний всех работников предприятия, обеспечивающих его конкурентоспособность. В табл. 1 нами приведено определение понятия «интеллектуальный капитал» различными учеными.
Таблица 1
Эволюция взглядов на термин «интеллектуальный капитал»
Автор |
Определение |
А. Эдвинссон, П. Салливан [15] |
Интеллектуальный капитал − это знания, которые могут быть преобразованы в стоимость |
Л. Прусак [16] |
Интеллектуальный капитал − это интеллектуальный материал фирмы, который формализован и собран воедино, чтобы воплотиться в активах фирмы |
А. Баранников [1] |
Интеллектуальный капитал представляет собой нематериальные активы предприятия, наличие которых обеспечивает конкурентные преимущества и без которых невозможно функционирование компании |
Т. Стюарт [14] |
Интеллектуальный капитал − сумма всех знаний сотрудников компании, которые дают преимущества данной компании на рынке |
Карл Эрик Свейбл [17] |
Интеллектуальный капитал − это скрытые ценности организации, которые проявляются с клиентами, в компетенции сотрудников и в организационных процессах и внутренних связях компании, которые имеют ценность для компании и способны приносить ей прибыль |
А.И. Мясоедов [10] |
Интеллектуальный капитал − это знания, которые есть в организации и могут использоваться для получения различных преимуществ перед конкурентами |
В.С. Ефремов [5] |
Интеллектуальный капитал − это знания, которыми обладает организация, которые выражены в ясной, недвусмысленной и легко переданной форме |
Б.Б. Леонтьев [9] |
Под интеллектуальным капиталом предприятия понимают стоимость совокупности интеллектуальных активов, которые у него есть, включая интеллектуальную собственность, его природные и приобретенные интеллектуальные способности и навыки персонала, а также накопленные базы знаний и полезные отношения с другими субъектами |
О. Бутник-Северский [3] |
Интеллектуальный капитал − это одна из разновидностей капитала, которая имеет соответствующие признаки капитала и воспроизводит, одновременно, присущую лишь ему (интеллектуальному капиталу) специфику и особенности. Как экономическая категория интеллектуальный капитал рассматривается с позиции авансированной интеллектуальной собственности, что во время своего движения приносит большую стоимость за счет прибавочной стоимости |
О.В. Кендюхов [8] |
Интеллектуальный капитал − это способность создавать новую стоимость интеллектуальных ресурсов предприятия, которые представлены человеческим и машинным интеллектами, а также интеллектуальными продуктами, созданными им самостоятельно или привлеченными со стороны, как средства создания новой стоимости |
В.Л. Иноземцев [7] |
Интеллектуальный капитал − это «коллективный мозг», аккумулирующий научные и обыденные знания работников, интеллектуальную собственность и накопленный опыт, общение и общественную структуру и имидж фирмы. |
Понятие «интеллектуальный капитал» активно используется в научных дискуссиях, но и до сих пор в научной литературе не существует единого определения данной категории – это видно из приведенной табл. 1. Так, например, в интерпретации Л. Эдвинсона и М. Мэлоуна интеллектуальный капитал – это сумма капитала человеческого и структурного. Авторы дают достаточно широкую трактовку интеллектуального капитала, относя к нему фактически все виды ресурсов предприятия, не подлежащие традиционным оценкам [15].
Л. Прусак раскрывает экономическую сущность интеллектуального капитала как интеллектуального материала, который используется для производства более ценного имущества, который затем воплощается в активах фирмы. На наш взгляд, в данной трактовке Л. Прусак отождествляет понятия «интеллектуальный капитал» и «интеллектуальная собственность», хотя эти понятия имеют разную природу [16].
В работе Баранников А.Л. интеллектуальный капитал определен как «термин для обозначения нематериальных активов, без которых компания не может существовать» [1]. В данной трактовке, на наш взгляд, не раскрывается экономическая сущность понятия «интеллектуальный капитал». Также А. Бутник-Северский в своих трудах рассматривает интеллектуальный капитал с позиции интеллектуальной собственности, которая во время своего движения приносит большую стоимость за счет прибавочной стоимости.
Т. Стюарт дает определение «интеллектуального капитала как суммы всех знаний сотрудников компании, которые дают преимущества данной компании на рынке». В.С. Ефремов тоже рассматривает интеллектуальный капитал как знания, которые находятся в распоряжении организации и которые выражены в ясной, недвусмысленной и легко передаваемой форме. Но в данных трактовках не уточняется, какие именно знания сотрудников дадут преимущества данной компании [14].
Карл Эрик Свейбл рассматривает интеллектуальный капитал как сокрытие ценности организации, компетенции сотрудников и которые имеют ценность для компании и способны приносить ей прибыль [17]. Но, на наш взгляд, в данной трактовке не раскрывается сущность «капитала».
