ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ПРИМЕРЕ РЫНКА КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНЫХ УСЛУГ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Современный рынок конгрессно-выставочных услуг находится в состоянии кризиса. Организация крупных мероприятий, оказывающих значительное влияние на экономические, инновационные, технологические и инвестиционные процессы, оказалась ограничена вследствие пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Принятие решений по введению ограничений на проведение мероприятий обусловлено негативными проявлениями внешней среды в связи с текущей санитарно-эпидемиологической ситуацией. Произведен расчет потенциальной оценки убытков по причине отмены или переноса конгрессно-выставочных мероприятий в 2020 г. Падение спроса и предложения диктует необходимость поиска альтернативных путей развития и диверсификации основных видов деятельности. В качестве одного из потенциальных и перспективных направлений выявлен социальный вектор деятельности Фонда «Росконгресс» как нефинансового института развития и организатора Петербургского международного экономического форума, а также ООО «Экспофорум-Интернэшнл» как оператора площадки его проведения. Петербургский международный экономический форум обладает не только экономическим эффектом, но и степенью влияния на выстраивание коммуникаций, нацеленных на благоприятствование в реализации социальных программ при проведении форума в традиционном офлайн-формате. Проанализирована динамика количественных показателей Петербургского международного экономического форума и качественных показателей в контексте организации тематических зон социального профиля, что позволяет сформулировать вывод относительно широкого институционального воздействия на социально-экономические процессы как в туристской дестинации, так и за ее пределами. Расширение программ взаимодействия с местными сообществами позволяет формировать позитивный имидж в качестве одного из элементов стратегического продвижения дестинации на мировой конгрессной и туристической карте.

Ключевые слова:
социальная сфера, конгрессно-выставочная деятельность, компетенции, институт развития, дестинация
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

Значение конгрессно-выставочной деятельности для экономики не ограничивается извлекаемыми материальными выгодами. Однако состояние внешней среды и наложенные ограничения на проведение мероприятий ввиду санитарно-эпидемиологических условий продемонстрировали роль и значение данного сектора услуг в современных экономических процессах. Массовый уход в онлайн-формат не позволяет полноценно заменить упущенные возможности форматов традиционных офлайн-событий. Совокупная оценка доли конгрессно-выставочной деятельности в ВВП страны составляет около 3,4 трлн руб., или 3 % от всего ВВП страны [1]. С учетом общей структуры ВВП страны в разрезе сектора сферы услуг данная цифра является значительной. Опубликованная к концу октября 2020 г. информация по прямым убыткам отрасли (около 110 млрд руб.) и по косвенным (около 48 млрд руб.) [2] позволяет оценить значение конгрессно-выставочной деятельности относительно вклада в экономику. Генерация мультипликативного эффекта за счет делового туризма и конгрессно-выставочной деятельности осуществляется по формуле 1 : 7 (на 1 единицу затраченных средств приходится 7 единиц прибыли), что позволяет подтвердить тезис о высокодоходности данного сектора сферы услуг. Если рассматривать вклад конгрессно-выставочной деятельности в ВВП как общую стоимость произведенных услуг, то текущий убыток предприятий данной отрасли составляет не менее 27,21 % от общих затрат на организацию и проведение мероприятий за предыдущий период согласно формуле (размер оцененных убытков / (доля конгрессно-выставочной деятельности в ВВП · соотношение расходов и доходов) · 100 %) · 12 / 10.

Пример расчета: (110 / (3,4 трлн руб. · 1 / 7) · 100) · 12 / 10 = 27,21 %.

Однако для преодоления кризисных ситуаций необходимо осуществление работы по поиску и закреплению новых компетенций деятельности предприятий в качестве потенциальных направлений для их текущего и будущего развития. Таким образом, современная экономическая ситуация ввиду накладываемых ограничений на деятельность рынка данного вида услуг формулирует актуальную повестку по оценке будущих перспектив и необходимых антикризисных действий.

