сотрудник
Иркутск, Иркутская область, Россия
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
ГРНТИ 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
В статье обосновывается значимость обучения сотрудников органов внутренних дел технологиям профайлинга через призму профессиональной служебной деятельности. Сотруднику важно владеть такими психологическими инструментами, которые позволят ему в конфликтных взаимодействиях с гражданами или неопределённых ситуациях расследования преступлений найти решение, позволяющее выполнить поставленную перед ним профессиональную задачу. Обучение сотрудников органов внутренних дел технологиям профайлинга может значительно повысить уровень их профессионального мастерства. В связи с этим поставлена цель разработать программу дисциплины «Профайлинг, методы выявления лиц, вынашивающих преступные замыслы» для различных категорий обучающихся в образовательных организациях МВД России. На основании выдвинутой цели обозначены следующие задачи: 1. Подготовить методологические основы курса. 2. Представить содержание и методы обучения сотрудников. 3. Определить объём дисциплины и виды учебной работы. В результате нами разработана и апробирована дисциплина «Профайлинг, методы выявления лиц, вынашивающих преступные замыслы», которая может быть использована в процессе обучения сотрудников в образовательной организации МВД России, а также сотрудниками подразделений по работе с личным составом в рамках морально-психологической подготовки в территориальных органах МВД России.
профайлинг, сотрудник органов внутренних дел, технологии, методы, общение, наблюдение, беседа
Актуальность обучения сотрудников орга-
нов внутренних дел (далее – ОВД) профайлингу
обусловлена требованиями, которые предъявляет
современное общество, ожидая от правоохраните-
ля квалифицированной помощи, высокого уровня
защиты граждан от преступного посягательства.
Эффективность противодействия преступно-
сти во многом зависит от активного внедрения
в профессиональную служебную деятельность
сотрудников ОВД психолого-педагогических на-
учных разработок. Успешность выполняемых со-
трудниками ОВД оперативно-служебных задач
напрямую связана с уровнем их знаний, умений и
навыков по оценке и прогнозированию поведения
человека, в том числе по выявлению потенциаль-
но опасных лиц с применением методов и техно-
логий прикладной психологии [2; 4; 6]. Личный
опыт работы в правоохранительных органах, а
также обсуждение с сотрудниками ОВД необхо-
димых психолого-педагогических знаний для эф-
фективного выполнения оперативно-служебных
задач отражает потребность в профессионально-
ориентированных научно-практических методах,
обобщающих разные области знаний о человеке.
Одним из эффективных научно-практических на-
правлений является профайлинг.
В научной и специальной литературе нет
единой формулировки, раскрывающей понятие
«профайлинг». Л. М. Исаева, под профайлингом
понимает «совокупность психологических мето-дов и методик оценки и прогнозирования пове-
дения человека на основе анализа невербального
и вербального поведения» [3]. Применительно к
правоохранительной деятельности В. А. Кудин,
В. М. Статный определяют «профайлинг (от англ.
«profile» – профиль) как систему предотвращения
противоправных действий путём профилирова-
ния, т. е. выявления потенциально опасных лиц
на основе невербальной и оперативной диагно-
стики»1. В настоящее время понятие профайлинга
также включает в себя ряд прикладных социаль-
но-психологических методик, целью которых яв-
ляется оценка достоверности сообщаемой инфор-
мации по невербальному поведению человека, так
называемая неинструментальная детекция лжи2.
Идея профайлинга заключается в умении
специалиста (профайлера) установить психо-
логический контакт, вести с человеком беседу,
в процессе которой наблюдать за его внешними
проявлениями мимики, жестов, манере общать-
ся и поведением в целом с целью конструирова-
ния личностного профиля [7; 10]. Такой профиль
необходимо рассматривать в рамках психоло-
гических характеристик человека, а именно его
акцентуаций характера (психотипа), убеждений,
мотивации, ценностных ориентаций, стиля об-
щения [8]. Изучение внешних признаков чело-
века во время беседы, их анализ и построение
профиля позволяют сотруднику ОВД, например,
определить его причастность или непричаст-
ность к нарушению закона, классифицировать
его действия как безопасные или прогнозиро-
вать опасность.