Мясоедов А.И. определяет интеллектуальный капитал как знания, которые есть в организации и могут использоваться для получения различных преимуществ перед конкурентами [19]. Но выделение только знаний в интеллектуальном капитале не дает точно выделить экономическую сущность данной категории исследования.
Б. Леонтьев под интеллектуальным капиталом того или иного субъекта понимает «совокупность имеющихся у него законных прав на результаты его творческой деятельности, его природных и приобретенных интеллектуальных способностей и навыков, а также накопленные им базы знаний и полезных отношений с другими субъектами» [9]. В. Леонтьев дает более конкретизированное перечисление элементов интеллектуального капитала, чем, скажем, в определениях Л. Эдвинсона и М. Мэлоуна, К.Е. Свейбли и Л. Прусака, однако данная трактовка имеет те же недостатки, что и последние.
В.Л. Иноземцев рассматривает интеллектуальный капитал как «коллективный мозг», аккумулирующий научные и обыденные знания работников, интеллектуальную собственность и накопленный опыт, а также имидж фирмы. В данной трактовке более конкретно приводится, на каких именно знаниях базируется интеллектуальный капитал, но не отражается понятие «капитал» [7].
На наш взгляд, более удачную трактовку интеллектуального капитала приводит в своих трудах А.В. Кендюхов. Он рассматривает интеллектуальный капитал как способность создавать новую стоимость интеллектуальных ресурсов предприятия, которые представлены человеческим и машинным интеллектами, интеллектуальными продуктами, созданными самостоятельно или привлеченными со стороны, как средства создания новой стоимости [8].
Но, по нашему мнению, это определение недостаточно полно отражает суть понятия «интеллектуальный капитал», потому что оно значительно шире, в него входят такие категорийные понятия, как «специфические» знания персонала, которые трансформируются в интеллектуальные продукты, которые создают новую стоимость.
Таким образом, на наш взгляд, ключевым элементом категории «интеллектуальный капитал» является знание. Поэтому нужно провести более детальный анализ базовых понятий исследуемых категорий «интеллектуальный капитал», «интеллект», «капитал» и «знание».
В сформированном понимании интеллект (лат. intellectus – ум) – разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (сравнения, абстракции, образования понятий, суждения, заключения и т.п.), которые превращают восприятия в знания или критически пересматривают или анализируют уже имеющиеся знания [12].
Как видно из трактовки, интеллект − это разум, который под действием некоторых факторов превращают восприятие в знание.
Рассмотрим категорию «знание». Знание − форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др. Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки и противоречия. Научному знанию свойственны логическая обоснованность, доказанность, воспроизводство результатов, стремление до устранения ошибок и преодоления споров.
Знание – субъективный образ объективной реальности, т.е. адекватное отражение внешнего и внутреннего мира в сознании человека в форме представлений, понятий, суждений, теорий. Знание в широком смысле − совокупность понятий, теоретических построений и представлений. Знания в узком смысле − данные, информация. Знание (предмета) – уверенное понимание предмета, умение самостоятельно обращаться с ним, разбираться в нем, а также использовать для достижения поставленной цели. Знания в теории искусственного интеллекта − совокупность данных (у индивидуума, общества или у системы ии) о мире, включающих в себя информацию о свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования этой информации для принятия решений. Правила использования включают систему причинно-следственных связей. Главное отличие знаний от данных состоит в их активности, т.е. появление в базе новых фактов или установление новых связей может стать источником изменений в принятии решений.
Вторая базовая категория − капитал.
Дадим несколько определений капитала, которые приведены в различных справочниках, экономических энциклопедиях, толковых словарях.
Капитал, по К. Марксу, это стоимость, которая приносит прибавочную стоимость. В более широком аспекте под капиталом понимается ценность, приносящая поток дохода [6].
Капитал – денежные средства, ценные бумаги, недвижимость и т.д., как средство получения прибыли, получения дохода [13].
Капитал в широком смысле – это все, что способно приносить доход или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг. В более узком значении − это вложенный в дело, работающий источник дохода в виде средств производства [2].
Капитал (нем. кapital, лат. capitalis – главный), экономическая категория; созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг, которые приносят доход [4].
Капитал представляет собой стоимость в виде денег и товаров, которая используется для получения ее дополнительного прироста прибыли (дохода предпринимателей) [2].
Таким образом, исходя из перечисленных определений, можно утверждать, что сущность капитала – стоимость (ценность, ресурсы), которая приносит новую стоимость (доход, прибыль).
Большинство исследователей отождествляют понятия «интеллектуальный капитал», «интеллектуальный потенциал» и «интеллектуальная собственность», но это совсем разные категории.
Так, интеллектуальный потенциал предприятия – это комплекс, который включает следующие виды потенциалов: квалификационный (профессиональные знания, умения и навыки); психофизиологические (работоспособность); творческий (интеллектуальная, познавательная способность, способность генерировать и решать инновационные задачи); коммуникационные (способность к сотрудничеству, коллективной организации и взаимодействию); моральный, лидерский; развития; групповой (потенциал команды).