 

Методы исследования

Проведение контент-анализа деятельности рассматриваемого института развития и оператора конгрессно-выставочного центра позволило определить текущие направления деятельности и сформированные компетенции в условиях ограничений. Анализ и синтез явлений формируют целостное представление по значению конгрессно-выставочной деятельности в рамках общей экономической структуры. Раскрытие базовых характеристик деятельности предприятий на современном этапе с применением системного подхода позволит сформировать положения по актуальным векторам развития содержательной части конгрессно-выставочных мероприятий. Индуктивный метод систематизирует нематериальную ценность мероприятий с ракурса реализации программ социальной и корпоративной ответственности в контексте построения доверительных отношений с местными сообществами. Таким образом, возможно достижение расширенного интеграционного взаимодействия конгрессно-выставочного рынка услуг с социальной средой в целях формирования эффективных и востребованных продуктов в будущем.

 

Институты развития – как механизм преодоления кризисных ситуаций?

Отсутствие постоянно действующих регуляторных органов и институционального оформления конгрессно-выставочной деятельности не позволяет оказывать необходимую поддержку данной отрасли. Одним из вариантов по преодолению кризисных ситуаций является расширение механизмов партнерства между участниками рынка и институтами развития. Согласно меморандуму о необходимости поддержки конгрессно-выставочной деятельности [1] содействие данному рынку услуг может быть оказано со стороны АО «Корпорация «МСП» и АО «Российский экспортный центр». Институт поддержки несырьевого экспорта [3] и институт в сфере развития малого и среднего предпринимательства [4] оказывают значимую поддержку функционированию субъектов малого и среднего предпринимательства, а также развитию их возможностей с точки зрения выхода на внешние и внутренние рынки. Данный цикл взаимоотношений подразумевает обеспечение жизнеспособности экономических процессов. Функциональная деятельность и наличие механизмов взаимодействия на рынке конгрессно-выставочных услуг приобретают особую актуальность в сложившейся ситуации. Оценка уровня воздействия институтов на экономические процессы является неоднородной, что доказывается в исследовании Д. А. Ушакова [5]. По мнению автора, именно институты развития проявляют «…активную роль в инновационном процессе», эффективная работа которых возможна благодаря проявлению гибкости и внесению корректировок в свою деятельность в условиях меняющейся деловой среды и общеэкономических условиях [5, с. 110]. Согласно определению Министерства экономического развития: «Институт развития представляет собой один из элементов политики государства, направленный на стимулирование инновационных процессов и развитие инфраструктуры с применением механизмов государственно-частного партнерства. Основной целью данных институтов является устранение «провалов рынка», решение которых является невозможным с использованием рыночных механизмов» [6]. Синергетическое взаимодействие нефинансовых институтов развития и конгрессной деятельности, по мнению А. А. Стуглева и С. Т. Ходько [7], способно обеспечивать решение актуальных социально-экономических проблем и развитие территорий. Данный организационно-экономический механизм способен оказывать информационную и методологическую поддержку различных отраслей экономики [7], что в современных условиях внешней среды является особенно актуальным направлением. Таким образом, можно сделать вывод о значении деятельности институтов развития в преодолении кризисных ситуаций, по оказанию поддерживающей и производной функций развития новых компетенций.

 

Диверсификация компетенций и социализация функциональных направлений

Социальная ориентация конгрессно-выставочной деятельности может выражаться в формировании новых трендов и подходов, формируя тем самым вокруг «ядра дестинации» нематериальные инвестиции в сохранение и развитие человеческого капитала. По версии Международной ассоциации конгрессов и конференций (ICCA), организация мероприятий социальной направленности [8] является одним из необходимых ценностных ориентиров по формированию событийного портфеля деятельности дестинаций делового туризма. Волонтерская деятельность, расширение сотрудничества с благотворительными организациями и сбор пожертвований являются одним из социальных трендов согласно подходу Совета индустрии встреч (EIC) [9]. Реализация комплекса социальных мероприятий возможна в рамках функционирования особой экосистемы института развития и оператора конгрессно-выставочных услуг. Таким примером может стать деятельность Фонда «Инносоциум» [10] как социальной платформы Фонда «Росконгресс». Тематическая зона «Пространство доверия» является ярким примером реализованных социальных, инновационных, молодежных, культурных, некоммерческих и других проектов, как элемент сформированной повестки и важная составляющая деловой программы крупнейших форумов России, что наглядным образом подтверждает тезис значения данной деятельности в разрезе комплексов дестинаций при проведении крупных событий [11].