Технологии профайлинга были разработаны
в конце 1970 г. в Израиле и нашли применение в
авиационной службе гражданских перевозок. Ис-
пользовать технологии профайлинга при рассле-
довании преступлений начали с 1985 года. В ФБР
(Федеральное бюро расследований) был применён
метод наблюдения за невербальными признаками
задержанных опасных преступников [9; 11].
Методологическую базу профайлинга со-
ставляют североамериканская и западно-евро-
пейские школы (К. Изард, М. Карлинс. П. Экман,
О. Фрай, Д. Моррис, Р. Плутчик, Л. Лаундес,
Д. Холл, Р. Хейзелвуд, Р. Ресслер, Д. Наварро,
К. Шерер, В. Штерн и др.). В научных трудах от-
ечественных ученых А. А. Бодалева, А. П. Еги-
деса, Е. П. Ильина, А. Р. Лурии, В. М. Теплова,
В. А. Лабунской, В. Д. Небылицина, В. С. Мерли-
на, В. М. Русалова, П. В. Симонова и других были
описаны такие аспекты профайлинга, как психо-логия индивидуальных различий, практическая
характерология, оценка эмоциональных состоя-
ний человека.
В настоящее время профайлинг применяется
для решения проблем оценки достоверности инфор-
мации при кадровых проверках, служебных расследо-
ваниях и в рамках уголовного судопроизводства [12].
Для осуществления технологий профайлин-
га сотруднику ОВД необходимо владеть прежде
всего коммуникативными навыками, которые
представляют собой совокупность таких знаний и
умений как установление психологического кон-
такта; ведение доверительной, опросной и диагно-
стической экспресс-беседы, в процессе которой
он должен умело применять метод наблюдения и
визуальной психодиагностики [1].
Кроме того, профайлинг как технология в
области правоохранительной деятельности пред-
полагает внутреннюю потребность сотрудника
ОВД в расширении спектра своих знаний в психо-
логии, психофизиологии, педагогике, социологии,
поскольку ему важно понять человека здесь и сей-
час, что называется, «прочитать» его в процессе
общения и определить его намерения, при этом не
теряя критического восприятия как самого чело-
века, так и ситуации в целом, и т. д. А это значит,
что необходимо систематически работать над со-
бой, развивать свою наблюдательность и память,
повышать мыслительные возможности, расши-
рять картину общего восприятия мира, рефлекси-
ровать и многое другое.
В связи с этим предлагаем программу об-
учения сотрудников органов внутренних дел
профайлингу, которая выстроена с учётом фор-
мируемых компетенций в процессе подготовки
сотрудников в образовательных организациях
МВД России (Санкт-Петербургском университе-
те МВД России и Восточно-Сибирском институте
МВД России). Например, в соответствии с «Ква-
лификационными требованиями к специальной
профессиональной подготовке выпускников фе-
деральных государственных образовательных ор-
ганизаций, находящихся в ведении МВД России,
прошедших обучение по специальности 40.05.02
Правоохранительная деятельность (специализа-
ция – Оперативно-розыскная деятельность, про-
филь образовательной программы – Деятельность
оперуполномоченного уголовного розыска» (ут-
верждённой Министром внутренних дел Россий-
скй Федерации 20 февраля 2021 года) у них предпо-
лагается формирование такой профессиональной
компетенции, как способность применять приёмы
диагностики личности по внешним признакам,
характерологическим и поведенческим особен-
ностям, в том числе выявлять по внешним при-
знакам лиц, вынашивающих преступные замыс-
лы, планирующих совершение террористических
актов и экстремистских действий (ПК-29).
