студент
Экспертный центр ПОРА (проектный офис развития Арктики) ( эксперт)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Арктическая зона Российской Федерации играет важную роль в современных условиях развития российской экономики. Развитие экономики, как России, так и АЗРФ, необходимо для повышения качества жизни людей. В статье рассматриваются проблемы и перспективы повышения качества жизни населения в Арктической зоне Республики Саха (Якутия).
гражданское общество, власть, граждане, качество жизни, государственное управление, Арктика, Арктическая зона Республики Саха (Якутия), Якутия, экономическая безопасность, образование, медицина
Арктические регионы РФ, при небольшой численности населения, играют важнейшую роль в развитии страны. 2,5 млн чел. в них проживающих (всего лишь 1,8% численности населения РФ) производят около 15% ВВП, обеспечивают 25% экспорта страны. Почти во всех регионах Арктической зоны РФ (далее − АЗРФ) производство ВРП на душу населения значительно выше среднего по стране. Но парадоксальным образом уровень и качество жизни людей, здесь живущих, не соответствуют высоким показателям эффективности их труда, не компенсируют воздействие суровых климатических условий. Показатели уровня жизни, реальных доходов в большинстве арктических регионов либо ниже, либо соответствуют среднероссийским. Например, Мурманская область, где 62,5% населения (523,2 тыс. чел.) проживает в зоне Арктики, по душевому производству ВРП из года в год входит в национальную десятку регионов-лидеров, а по уровню жизни находится лишь в срединной группе регионов РФ; уровень бедности населения области в течение многих лет был выше среднего по РФ и лишь недавно стал ему соответствовать (12,9%) [1]. Совсем недавно, летом этого года, рейтинговое агентство «Национальные кредитные рейтинги» (НКР) по заказу РБК подготовило рейтинг российских регионов за 2019 г. по качеству жизни населения. В этом рейтинге регионы ранжировали не по традиционным показателям экономического потенциала или инвестиционной активности, а по целому ряду индикаторов, влияющих на уровень жизни россиян, проживающих в той или иной местности. Для оценки качества жизни в регионах было выбрано десять критериев − от оборота розничной торговли на душу населения (как индикатора спроса), доступности жилья, уровня занятости и сбережений до обеспеченности педагогами и врачами. Учитывались также климатические условия проживания. Чтобы исключить завышение отдельных показателей, в частности уровня обеспеченности социальной инфраструктурой в расчете на каждого жителя, делалась поправка на долю проживающих в регионе. На часть показателей региональные власти не в состоянии повлиять, в первую очередь на климат, другие же напрямую зависят от качества их работы [2]. Также рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» представило очередной, седьмой по счету рейтинг качества жизни населения в российских регионах. Рейтинг, построенный на основании комплексного учета различных показателей, фиксирующих фактическое состояние тех или иных аспектов условий жизни и ситуации в социальной сфере, позволяет оценить межрегиональные различия в данной сфере. При составлении рейтинга были отобраны 70 показателей, которые объединены в 11 групп, характеризующих все основные аспекты условий проживания в регионе – от уровня экономического развития и объема доходов населения до обеспеченности населения различными видами услуг и климатических условий в регионе проживания. Группы, в которые объединены показатели рейтинга [3]:
1. Уровень доходов населения.
2. Занятость населения и рынок труда.
3. Жилищные условия населения.
4. Безопасность проживания.
5. Демографическая ситуация.
6. Экологические и климатические условия.
7. Здоровье населения и уровень образования.
8. Обеспеченность объектами социальной инфраструктуры.
9. Уровень экономического развития.
10. Уровень развития малого бизнеса.
11. Освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры.
Если провести сравнение приведенных в этих работах данных, а также и результаты научных исследований [4], видно, что состояние качества жизни в регионах АЗРФ, достаточно низкое. Например, только ЯНАО занимает 8-е место по качеству жизни, Мурманская область находится в середине рейтинга, а все остальные уверенно расположились в самой нижней его части. Та же картина и в 2020 г. Однако ситуация в регионах АЗРФ, по вполне понятным причинам, стала хуже. Так, ЯНАО опустилась в рейтинге до 11 места, а Республика Саха (Я) занимает 70-ю позицию, и большинство регионов АЗРФ занимают близкие позиции.
