Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье обсуждается проблема дифференциации обучения на современном этапе развития первого школьного звена образования. Раскрываются особенности обеспечения дифференцированного подхода с учетом групп учащихся, которые различаются по уровню успешности обучения и развития. Дается характеристика детей, относящихся к разным группам и нуждающихся в педагогической поддержке учителя. Доказывается необходимость использования педагогом дифференцированного подхода к обучению младших школьников, которые обычно выпадают из зоны повседневного внимания учителя, – так называемые хорошисты и удовлетворительно успевающие ученики.
статус современного младшего школьника; единое образовательное пространство; принцип вариативности образования; дифференциация обучения; успешность обучения и развития разных групп детей; педагогическая поддержка
1. Виноградова Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана-Граф, 2017. – 65 с.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
3. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): учебное пособие. – М.: Гардарики, 2002. – 431 с.
4. История становления и развития методик начального образования. Первая половина ХХ века. – М.; СПб.: Нестор-История, 2013. – 253 с.
5. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М.: Национальное образование, 2016. – 304 с.
6. Рыдзе О.А. Учебно-познавательная самостоятельность младшего школьника: научно-методическое сопровождение процесса формирования. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 143 с.
7. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе. Содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Изд-во Института стратегии развития образования РАО, 2016. – 218 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 32 с.
9. Функциональная грамотность младшего школьника / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 280 с.
10. Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1966. – С.13–53.