ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ДЕТЕРМИНАНТЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Представлены результаты исследований детерминации профессионального развития современного педагога. Проведен теоретический анализ исследования сущности и мотивации профессионального развития субъекта педагогической деятельности. Выделены и описаны «факторы-блокаторы» и «факторы-фасилитаторы» профессионально-личностного роста. Показано значение субъектностной включенности педагога в процесс саморазвития. Описаны и структурированы противоречия современной педагогической практики. Рассмотрены уровни принятия педагогом инноваций и его отношение к саморазвитию. Полученные данные типизированы. Обозначены основные векторы развития субъекта педагогической деятельности. Выявлены механизмы саморазвития: принятие себя, рефлексия, проектирование и прогнозирование жизненных событий, социальное моделирование. На основе данных исследования показано, что в системе повышения квалификации необходимо конструирование программ смыслопорождающего характера, направленных на развитие личностного смысла самоизменений. Описана модульная программа психологической поддержки профессионального развития педагога на разных этапах профессионализации.

Ключевые слова:
педагог, субъектность, профессиональная деятельность, аутопсихологическая компетентность, субъектив-ный контроль, индивидуальные ресурсы и риски, профессиональное развитие, внутренняя позиция, психоло-гические детерминанты, профессиональное самосознание, компетентность, жизненные стратегии, самораз-витие, образ достижений, профессиональное бытие
Текст

Введение. Профессиональное бытие человека, с одной стороны, задает формат развития его личности, а с другой — особенности трансформаций профессиональной жизни оказывают влияние на индивидуально-специфические характеристики самого субъекта. Сегодня инновационная насыщенность профессионального пространства педагога предоставляет возможность вариативного развития, проявления субъектности, возможность выбора и собственного конструирования модели педагогической практики. Особую актуальность и практическую значимость приобретает изучение механизмов и факторов успешного профессионального развития педагогов.

В современных психологических исследованиях подчеркивается, что субъектная отнесенность педагога к профессиональной активности и ее результату обеспечивает новое качество деятельности [1, 2, 3, 4].

 

Войти или Создать
* Забыли пароль?