Внесенные коррективы в календари событий и форматы деловых мероприятий повысили значение социальных инициатив в рамках направлений деятельности и стратегического планирования для предприятий конгрессно-выставочного рынка услуг. По мнению Н. Сингх, социальное направление является в разрезе рынка деловых мероприятий не менее важным трендом, чем устойчивость и технологическое развитие [12]. В связи с введенным запретом, а позднее – ограничением на проведение конгрессов, форумов, выставок и иных форматов делового общения, операторы данного рынка услуг переориентировали свою инфраструктуру на решение актуальных проблем социальной повестки. В условиях пандемии на примере Фонда «Росконгресс» как нефинансового института развития и ООО «Экспофорум-Интернэшнл» как оператора одного из современных конгрессно-выставочных центров страны можно рассмотреть сформировавшиеся компетенции и направления деятельности как меры реагирования на современную социально-экономическую ситуацию (табл.).

Диверсификация деятельности Фонда «Росконгресс» и ООО «Экспофорум-Интернэшнл»*

Функциональные
направления деятельности

Фонд «Росконгресс»

ООО «Экспофорум-Интернэшнл»

Социальное направление

– «Горячая линия» координации помощи пожилым людям;

– фонд идей;

– благотворительный концерт группы Uma2rman

Организация госпиталя для больных новой коронавирусной инфекцией
на площадях Ленэкспо

Аналитическое направление

– Антикризисный план. Мировые практики;

– лучшие региональные практики

Содействие предпринимательству /
внешнеэкономическая
деятельность

RC Business – взаимодействие бизнеса и привлечение инвестиций;

– инвестиционный портал регионов
России

Пан-БАЛТСервис (приемка, обработка, таможенное оформление коммерческих грузов, организация складского комплекса)

Искусство / наука

RC-Art – пространство для творческих профессий;

Time4Photo – уникальная фотоколлекция нашей страны

Строительство

ЭФ-дизайн (дизайн-проекты, строительно-монтажные работы, ремонт офисов, квартир и т. п.)

 

Окончание табл.

Функциональные
направления деятельности

Фонд «Росконгресс»

ООО «Экспофорум-Интернэшнл»

Сдача помещений в аренду

Предоставление в аренду технически оснащенных помещений в переговорном комплексе для видеоконференций

Сдача в аренду площадей под телевизионные студии, съемочные пространства, киберспортивный клуб

Кейтеринг / общественное питание

Реализация сотрудничества Фонда
«Инносоциум» с компанией
Mars
в рамках акции взаимопомощи
«МыВместе»

ООО «Карамель Кейтеринг» (розничная реализация хлебобулочной и кондитерской продукции), доставка полуфабрикатов

 

* Составлена по [13–18].

 

На инфраструктуре Фонда «Росконгресс» в период самоизоляции была запущена Всероссийская «горячая линия» по координации помощи пожилым и маломобильным людям, осуществляющая деятельность в формате полноценного информационного центра, включая такие направления, как юридическую, духовную, психологическую и иную помощь. По мнению А. А. Стуглева, «…пандемия демонстрирует важность адаптации и развития новых направлений, что позволяет сохранить жизнеспособность бизнеса и овладеть новыми компетенциями» [13, с. 14–15]. В отсутствии реализованного проекта по редевелопменту территорий Ленэкспо началось использование данных выставочных площадей под временный госпиталь в период пандемии COVID-19. Подобная практика не является уникальной, т. к. реализуется на базе большого количества конгресс-центров в мире [19]. Соответственно, данная мера может рассматриваться и как адаптационная (использование неликвидных выставочных пространств), и как социальная (увеличение коечного фонда).

