аспирант с 01.01.2020 по настоящее время
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 33 Экономика. Экономические науки
Современное значение конгрессно-выставочной деятельности подвергается переосмыслению. На сегодняшний день можно говорить о форумах и выставках не только как об исключительно дискуссионных и маркетинговых площадках для товаров и услуг, но и как о движущей силе создания норм социальных, экономических и политических отношений. Текущие кризисные явления продемонстрировали наличие нормативно-правового вакуума. Эффективное восстановление и форсированный рост отрасли возможны при синергетическом взаимодействии работы по созданию инновационного маркетингового подхода, нацеленного на современное измерение влияния комплекса конгрессно-выставочных мероприятий на рыночную конъюнктуру и социально-экономические процессы, и реализации мер по ее институциональному закреплению в правовом поле. Значение мероприятий не ограничивается экономическими эффектами, что позволяет рассматривать их в качестве институциональных, общественных и инновационных драйверов развития. Взаимодействие заинтересованных сторон конгрессно-выставочной деятельности и выстраиваемые координационные механизмы являются объектом исследования. В качестве предмета рассматриваются нормативно-правовая база, маркетинговые и теоретические факторы, образующие как среду мероприятий, так и систему предпосылок формирования институциональной основы конгрессно-выставочной деятельности. Цель – выработка методологического подхода «экономики мероприятий» как концептуального авторского предложения к измерению нематериальных эффектов и организационных подходов в конгрессно-выставочной деятельности. В качестве прикладного инструментария выступают методы институциональной экономики. Проанализирована существующая нормативно-правовая база в пределах стандартов, регламентирующих подходы к определению границ рассматриваемой отрасли. Результатом стало стало обоснование необходимости институционального оформления конгрессно-выставочной деятельности на основе норм и методов взаимодействия в рамках системы мероприятий. Данный теоретический аспект позволяет рассматривать роль проводимых событий в контексте построения устойчивых взаимосвязей институтов и общества, а также практического переосмысления места конгрессно-выставочной деятельности в современной повестке.
институциональная экономика, нормативно-правовая база, экономика мероприятий, туризм, маркетинг
1. Фролов Д. П. Методологический институционализм: новый взгляд на эволюцию экономической науки // Вопросы экономики. 2008. № 11. С. 90–101. DOI: 10.32609/0042-8736-2008-11-90-101
2. Карпинская В. А. Экосистема как единица экономического анализа // Системные проблемы отечественной мезоэкономики, микроэкономики, экономики предприятий: мат-лы II конф. Отделения моделирования производственных объектов и комплексов ЦЭМИ РАН (Москва, 12 января 2018 г.) М., 2018. С. 125–141. DOI: 10.33276/978-5-8211-0769-5-125-141
3. Терещенко Д. С., Щербаков В. С. Влияние экономических и политических институтов на инвестиционные процессы в регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 33. С. 28–38.
4. Экономика инноваций / под ред. Н. П. Иващенко. М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2016. 309 с.
5. Лученок А. И. Влияние институциональной политики на экономический рост // Экономический вестник университета. 2017. № 32-1. С. 168–177.
6. Боголюбов В. С. Тенденции развития конгрессно-выставочной деятельности в условиях цифровой трансформации экономики // Современные цифровые организации. Проблемы и перспективы цифровых организаций в конгрессно-выставочной деятельности / под ред. О. Н. Кострюковой, Г. С. Сологубовой. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. C. 74–86.
7. Russell M. G., Smorodinskaya N. V. Leveraging complexity for ecosystemic innovation // Technological Forecasting and Social Change. 2018. Vol. 136. P. 114–131. DOI: 10.1016/j.techfore.2017.11.024
8. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. А. Н. Нестеренко; науч. ред. Б. З. Мильнер. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с.
9. Малкина М. Ю., Логинова Т. П., Лядова Е. В. Институциональная экономика. Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2015. 258 с.
10. Altin M., Memili E., Sönmez S. Institutional economics and firm creation in the hospitality and tourism industry: a comparative analysis of developing and developed economies // Tourism Economics. 2017. Vol. 23. Iss. 7. P. 1381–1397. DOI: 10.1177/1354816617689869
11. Тевено Л. Французская школа конвенций и координация экономического действия // Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 1. C. 6–13.
12. Сале Р. Пять вопросов об экономической социологии Роберу Сале // Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 1. С. 7–18.
13. Трубина И. В. Конвенция как базовый элемент анализа французского институционализма // Академическая наука – проблемы и достижения: мат-лы XIX Междунар. науч.-практ. конф. (North Charleston, 23–24 апреля 2019 г.) North Charleston, 2019. С. 138–145.
14. Матвеев В. В. Теория институциональных изменений Дугласа Норта: обоснование стратегической роли знаний в обеспечении эффективного развития общества // Вестник Удмуртского университета. Сер. Экономика и право. 2017. Т. 27. № 5. С. 48–54.
15. Алексеева С. А. Экономика знаний и человеческий капитал // Обучение иностранным языкам: от профессионализации к профессионализму: мат-лы науч.-метод. межвуз. семинара (Москва, 11 ноября 2009 г.) М., 2010. С. 7–12.
16. Боголюбов В. С., Маненков С. А. Молодежные дни как элемент деловой повестки ведущих конгрессно-выставочных мероприятий в России // Актуальные проблемы развития сферы услуг / под ред. Ю. В. Долматеня, В. А. Ткачева. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. С. 38–46.
17. Дятлов С. А. Сетевой человеческий капитал миллениалов как драйвер развития цифровой экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 4. С. 26–31.
18. Пайн Б. Д., Гилмор Дж. Х. Экономика впечатлений: работа – это театр, а каждый бизнес – сцена / пер. с англ. и ред. Н. А. Ливинской. М.: Вильямс, 2005. 299 с.
19. Dashper K., Buchmann A. Multispecies event experiences: introducing more-than-human perspectives to event studies // Journal of Policy Research in Tourism, Leisure and Events. 2019. Vol. 12. No. 3. P. 293–309. DOI: 10.1080/19407963.2019.1701791
20. Сологубова Г. С. Инструментальный характер конгрессно-выставочной и ярмарочной деятельности в маркетинге // Актуальные вопросы развития конгрессно-выставочной деятельности в период 2010–2016 гг. (междисциплинарный, многоотраслевой и полифункциональный аспекты) / под ред. О. Н. Кострюковой, Г. С. Сологубовой. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. С. 104–121.
21. Романовская Е. Н., Марковская Э. В. Выставочно-ярмарочная деятельность предприятия как одно из направлений коммуникационной политики // Актуальные проблемы лесного комплекса. 2015. № 43. С. 218–222.
22. Корниенко О. В. Эволюция структуры теоретической экономии // Теоретическая экономика. 2019. № 2. С. 23–27.
23. Коновалова М. Е. Институциональные изменения как драйвер социально-экономических преобразований макрорегиона // Интеграция Сибири в глобальное социально-экономическое пространство: сб. мат-лов на основе докладов Междунар. экономического симпозиума (Томск, 17–19 октября 2019 г.) Томск, 2020. C. 56–63. DOI: 10.17223/9785946218696/9