В современном экономическом обществе предоставлена трактовка, а именно, интеллектуальная собственность – собственность на результаты интеллектуальной деятельности, интеллектуальный продукт, входящий в совокупность объектов авторского и изобретательного права. Интеллектуальная собственность принадлежит к литературным, художественным, научным произведениям, исполнительской актерской деятельности, звукозаписи, радио и телевидению, изобретениям, открытиям, товарным знакам, фирменным наименованиям, новым промышленным образцам изделий и к другим объектам, которые были закреплены Парижской Конвенцией по охране промышленной собственности (ст. 1(2)), другими международными и национальными правовыми актами.
То есть «интеллектуальная собственность» характеризует, прежде всего, правовой аспект владения определенными результатами интеллектуальной деятельности, интеллектуальными ресурсами без учета того, несут в себе объекты интеллектуальной собственности функцию капитала или нет.
Учитывая результаты вышеуказанного анализа, предложено следующее определение интеллектуального капитала: интеллектуальный капитал – это научные и обыденные знания персонала предприятия, которые способны создавать высокотехнологичную, наукоемкую продукцию и увеличивают стоимость совокупного капитала предприятия.
Таким образом, проведено исследование понятийного аппарата термина «интеллектуальный капитал», предложено авторское видение данной дефиниции.
В дальнейших исследованиях целесообразно будет исследовать структуру и свойства формирования интеллектуального капитала предприятия и его влияние на развитие экономики страны в целом.
1. Баранников А.Л. Развитие интеллектуального капитала и инновационных компетенций / А.Л. Баранников, С.П. Иванова, О.В. Барбашина, О.В. Грибкова, Д.К. Балаханова // В сборнике: Актуальные вопросы обеспечения образовательной и научной деятельности в университете сборник статей. − Москва, 2016. − С. 5-8.
2. Борисов Е.Ф. Экономика: Справочник / Е. Ф. Борисов, А. А. Петров, Ф. Ф. Стерликов. – Москва: Финансы и статистика, 1998. – 400 с.
3. Бутник-Сиверский А.Б. Интеллектуальный капитал: теоретический аспект / А. Б. Бутник-Сиверский // Интеллектуальный капитал. – 2002. – № 1. – С. 20 – 24.
4. Гэлбрейт Дж. к. Новое индустриальное общество / Дж. К. Гэлбрейт. – Москва: Про-гресс, 1969. – 480 с.
5. Ефремов В.С. Бизнес-системы постиндустриального общества / В. С. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. – № 5. – С. 3 – 24.
6. Иванова С.П. Неформальная экономика: статистический анализ в европейских странах / А.И. Мясоедов, С.П. Иванова // Экономика. Информатика. − 2020. − Т. 47. − № 1. − С. 23-30. DOI:10.18413/2687-0932-2020-47-1-23-30
7. Иноземцев В.Л. К теории посэкономической общественной формации / В. Л. Инозем-цев. – Москва: Academia, 1995. – 336 с.
8. Кендюхов О.В. Эффективное управление интеллектуальным капиталом: монография / О. В. Кендюхов. – Донецьк : ДонУЕП, 2008. – 359 c.
9. Леонтьев Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в Российском бизнесе / Б. Б. Леонтьев. – Москва: Изд. Центр «Акционер», 2002. – 200 с.
10. Мясоедов А.И. Интеллектуальный капитал в свете креативности и конкурентоспособности: обзор нематериальных активов организаций на примере Украины / А.И. Мясоедов // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. − 2020. − Т. 9. − № 2. − С. 57-68.
11. Мясоедов А.И. Применение математических методов в экономике специфика, проблемы, перспективы / А.И. Мясоедов // BENEFICIUM. − 2020. − № 3 (36). − С. 35-47. DOI: http://doi.org/10.34680/BENEFICIUM.2020.3(36).35-47.
12. Мясоедов А.И. Риски роста протекционизма в глобальной экономике / А.И. Мясоедов // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. − 2020. − Т. 6. − № 2. − С. 65-77.
13. Радостева М.В. К вопросу о производительности труда / М.В. Радостева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. − 2018. − Т. 45. − №2. − С. 268-272. .
14. Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организации / Новая постиндустриальная волна на Западе : антология / Т. Стюарт / Под ред. В. Л. Иноземцева. – Москва: Academia, 1999.
15. Edvinsson L. Intellectual Capital. Realizing Your Company’s True Value by Finding Its Hidden Brainpower / L. Edvinsson, M. S. Malone. – New York : Harper Business, 1997.
16. Prusak L. Know What You Know. Visual Thinking with. Larry Prusak: A Pictorial Interview by Stuart Silverstohe // Know ledge Management Magazine. – Janyary, 1999
17. Sveiby K. E. Methods for Measuring Intangible Assets Jan 2001, updated April 2001, May 2002, October 2002, April 2004