Курс обучения включает проведение лекций,
семинаров, практических занятий; выполнение самостоятельной работы, контрольных заданий,
практикума и итоговый зачёт [5].
Методологической основой курса являются
основные положения личностно-деятельност-
ного подхода, предложенные А. Н. Леонтьевым,
И. А. Зимней, В. В. Сериковым, И. С. Якимской,
рассматривающие создание условий для разви-
тия профессионально компетентной, нравствен-
но совершенной, саморазвивающейся личности;
теории дополнительного профессионального об-
разования, представленные в трудах В. И. Загвя-
зинского, М. В. Кларина, А. М. Новикова; теории и
технологии образования взрослых, рассматривае-
мые в научных трудах А. В. Даринского, С. И. Зме-
ева, В. В. Горшковой.
Целью дисциплины «Профайлинг, мето-
ды выявления лиц, вынашивающих преступ-
ные замыслы» является обучение сотрудников
ОВД технологиям оперативного распознавания
отличительных особенностей (признаков) про-
тивоправного намерения (поведения) человека
и владение специальными коммуникативными
технологиями с целью повышения качества своих
профессиональных обязанностей и как средство
безопасности.
Достижение цели реализуется следующими
задачами:
1) ознакомление с теорией и практикой про-
файлинга в России и за рубежом;
2) получение знания о личности и умение со-
ставлять психологический портрет;
3) освоение метода наблюдения, экспресс-
диагностики личности, НЛП (нейролингвистиче-
ское программирование);
4) повышение навыков общения и умений
противодействовать агрессивно настроенным
гражданам, манипуляторам;
5) обучение методам управления негативны-
ми эмоциональными состояниями.
Для успешного решения поставленных задач
необходимо учитывать следующие педагогиче-
ские принципы;
– принцип активности как один из базовых
принципов, обеспечивающих процесс получения
и освоения знаний, целенаправленное взаимодей-
ствие обучающегося с преподавателем в образова-
тельном процессе;
– принцип профессиональной целесообраз-
ности обеспечивает необходимый отбор методов
и средств подготовки специалистов, с целью фор-
мирования профессионально значимых качеств,
знаний и умений;
– принцип обратной связи (рефлексии игро-
вых технологий) предполагает прохождение, ана-
лиз и отображение информации о протекании
игровых технологий. Человек в игровой ситуации
соотносит свои действия с оптимально приемле-
мыми, вносит необходимые коррективы. Данный
принцип позволяет каждому участнику игрового
действия осознавать происходящее событие, свою
роль и значимость, свои мысли, чувства и поведе-
ние, корректировать свою позицию относительно
игропроцесса и развивающейся ситуации;
– принцип новизны обеспечивает развитие
познавательной активности и интереса у обучаю-
щихся к получению новых знаний, умений и на-
выков.
Результатом изучения дисциплины являются:
1) знания теоретических основ изучения лич-
ности, психологических особенностей её развития
и формирования, типологии личности; психофи-
зиологии эмоций и состояний; психологии обще-
ния, лжи, манипуляций;
2) умения использовать знания психологии
личности, эмоциональной сферы, общения в том
числе пользоваться методами наблюдения, НЛП в
профессиональной деятельности;
3) владение навыками составления психо-
логического портрета личности; установления
психологического контакта; ведения беседы; ви-
зуальной психодиагностики и психологического
воздействия и противодействия.
Объём дисциплины составляет 72 часа, из
них на контактную работу отводится 52 часа, на
самостоятельную работу 20 часов. Дисциплина
«Профайлинг, методы выявления лиц, вынашива-
ющих преступные замыслы» включает такие виды
учебной работы, как лекции, семинары, практи-
ческие занятия, контрольную работу, практикум,
промежуточную аттестацию в виде зачёта.
