В статье поставлена проблема синтетичности творческого метода Д. Бурлюка в контексте взаимовлияния культуры Запада и Востока первой трети ХХ века. География жизненного пути Давида Бурлюка обусловила многовекторность развития картины мира поэта, художника, теоретика искусства. Формирование модернистской среды в Западной Европе и России (1900-1910 гг.) стало одним из факторов новаторской направленности творчества Д. Бурлюка, его активной организаторской (группа «Бубновый валет», диспуты), издательской (манифест «Пощечина общественному вкусу», журналы), поэтической и художественной деятельности. Отмечена взаимосвязь Д. Бурлюка с деятелями Серебряного века русской культуры: М. Волошиным, В. Маяковским и другими. В статье намечено направление анализа проблемы синтеза искусств в образном мире мастера. В живописных и литературных произведениях Д. Бурлюка нашла отражение тема Востока (российский Дальний Восток, Япония), что позволяет делать вывод о синтетическом характере творчества «отца русского футуризма».
синтез, Д. Бурлюк, синтетичность, Запад, Восток, культура, искусство.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ, КУЛЬТУРА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 008: 7, 071.1 Бурлюк (022)
СИНТЕТИЧНОСТЬ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР ТВОРЧЕСТВА ДАВИДА БУРЛЮКА
SYNTHETICAL CHARACTER AS THE DEFINING FACTOR OF CREATIVITY OF DAVID BURLIUK
ШевчукВ.Г., к.философ.н., доц.
РВУЗ «Крымский инженерно-педагогический университет»
Россия, Республика Крым, Симферополь
DOI: 10.12737/6824
Аннотация: В статье поставлена проблема синтетичности творческого метода Д. Бурлюка в контексте взаимовлияния культуры Запада и Востока первой трети ХХ века.
География жизненного пути Давида Бурлюка обусловила многовекторность развития картины мира поэта, художника, теоретика искусства. Формирование модернистской среды в Западной Европе и России (1900-1910 гг.) стало одним из факторов новаторской направленности творчества Д. Бурлюка, его активной организаторской (группа «Бубновый валет», диспуты), издательской (манифест «Пощечина общественному вкусу», журналы), поэтической и художественной деятельности.
Отмечена взаимосвязь Д. Бурлюка с деятелями Серебряного века русской культуры: М. Волошиным, В. Маяковским и другими.
В статье намечено направление анализа проблемы синтеза искусств в образном мире мастера.
В живописных и литературных произведениях Д. Бурлюка нашла отражение тема Востока (российский Дальний Восток, Япония), что позволяет делать вывод о синтетическом характере творчества «отца русского футуризма».
1. Бурлюк Д. Художник Давид Бурлюк в роли историка и художественного критика своей жизни и творчества (за сорок лет: 1890–1930) / Давид Бурлюк // Українські авангардисти як теоретики і публіцисти – К.: Триумф, 2005. – С. 99-113.
2. Бурлюк Х. Отражение в стеклянном глазе / Холт Бурлюк // Русский футуризм. – Спб.: Гос. рус. Музей, 2000. – С. 176–177.
3. Волошин М. Коктебельские берега. Стихи, рисунки, акварели, статьи / сост., авт. вст. ст. и коммент. З. Д. Давыдов. – Симферополь: Таврия, 1993. – 248 с.
4. Давид Бурлюк. Фактура и цвет. Произведения Давида Бурлюка в музеях российской провинции: Каталог выставки – каталог наследия. Кн. 1–2 / авт. вступ. ст. С.В. Евсеева [С. В. Игнатенко]. – Уфа: Башкортостан, 1994. – 128 с.
5. Евдаев Н. Давид Бурлюк в Америке. Материалы к биографии / Ноберт Евдаев. – М.: Наука, 2002. – 340 с.
6. Игнатенко С. Романтик русского авангарда. Коллекция живописи Д.Д. Бурлюка. Ч. 3. / С. Игнатенко // Рампа Башкортостана. – 2010. – № 12. [Электронный ресурс]. – URL: http://artageless.com/romantic-russian-avant-garde-part-3-323. Дата обращения 17.09.2014.
7. Кандинский В. О духовном в искусстве / Василий Кандинский. Изб. труды по теории искусства : В 2-х т. Изд. второе / Под ред. Н. Б. Артамоновой, Д. В. Сарабьянова, В. С. Турчина. – Т. 1. 1901 – 1914. – М.: Гилея, 2008. – 429 с.
8. Лившиц Б. Полутораглазый стрелец / Б. Лившиц. – Л.: Изд. Писателей в Ленинграде, 1933. – 297 с.
9. Марков В.М. Русский след в Японии. Давид Бурлюк – отец японского футуризма / В. М. Марков // Известия Восточного института. – 2007. – № 14. – С. 191-219.
10. Поспелов Г. «Бубновый валет»: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910 годов / Г. Поспелов – М.: Сов. художник, 1990. – 272 с.
11. Сарабьянов Д. Русская живопись. Пробуждение памяти / Дмитрий Сарабьянов – М.: Искусствознание, 1998. – 432 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.independent-academy.net/science/library/sarabjanov/ot_avtora.html. Дата обращения 19.09.2014.
12. Чиеко Оваки. Японский период в творчестве Д. Бурлюка: состояние и проблемы исследованности / Оваки Чиеко // МІСТ (мистецтво, історія, сучасність, теорія) : Зб. наук. пр. з мистецтвознавства і культурології / Ін-т проблем сучасного мис-ва АМУ; Редкол.: В. Сидоренко (голова) та інш. – К. : Інтертехнологія, 2006. – С. 422-430.
13. Чиеко Оваки. Казак-футурист в Стране Ямато / Оваки Чиэко // Вісник Харківської державної академії дизайну і мистецтв. Мистецтвознавство. Архитектура. – 2007. – № 12. – С. 187-190.
14. Шевчук В.Г. Синтез искусств как отличительная особенность творчества Д. Бурлюка начала ХХ века / В.Г. Шевчук // Ученые записки ТНУ им. В.И. Вернадского. – 2014. – Т. 27 (66), № 1. – С. 230-241.