Отправной точкой рассматриваемого вопроса целесообразно считать период с начала объявления пандемии COVID-19 [20] и отмены Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в 2020 г. по решению организационного комитета от 05 марта 2020 г. [21]. Данное мероприятие ввиду своих объемов и различных косвенных и индуцированных эффектов можно рассматривать как драйвер инвестиционного, инновационного и институционального развития экономики России. Форум имеет большое значение как для экономики страны в целом, так и для Санкт-Петербурга, что подтверждает устойчивая динамика роста количественных показателей за предыдущие три года (рис.).

 

Название: Диаграмма - описание: Смешанная диаграмма: гистограмма с группировкой и график

 

Инфографика ПМЭФ за 2017–2019 гг. (составлена по [22–25])

 

Отмена мероприятия прямым и косвенным образом сказывается на экономике города. На примере переноса ПМЭФ в 2020 г. можно говорить о недополученных финансовых поступлениях в городской бюджет в размере около 2–2,5 млрд руб. [26]. Крупнейшее мероприятие страны оказывает широкий комплекс нематериальных эффектов. Значение данного форума неоспоримо с точки зрения вклада в развитие человеческого капитала, молодежной и социальной повестки [27], образования и здравоохранения. Так, в 2019 г. в рамках тематических зон «Пространство доверия» и «Здоровое общество» состоялось более 50 деловых мероприятий, которые включали в себя социальную повестку, инновации, образование и здравоохранение [22]. Наличие социальной повестки в архитектуре крупнейшего делового мероприятия свидетельствует о наличии сформированных фундаментальных основ данного направления. Однако именно начало пандемии COVID-19 значительным образом ускорило развитие данных программ и привело к увеличению значения их роли в структуре конгрессно-выставочной деятельности в целом.

 

Результаты исследования

Горизонтальная диверсификация деятельности Фонда «Росконгресс» и ООО «Экспофорум-Интернэшнл» является отражением адаптационной политики предприятий к современным требованиям экономики. Реализация социальных направлений деятельности может формировать позитивный имидж мероприятий в рамках гражданского общества дестинации, создавать положительный образ при организации будущих событий, а также способствовать накоплению социально ориентированного портфолио Санкт-Петербурга. На передний план выходят ранее реализованные и развивающиеся сегодня социальные и благотворительные направления деятельности Фонда «Росконгресс» [28] и ООО «Экспофорум-Интернэшнл» [29]. Эта деятельность является не только результатом диверсификации, но и элементом работы с местным сообществом с целью удовлетворения интересов и комфорта жителей. Согласно исследованию Э. Чилуфьи, Э. Хьюз и Р. Швейнс, туристический спрос формирует программы корпоративной социальной ответственности, т. к. необходим баланс между удовлетворением растущего спроса и недопустимости игнорирования интересов и зоны комфорта местных сообществ [30]. Работа операторов крупных конгрессно-выставочных мероприятий с местным сообществом посредством реализации социальных программ институционального развития может способствовать положительной динамике восприятия проводимых мероприятий среди граждан как ключевых носителей бренда туристской дестинации [31].

 

Заключение

Современные тенденции отражают необходимость пересмотра основных функциональных направлений и диверсификации накопленного потенциала в наиболее жизненно важные компетенции. Расширение спектров функционального взаимодействия и адаптация к внешним угрозам демонстрируют гибкость мышления на организационно-управленческом уровне и способность использовать созданную инфраструктуру, человеческий капитал в лице сотрудников и волонтеров в решении актуальных общественных проблем. Рассматриваемые организаторы мероприятий рынка конгрессно-выставочных услуг продемонстрировали свой вклад, расширив социальный аспект своей деятельности с учетом текущих кризисных ситуаций. Наглядным подтверждением этого факта в Санкт-Петербурге может стать организация больничных мест на территории Ленэкспо и запуск «горячей линии» координации помощи пожилым и маломобильным людям на базе инфраструктуры Фонда «Росконгресс». На современном этапе выявлен тренд на укрепление позиций экологической и здравоохранительной повестки дня в содержательной части деловой программы мероприятий. Актуальные проблемы и пути их решения могут быть применены как опорные точки роста для любых отраслей, что с учетом возможного сегментирования форумов в социальную плоскость может стать также драйвером для волонтерского, экологического и медицинского туризма в будущем.