Вот несколько примеров, которые, по мнению авторов, объективно характеризуют качество жизни в РС(Я). Например, в силу малой плотности населения первоклассная связь по интернету для большинства недоступна, площадь покрытия GSM сосредоточена близ населенных пунктов, при этом клиентам подразумевается лишь голосовая связь, SMS и интернет по технологии 2G. В результате жителям не доступны электронные услуги по мобильной связи. Во-вторых, в школах удерживается критически низкий уровень количества учеников. Отсутствие конкуренции между учениками демонстрирует низкие показатели по их успеваемости. В капитальном ремонте нуждаются 12% школ, а благоустройстве − 32%. В-третьих, республика несет также нагрузку на содержание сверхнормативной сети медицинских организаций и их структурных подразделений в малочисленных и труднодоступных населенных пунктах. В то же время выполнение полного объёма исполнения всех осмотров невозможно из-за отсутствия специалистов в медицинских учреждениях. Более того, материально-техническая база характеризуется большим износом зданий [5].
На сегодняшний момент можно говорить, что экономика РС(Я) располагается в состоянии неустойчивого равновесия, поскольку наряду с позитивным характером последних лет имеются отрицательные моменты в ее развитии. Нестабильность экономической ситуации характеризуется доминированием моноструктурной экономики на основе добычи природных ресурсов и, в первую очередь, алмазодобывающей промышленности, а также природно-климатическими особенностями развития отраслей народного хозяйства и утечкой высококвалифицированных рабочих, специалистов и руководящих кадров за пределы республики, и особенно молодежи. Однако, в настоящее время ситуация коренным образом меняется. В свете тех преобразований, которые происходят АЗРФ, в РС(Я) активизировалось развитие ее арктической части.
В своем выступлении на пленарной части Международного арктического форума «Арктика − территория диалога» [6], Президент России В.В. Путин заявил: «По ключевым социально-экономическим показателям, по качеству жизни людей все арктические регионы необходимо вывести ан уровень не ниже среднероссийского. Обращаю внимание – именно такая задача должна быть не только четко обозначена в новой стратегии развития Арктики, но и служить ориентиром для работы всех федеральных ведомств и региональных властей России». Таким образом, согласно новой стратегии развития Арктики до 2035 г. уровень жизни каждого из арктических регионов должен быть не ниже среднероссийского. В развитие поручения главы государства был разработан уникальный пакет нормативно-правовых документов, необходимых для устойчивого развития АЗРФ. К ним относятся:
− Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. No 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года»;
− Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. No 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
− Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»;
− Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
− Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации»;
− Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики подготовило новую редакцию государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» 2021−2024 гг. (далее − Программа) [7].
РС(Я) приняла активное участие в формировании этого законодательства. А осенью 2020 г. глава Якутии Айсен Николаев подписал указ «О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года» (далее − Стратегия АЗРС(Я)) [5]. По мнению авторов, реализация этой стратегии позволит повысить качество жизни северян и решит комплексные транспортные проблемы республики. Это первый в стране документ, подготовленный регионом, который может служить примером для всех регионов России, входящих в Арктическую зону Российской Федерации (АЗРФ). Стратегия является, на взгляд авторов, очень амбициозной. Также это комплексный документ, который охватывает все стороны жизни арктической Якутии, ставя во главу угла ее устойчивое развитие, а самое главное, предназначен для повышения качества жизни людей в Арктике, с учетом всех аспектов их жизни. И особенно отрадно, что в стратегии большое внимание уделяется жизнедеятельности коренных народов якутской Арктики, что особенно важно с учетом ее промышленного освоения и развития. Большинство таких объектов находятся на территории традиционного проживания коренного населения [8].
Данная Стратегия АЗРС(Я) представляет собой документ стратегического планирования Республики Саха (Якутия), разработанный в рамках целеполагания для Арктической зоны Республики Саха (Якутия), социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития. В Стратегии достаточно подробно рассмотрено состояние арктических улусов РС(Я). К Арктической зоне Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) (далее – АЗРС(Я)) относятся территории 13 районов: Абыйского улуса (района), Аллаиховского улуса (района), Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса (района), Булунского улуса (района), Верхнеколымского улуса (района), Верхоянского района, Жиганского национального эвенкийского района, Момского района, Нижнеколымского района, Оленекского эвенкийского национального района, Среднеколымского улуса (района), Усть-Янского улуса (района), Эвено-Бытантайского национального улуса (района) Республики Саха (Якутия) [5]. Очень важно, по мнению авторов, что Стратегия АЗРС(Я) разработана в целях проведения единой государственной политики по развитию Арктической зоны Республики Саха (Якутия), и она будет способствовать:
− определению отдельных направлений, приоритетов, целей и задач для решения ключевых проблем социально-экономического развития арктических территорий;
− содействию создания социальной инфраструктуры, включая транспортную;
− развитию экономики возобновляемых природных ресурсов;
− внедрению передовых технологий, развития международного сотрудничества в Арктике;
− обеспечению экологической безопасности.
