СТАНДАРТ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены вопросы формирования стандарта учебно-материальной базы (УМБ) школы в соответствии с требованиями реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения. Показана специфика взаимосвязи ФГОС и стандарта УМБ в целях проектирования инфраструктуры новой школы на основе информационно-содержательной, процессуально-инструментальной и технологической составляющих. По результатам мониторинга современного материально-технического оснащения школ обоснована необходимость разработки и введения в практику стандарта УМБ как главного норматива материально-технического обеспечения основных образовательных программ. Представлены цель и сущность стандартизации, направления и объекты стандартизации, общая структура стандарта. Определены основные нормативные документы и их статус, показана программа реализации стандарта УМБ.

Ключевые слова:
Федеральный государственный образовательный стандарт, стандарт учебно-материальной базы, мониторинг материально-технического оснащения школ, проектирование инфраструктуры школы, цель, сущность, объекты, направления стандартизации, статус и структура стандарта, нормативные документы.
Текст

Специфика взаимосвязи ФГОС и стандарта учебно-материальной базы в современных условиях

Определяя цели и задачи ФГОС общего образования, разработчики основывались не только на понимании ключевой роли образования как ведущей социокультурной деятельности, но и на необходимости создания новой образовательной среды жизнедеятельности школы.

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения отличает три составляющих требования: к результатам освоения общеобразовательных программ, структуре программ и условиям осуществления образовательного процесса. Эти составляющие представляют систему и разрабатываются в единстве и тесной связи [4, 5].

Важнейшим звеном этого триединства являются материально-технические требования к условиям реализации основной образовательной программы, определяющие успешность:

  • формирования готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • ƒпроектирования и конструирования развивающей информационно-предметной среды образовательного учреждения;
  • организации активной учебно-познавательной деятельности обучающихся;
  • ƒƒпостроения образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Новые стандарты требуют соответствующей информационно-предметной среды для организации разнообразных видов деятельности учителя и обучающихся: самостоятельных работ проблемного, опытно-исследовательского характера, творческих практических и лабораторных работ, наблюдений.

Список литературы

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Дмитрий Медведев утвердил образовательную инициативу «Наша новая школа». 21 января 2010 года Санкт-Петербург. http://www.kremlin.ru/news/6683

2. Теоретические основы стандарта учебно-материальной базы общего среднего образования / ФГНУ Институт содержания и методов обучения РАО / под ред. Т.С. Назаровой. М.; СПб.: Нестор-История, 2014. С. 5.

3. Учебно-материальная база образовательного учреждения общего среднего образования и здоровье школьника. Аналитический доклад / ФГНУ Институт содержания и методов обучения. М., 2014. С. 4.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. С изм. и доп. / М-во образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011. С. 2.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2012. С. 1.

6. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». http://www.zakonrf.info/zakon-o-tehregulirovanii/

Войти или Создать
* Забыли пароль?