Проявленные компетенции и трансформация деятельности повышают имидж не только предприятий конгрессно-выставочной деятельности, но и всего Санкт-Петербурга в целом, что может стать подтверждением «социальной ориентированности» всей дестинации. Демонстрация комфортного уровня жизни и бережного отношения к пожилым людям позволит интенсифицировать туристские потоки на зарубежных направлениях, учитывая традиционную высокую долю пожилых европейских туристов в традиционные туристические сезоны. Наличие и развитие данных направлений в сегментированном портфеле туристских дестинаций в краткосрочной перспективе сформирует узнаваемость и привлекательность в медийно-коммуникационном пространстве, что может способствовать решению других проблем, актуальность которых немного утрачена в связи с отложенным спросом на услуги в туристской отрасли.

Список литературы

1. Меморандум «О необходимости поддержки конгрессно-выставочной деятельности как стратегически важной отрасли для России». URL: https://expoclub.ru/news/podderzhite_kongressno_vystavochnuyu_otrasl_v_rossii/ (дата обращения: 22.11.2020).

2. Конгрессно-выставочная индустрия 2020. URL: https://corp.wtcmoscow.ru/services/international-partnership/analitycs/kongressno-vystavochnaya-industriya-2020/ (дата обращения: 15.12.2020).

3. Российский экспортный центр. URL: https://www.exportcenter.ru/company/ (дата обращения: 22.11.2020).

4. Деятельность АО «Корпорация «МСП». URL: https://corpmsp.ru/about/deyatelnost/ (дата обращения: 22.11.2020).

5. Ушаков Д. А. Роль институтов развития в управлении инновационной деятельностью на основе процессного подхода // Вестн. ун-та. 2015. № 9. С. 107–113.

6. Деятельность институтов развития. URL: http://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/instdev/institute/ (дата обращения: 20.05.2020).

7. Стуглев А. А., Ходько С. Т. Управление событийными проектами (форумы, конгрессы, конференции, семинары): науч.-метод. пособие / под ред. А. М. Ходачек. СПб.: Скифия-принт, 2019. 224 с.

8. Working with meetings management companies Advice for international association meeting planners and decision makers. URL: https://www.iccaworld.org/knowledge/benefit.cfm?benefitid=5186 (дата обращения: 23.01.2020).

9. Bigwood G. Top 10 Sustainable Event Trends for 2020. URL: https://www.mci-group.com/en-us/news-and-insights/news/en-us/top-10-sustainable-event-trends-for-2020 (дата обращения: 30.01.2020).

10. Инносоциум. Социальная платформа Фонда «Росконгресс». URL: https://innosocium.org/about/ (дата обращения: 23.11.2020).

11. Пространство доверия Фонда Росконгресс продолжит работу на Восточном экономическом форуме. URL: https://forumvostok.ru/news/prostranstvo-doverija-fonda-roskongress-prodolzhit-rabotu-na-vostochnom-ekonomicheskom-forume/ (дата обращения: 23.11.2020).

12. Singh N. Sustainability, social, and technology development trends in Events // Events and Tourism Review. 2020. Vol. 3. N. 1. P. 1–6.

13. Стуглев А. А. Деловой онлайн – это сформировавшаяся ниша на событийном рынке // Congress Time. 2020. № 2 (11). URL: http://russiacb.com/upload/iblock/8db/8dbf84264c4b72bb216487e8d258fc7c.pdf (дата обращения: 26.11.2020).