Как показано в Стратегии АЗРС(Я) [5], основные ограничения и сдерживающие факторы в развитии АЗ РС(Я) связаны с:
− экстремальными климатическими условиями территории (самые низкие в стране среднегодовые температуры, длительный период отопительного сезона, ультрафиолетовая недостаточность), которые относятся к абсолютно и экстремально дискомфортным зонам для проживания человека;
− существенными инфраструктурными ограничениями, в первую очередь, труднодоступностью, отсутствием круглогодичной наземной транспортной системы, связывающей Арктическую зону с соседними территориями и населенные пункты внутри зоны;
− повышенной ресурсоемкостью и северным удорожанием в его экстремальной арктической форме (арктическое удорожание), обусловленными особенностями территории;
− крайне высокими издержками и низкой конкурентоспособностью отраслей местного производства;
− высокой уязвимостью природных комплексов к антропогенному воздействию и длительностью их восстановления;
− отсутствием комплексного обеспечения комфортных условий для проживания, работы и отдыха населения, слабой доступностью и дефицитом качества основных социальных услуг (образования, здравоохранения, культурно-досуговых учреждений и т.д.);
− низким уровнем благоустройства, ветхостью и аварийностью большей части жилого фонда, износом объектов энергетики и жилищно-коммунального хозяйства;
− возрастанием рисков чрезвычайных ситуаций, связанных с износом жизнеобеспечивающей инфраструктуры и климатическим фактором;
− абсолютной зависимостью объектов жизнеобеспечения, условий жизнедеятельности и населения от северного завоза;
− несоответствием внутренних водных путей Ленского бассейна определению «Магистральные внутренние водные пути» как по транспортной инфраструктуре, так и по габаритам водных путей;
− продолжающимся миграционным оттоком населения (в основном, отток молодого, трудоспособного населения в возрасте от 16 до 35 лет), сокращением численности трудоспособного населения.
По мнению авторов, реализация Стратегии АЗРС(Я) должна проходить в соответствии с реализацией государственной политики Российской Федерации в Арктике, которую предполагается осуществить в три этапа. Это обосновывается, в первую очередь, порядком реализации Программы и ее финансированием, а также финансированием по национальным проектам, реализуемым в РС(Я). Реализация стратегии предполагается в три этапа, соответствующие этапам реализации стратегии республики [5]:
1 этап (2020 − 2024 гг.): создание условий институционального и инфраструктурного характера. Реализация национальных целей развития, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Реализация национальных проектов, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Реализация основных направлений, определенных Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 08 апреля 2020 г. № 1103 «Об основных направлениях государственной политики Республики Саха (Якутия) в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) на период до 2024 года». Достижение значений ключевых показателей социального развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) до уровня не ниже среднероссийского. Начало реализации ключевых инвестиционных проектов, закладка основ формирования энергоэффективной экономики.
2 этап (2025−2029 гг.): реализация ключевых инвестиционных и инфраструктурных проектов, выход на проектную мощность основных компаний. Реновация районных центров и опорных населенных пунктов.
3 этап (2030−2035 гг.): реализация мер социально-экономического развития, направленных на опережающий общероссийские темпы рост показателей, характеризующих качество жизни и доходы населения АЗ РС(Я), в том числе коренных малочисленных народов Севера.
По мнению авторов, необходимо обеспечить преимущественное развитие традиционных отраслей экономики, создающих социально-экономические условия существования коренных и некоренных народов Севера. Необходимо иметь в виду, что объемы выпуска и продажи товаров, которые обеспечиваются традиционными отраслями экономики, носят ограниченный характер и в большей степени зависят от возможностей природно-климатических условий Севера. Товары, выпускаемые этими отраслями, менее конкурентоспособны по сравнению с импортными товарами. В связи с этим необходимо вести изучение внутреннего и внешнего рынка, маркетинговые исследования наиболее актуальных проблем спроса и предложения, организовать производство с использованием богатейших природных ресурсов с целью удовлетворения постоянно растущих разумных потребностей северян.
Основными целями государственной политики в АЗРФ, по нашему мнению, являются социально-экономическое развитие Арктической зоны и развитие инфраструктуры Арктической зоны. К задачам социально-экономическим относится повышение качества жизни и безопасности населения на территории АЗРФ, создание благоприятных условий для улучшения Северного морского пути в качестве национального транспортного основного маршрута России в Арктике, увеличение результативности государственного управления социально-экономическим развитием АЗРФ.