На лекциях сотрудники ОВД знакомятся с
понятием и историей профайлинга, его содер-
жанием и сущностью, рассматривают вопросы:
о методах профайлинга и их применении в опе-
ративно-служебной деятельности; получают ин-
формацию о личности и индивидуальных осо-
бенностях человека; общении и его содержании
и средствах; психологии лжи и обмана, признаках
противоправных намерений.
Теоретические познания закрепляются на
семинарах и практических занятиях. К практи-
ческим занятиям относятся активные и инте-
рактивные формы, анализ конкретных ситуаций
(кейсов), приближённых к условиям реальной
профессиональной служебной деятельности.
Одним из компонентов программы является
формирование навыков общения сотрудников с
гражданами, наблюдение в условиях службы.
Наблюдение помогает безынструментально
исследовать вербальные и невербальные сигналы
поведения человека, позволяет определять сте-
пень откровенности, честности, открытости наме-
рений и прогнозировать противоправное, агрес-
сивное поведение человека.
Особенностью данного метода является
возможность получения необходимой информа-
ции о ситуации, окружающей обстановке, чело-
веке, в том числе в группе, без вмешательства в
естественную среду (ход событий, особенности
взаимоотношений и т. п.). Метод наблюдения предполагает сбор первичной социально-психо-
логической информации о человеке или группе
людей путём непосредственного восприятия и
прямой регистрации фактов, значимых для дея-
тельности в данный момент.
Одним из сложных методов в профайлинге
является любого вида беседа, поскольку данный
процесс предполагает специальную подготовку,
которая представляет собой совокупность знаний
психологии личности, общения, навыков психоло-
гического консультирования и психотехнологий,
например, нейролингвистического программиро-
вания. Прежде чем провести беседу, сотруднику
необходимо чётко понимать её цель, сформулиро-
вать конкретные задачи и представить прогнози-
руемый результат. Далее подготовить план беседы
и предполагаемые вопросы, в устной форме и в
виде анкеты. В зависимости от цели беседы опре-
деляются её этапы и методы, например, психоди-
агностические и (или) психотерапевтические, а
также материалы-стимулы, необходимые для ак-
тивизации процессов памяти, эмоционального,
речевого и поведенческого реагирования собесед-
ника (опрашиваемого).
Беседа, как правило, состоит из трёх эта-
пов. На первом этапе устанавливается психо-
логический контакт, и основной задачей со-
трудника является формирование доверия со
стороны собеседника, поэтому беседа выстраива-
ется в несколько неформальной плоскости и ори-
ентируется на личность человека, его интересы
и т. д. Второй этап беседы может быть направлен
на определение причастности собеседника к кри-
минальной ситуации и в связи с этим носить бо-
лее формальный характер, однако в целом должен
сохранять доброжелательный акцент. Третий этап
беседы является завершающим. На данном этапе
сотруднику важно сохранить благоприятную ат-
мосферу общения.
В связи с этим на занятиях в процессе обу-
чения профайлингу необходимо формировать на-
выки проведения разного вида бесед посредством
ролевых игр.
Одним из значимых направлений в процессе
обучения сотрудников представляется их самооб-
разование, которое включает изучение специаль-
ной литературы, выполнение практикумов.
В процессе изучения дисциплины сотрудни-
кам предлагается значительный арсенал образо-
вательных технологий. Образовательные техно-
логии представляют собой методы, применяемые
педагогическим работником в процессе обучения.
В данном случае предлагаются подходы личност-
но-деятельностного, проблемного, контекстного и
игрового обучения.
Личностно-деятельностный подход
предполагает вовлечение сотрудников в про-
цессе освоения курса в различные виды де-
ятельности с учётом их способностей и осо-
бенностей личности.
Проблемный подход в обучении сотрудни-
ков способствует развитию их познавательной
активности и творческой самостоятельности по-
средством решения сложных ситуаций, различ-
ных профессиональных задач.
Контекстное обучение направлено на фор-
мирование у сотрудников сосредоточенности и
наблюдательности, поскольку активизирует их
внимание на воссоздании контекста профессио-
нальной деятельности.
