В статье рассмотрены коммуникативные аспекты функционирования двух различных, в зависимости от специфики производства, холдингов. За основу исследования взяты известные коммуникационные модели П. Лазерсфельда и Г. Лассуэла. В качестве объектов исследования используются конвергентная редакция информационного холдинга «ОТВ» Челябинск и корпоративные коммуникации ресурсного холдинга «Челябэнерго». Автор показывает специфику холдинговых коммуникаций, способствующую достижению наивысшей эффективности.
холдинг, коммуникация, коммуникативные модели, холдинговые коммуникации, эффективность.
Вначале обязательно нужно определить, что холдинговые коммуникации исследуются как базовая составляющая, особый вид социальных коммуникаций. Поэтому для определения рассматриваемых коммуникативных аспектов считаю целесообразным рассматривать холдинги следующим образом:
- как социальные структуры, образующие коммуникативные системы;
- эти коммуникативные системы функционируют по определенной коммуникативной модели и исследуются с позиции данной модели;
- что позволяет в итоге определить эффективные варианты коммуникации информационного и ресурсного холдингов.
Современные тенденции общественного развития таковы, что в условиях рынка большинство предприятий и организаций входит в состав различных по структуре и сфере производства холдингов. Головной холдинг — это компания, обладающая контрольными пакетами акций дочерних компаний, с единым координирующим распределяющим информационным центром. Такой способ распределения информации стал основой для исследования коммуникативной деятельности информационного и ресурсного холдингов. Обозначенные в итоге данного исследования коммуникативные особенности их функционирования позволяют успешно решать главные задачи: снижение экономических рисков, повышение эффективности и усовершенствование процессов экономического и политического влияния.
Медиа-холдинги в современных условиях конвергенции и, как следствие этого процесса, универсализации самой профессии журналиста, выполняют свою основную коммуникативную функцию: оказывают эффективное воздействие на аудиторию. Эти коммуникативные возможности медиа-холдингов подробно исследованы в работах Е.А. Вартановой, А.Г. Качкаевой, А.Р. Баутдинова, Я.Н. Засурского.
В основе данной статьи лежит специфика коммуникации регионального информационного холдинга, исследованная как вариант наиболее эффективной коммуникации. Поэтому в основе рассмотрения вопроса — «пятивопросная» линейная однонаправленная модель коммуникации Г. Лассуэла. В ней явно обозначено направление коммуникации на реципиента — объекта, реагирующего на воспринимаемую информацию по принципу «стимул — реакция». Таким образом, обратная связь с аудиторией возможна по принципу многоканальности, что и обеспечивает ее эффективность.