Для успешного решения этих проблем и достижения «быстрого успеха» с целью повышения качества жизни, по мнению авторов, необходимо начать с развития образования и медицины в Арктической зоне Республики Саха (Якутия). Стратегия развития АЗ РС(Я) включает в себя достаточно перспективный и актуальный набор проектов в этих сферах. Например, будут реализованы:
− проект «Дети Арктики». Проект направлен на формирование благоприятных условий для хорошего физического и психологического развития детей. Доведение качества жизни до среднероссийских показателей. Проект уже имеет статус международного проекта при поддержке федерального агентства по делам национальностей. Сейчас ведется работа по продвижению проекта на федеральный уровень;
− проект «Учитель Арктики», который направлен на привлечение квалифицированных специалистов в области образования и поддержки в профессиональном развитии педагогов;
− проект под названием «Муниципальный детский технопарк», который направлен на формирование детских технопарков в каждом арктическом муниципальном районе к 2024 г.
В сфере здравоохранения:
− проект «Арктическая телемедицина». Это проект, направленный на обеспечение доступности высококвалифицированной диагностики сердечно-сосудистых заболеваний населения посредством телемедицинской технологии, удаленной телекардиодиагностики холтеровского мониторирования пациентов арктических районов. В рамках выполнения программных мероприятий по развитию телемедицины в 2020−2024 гг. будет создана масштабная система экстренной телемедицинской консультативно-диагностической помощи больным и пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, охватывающая все врачебные амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты (ФАП) в Арктике. При этом будут оснащены современным диагностическим оборудованием с дистанционной передачей данных все врачебные амбулатории и ФАП;
− проект «Арктический ФАП». Этот проект направлен на разработку и утверждение типового проекта арктического фельдшерско-акушерского пункта (ФАП) к 2020 г.;
− проект под названием «Мобильные медицинские бригады». По мнению авторов, он позволит сформировать систему выездов медицинских бригад в населенные пункты для оказания квалифицированной помощи. Будет создана система организации выездов медицинских бригад из г. Якутска в населенные пункты арктических районов для оказания специализированной медицинской и стоматологической помощи населению;
− проект «Межрайонные медицинские центры». По этому проекту будет организовано два межрайонных медицинских центра:
В п. Батагай Верхоянского района на базе филиала санитарной авиации ГКУ РС(Я) «Республиканский центр медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия)» в целях повышения обеспеченности населения Арктической зоны Республики Саха (Якутия) специализированной медицинской помощью.
И на базе Среднеколымской центральной районной больницы межрайонного сердечно-сосудистого центра в целях обеспечения населения районов Колымо-Индигирского бассейна специализированной медицинской помощью.
Таким образом, приведенные выше проекты окажут, по мнению авторов, значительное влияние на положительный рост человеческого капитала в АЗ РС(Я), а, следовательно, и повышения качества жизни в АЗРС(Я). Ожидаемые результаты реализации Стратегии развития АЗРС(Я) − доступное школьное образование для детей, а также повышение продолжительности жизни до 78 лет, сокращение уровня заболеваний в сельской местности и сокращение смертности – являются прекрасными показателями повышения качества жизни в Республике Саха(Якутия).
1. Рябова Л.А. О неотложных мерах по повышению уровня и качества жизни населения Арктической зоны РФ //СЕВЕР промышленный. – № 5. − Т. 40. − С. 18-21. – 2011[Электронный ресурс] URL: https://helion-ltd.ru/increase-level-and-quality/
2. РБК составил рейтинг регионов по качеству жизни [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/21/07/2020/5f0ece439a79470d37b66efc
3. Рейтинг регионов РФ по качеству жизни – 2018 [Электронный ресурс] URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/life_2018.pdf
4. Полушина Т.Н., Богданова Е.Е. Уровень жизни населения арктических регионов России // Современные научные исследования и инновации. − 2015. − № 3. − Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/49302
5. Стратегия социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года [Электронный ресурс]. URL: https://arktika.sakha.gov.ru/dejatelnost1--/proekt-strategii-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-arkticheskoj-zony-respubliki-saha-jakutija-na-period-do-2030-goda- 1. (дата обращения: 19.12.2020).
6. Уровень жизни в арктических регионах РФ должен быть не ниже среднероссийского – Путин URL: https://vmeste-rf.tv/news/the-standard-of-living-in-the-arctic-regions-of-the-russian-federation-should-not-be-below-the-avera/ (дата обращения: 19.12.2020).
7. Паспорт государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» URL:https://regulation.gov.ru/projects#departments=75&StartDate=15.9.2020&EndDate=23.9.2020&npa=108624 (дата обращения: 19.12.2020)
8. Эксперт: стратегия развития Арктики направлена на масштабные проекты в Якутии URL: https://tass.ru/ekonomika/9835247 (дата обращения: 19.12.2020).