Игровое обучение способствует расширению
поведенческих и коммуникативных навыков со-
трудников.
Также в процессе обучения могут использо-
ваться следующие образовательные технологии:
– стратегические технологии, предлагаемые
для применения в процессе обучения сотрудников,
представляют собой лекционные, дискуссионные,
исследовательские и тренинговые процедуры;
сюда также относятся активизация творческой де-
ятельности, самообучение и практика;
– тактические технологии в процессе об-
учения сотрудников преподаватель определяет
в зависимости от темы конкретного занятия и
его целей, например, это может быть игровое
проектирование профессиональной задачи
или анализ конкретной ситуации, индивиду-
альная или групповая работа, тренинги разно-
го типа и т.д.
Содержание и технологии дисциплины «Про-
файлинг, методы выявления лиц, вынашивающих
преступные замыслы» представлены в таблице.
Таким образом, курс обучения сотрудников
ОВД профайлингу направлен на получение пси-
холого-педагогических знаний, которые позволят
эффективнее взаимодействовать с гражданами,
правильно вести беседу и наблюдение при рассле-
довании преступлений, понимать поведенческие
реакции, преступные замыслы и т. д. Кроме того,
обучение профайлингу способствует повышению
у сотрудников их профессиональной культуры,
компетентности; развитию профессиональной
мобильности, внутренней дисциплинированно-
сти, ответственности.
1. Ветрова Т. В., Статный В. М. Место профайлинга в системе наук о человеке. Виды и отрасли профайлинга // International journal of professional science. – 2019. – № 12. – С.13–21.
2. Гусева Н. В. Исследование уровня компетентности сотрудников органов внутренних дел по применению технологий профайлинга // Вестник Московского университета МВД России. – 2018. – № 3. – С. 318–320.
3. Исаева Л. М., Вилков В. Г. Психолого-криминалистическое портретирование : монография. – Москва: ВНИИ МВД России, 2015. – 148 с.
4. Мерзликин И. Н. Значение профайлинга в современном мире. Технология выявления неконгруэнтности // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2015. – № 218 (8). – С. 114–116.
5. Нежкина Л. Ю., Васильев М. А. Обучение курсу «профайлинг» сотрудников органов внутренних дел // Евразийский юридический журнал. – 2018. – № 7. – С. 115–225.
6. Пирогова Л. К. Актуальность обучения сотрудников ОВД технологии профайлинга как превентивной меры обеспечения безопасности граждан, объектов и территорий // Транспортное право. – 2013. – № 2. – С. 20–22.
7. Профайлинг и медиация: сферы, ценности, технологии, обучение : коллективная монография / ответ. ред. М. Р. Арпентьева / Серия «Актуальные проблемы практической психологии: кризис, развитие, поддержка». – Вып. 2. – Калуга: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Эйдос, 2016. – 290 с.
8. Стародынова С. М., Тарадайчик Е. А. Профайлинг и технологии верификации как методы понимания человека человеком // На пути к гражданскому обществу. – 2019. – № 4 (36). – С. 72–75.
9. Статный В. М. Основы профайлинга в обеспечении безопасности на транспорте: технология и учебная дисциплина // Психология и право. – 2013. – № 2. – С. 77–87.
10. Столяренко А. М., Эриашвили Н. Д. Психологические особенности выявления потенциально опасных лиц с помощью наблюдения за внешними признаками // Вестник Московского университета МВД России. – 2014. – № 11. – С. 255–258.
11. Таганова А. А., Бурцев А. О. Современные методы выявления лиц, вынашивающих преступные замыслы // Прикладная юридическая психология. – 2018. – № 2 (43). – С. 34–38.
12. Фойгель Е. И., Козулева А. А. Использование метода профайлинга в оперативной, следственной и экспертной деятельности // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. – 2015. – № 2 (8). – С. 223–233.