14. Презентация переговорных ВКС Фонда Росконгресс в Центре международной торговли. URL: https://roscongress.org/files/RCMeetingRooms_ru.pdf (дата обращения: 25.11.2020).

15. Экспофорум: Мы всегда на ваших радарах. URL: https://expoforum-center.ru/ru/news/ekspoforum-my-vsegda-na-vashih-radarah/ (дата обращения: 26.11.2020).

16. Росконгресс презентует «Фонд идей». URL: https://roscongress.org/news/roskongress-prezentuet-%C2%ABfond-idej%C2%BB/ (дата обращения: 26.11.2020).

17. Компания Mars присоединилась к партнерам акции «МыВместе». URL: https://roscongress.org/news/mars-partners-with-wearetogether-campaign-/ (дата обращения: 26.11.2020).

18. #МЫВМЕСТЕ: Фонд Росконгресс организует благотворительный онлайн-концерт группы Uma2rman. URL: https://roscongress.org/news/myvmeste-fond-roskongress-organizuet-blagotvoritelnyj-onlajn-kontsert-gruppy-uma2rman/?fbclid=IwAR1QUW8J9-UP89bGlN4GSF9bjygzeOVi3T3mNkYKdw_EYd1AV4a7Qh14Wjk (дата обращения: 26.11.2020).

19. Event Venues Are Caring for the Ill and Helping the Helpers. URL: https://www.pcma.org/covid-19-response-event-venues-help-healthcare-workers-patients/ (дата обращения: 15.12.2020).

20. WHO Director-General's opening remarks at the media briefing on COVID-19 - 11 March 2020. URL: https://www.who.int/director-general/speeches/detail/who-director-general-s-opening-remarks-at-the-media-briefing-on-covid-19---11-march-2020 (дата обращения: 26.11.2020).

21. Белоусов заявил об отмене ПМЭФ из-за коронавируса. URL: https://www.rbc.ru/business/05/03/2020/5e6138c79a79476a6f32b32b (дата обращения: 26.11.2020).

22. Итоги работы ПМЭФ-2019. URL: https://forumspb.com/news/news/itogi-raboty-pmef-2019/ (дата обращения: 08.05.2020).

23. Итоги Петербургского международного экономического форума – 2018. URL: https://forumspb.com/news/news/itogi-peterburgskogo-mezhdunarodnogo-ekonomicheskogo-foruma-2018/ (дата обращения: 08.05.2020).

24. СМИ – Итоги ПМЭФ-2017. URL: https://forumspb.com/archive/2017/itogi/ (дата обращения: 08.05.2020).

25. Итоги работы аэропорта Пулково в период ПМЭФ-2019. URL: https://pulkovoairport.ru/about/news/2019/3123/ (дата обращения: 08.05.2020).

26. «Ситуация в буквальном смысле обнулилась». Петербургский бизнес подсчитывает убытки из-за отмены ПМЭФ-2020. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4283266 (дата обращения: 26.11.2020).

27. Боголюбов В. С., Маненков С. А. Молодежные дни как элемент деловой повестки ведущих конгрессно-выставочных мероприятий в России // Актуал. проблемы развития сферы услуг. 2019. Вып. 13. С. 38–46.

28. Социальная платформа. Фонд «Росконгресс». URL: https://roscongress.org/files/RC_SocialPlatform_ru.pdf (дата обращения: 05.02.2020).

29. Корпоративная и социальная ответственность. URL: https://www.expoforum.ru/ru/page/crm/ (дата обращения: 05.02.2020).

30. Chilufya A., Hughes E., Scheyvens R. Tourists and community development: corporate social responsibility or tourist social responsibility? // Journal of Sustainable Tourism. 2019. Vol. 27. N. 10. P. 1513–1529.

31. Wassler P., Wang L., Hung K. Identity and destination branding among residents: How does brand self‐congruity influence brand attitude and ambassadorial behavior? // International Journal of Tourism Research. 2019. Vol. 21. N. 4. P. 437–446.


Войти или Создать
* Забыли пароль?