О ПЕРСПЕКТИВАХ ЗАПРЕТА И КОНТРОЛЕ ЭКСПОРТА ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье на основе анализа правовой базы, официальной статистики Федеральной таможенной службы Российской Федерации и мировой практики рассматриваются вопросы запрета экспорта круглого лесоматериала за пределы России. Оценивается потенциальный экономический эффект для отдельных регионов и в целом для страны в результате такого запрета, а также влияние на внешнеторговую деятельность Российской Федерации. Кроме того, вычисляются потенциальные риски, связанные с запретом экспорта круглых лесоматериалов.

Ключевые слова:
экспорт лесоматериалов, таможенный контроль, взаимодействие контролирующих органов, круглый лесоматериал, лесообработка
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Осенью 2020 года Президент Российской Федерации поручил ввести полный запрет с 1 января 2021 года на вывоз с территории России необработанной или грубо обработанной древесины хвойных и ценных лиственных пород, классифицируемых в товарной позиции 4403 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).
Ресурсообеспеченность страны древесиной, относительно низкая ее стоимость, стабильный высокий внешний спрос на лесоматериалы привели к резкому увеличению числа экспортеров и объемов экспорта в сырьевом виде (круглые лесоматериалы) и, как следствие, к многочисленным финансовым злоупотреблениям.
Рентабельность экспорта лесоматериалов лиственных пород, особенно ясеня, составляет более 120%.
Проведенный анализ показал, что подобные инициативы введения запрета на экспорт лесоматериалов либо усиления контроля за его заготовкой и перемещением рассматривались за последние десятилетия не раз.
Так, в ходе проработки вопросов, подлежащих регулированию постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1999 года № 18 «О дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных лесных пород» были рассмотрены поступившие от заинтересованных министерств и ведомств предложения о необходимости регулирования экспорта лиственных пород, в том числе предложения о временном запрете экспорта и о лицензировании экспорта этой древесины в необработанном виде. Однако запрет на вывоз круглого леса не мог помочь решить возникшие проблемы, а мог лишь привести к сокращению валютных поступлений и увеличению экспорта лиственных пород под видом других пород. В сложившейся ситуации целесообразно было ввести разрешительное лицензирование экспорта лиственных пород [1].
Разработанные и внесенные в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Паспорт проекта Федерального закона № 1059183-6 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации в целях запрета экспорта круглых лесоматериалов» и проект Федерального закона № 1083535-6 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления ограничений на экспорт древесины) были отклонены.
Вместе с тем, по данным исследования, подготовленного аналитической службой Lesprom Network, специализирующейся на информации и аналитике лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, за период 2014 года из Российской Федерации в различные страны ближнего и дальнего зарубежья было вывезено 29,97 млн кубометров круглых лесоматериалов. Примечательным является то, что в 2015 году этот показатель уже превысил 30 млн кубометров.
По данным «Российской газеты», Россия занимает третье место по объему экспорта необработанной древесины в мире, и эти объемы растут уже четыре года подряд. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, Россия уверенно занимает первое место по этому показателю, опережая Новую Зеландию, США, Канаду и Чехию.
В то же время, по данным официальной статистики (2008—2015 годы) и по данным ООН за 2010—2014 годы, Россия занимала седьмое место в мире по производству необработанной древесины, шестое — по производству пиломатериалов, восьмое — по производству целлюлозы, четырнадцатое — по производству картона и бумаги, а общий запас древесины в стране составляет порядка 83,4 млрд кубических метров. При этом установилась устойчивая тенденция, при которой с наращиванием объемов экспорта круглого лесоматериала падает цена на такую древесину [2].
Дальнейший анализ статистических данных, перемещения товаров позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС за период с 2015 по 2020 год показал, что рост экспорта продолжался до 2018 года, после чего отмечается существенный спад как в стоимостном, так и в весовом выражении (см. рис. 1).


Рис. 1. Статистика перемещения лесоматериалов позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС
Необходимо отметить, что ряд зарубежных государств полностью запретил вырубку леса (Вьетнам, Камбоджа, КНР, Малайзия, Таиланд, Фиджи, Филиппины, Шри-Ланка, отдельные штаты США и др.), либо действующее законодательство существенно ограничивает как саму вырубку леса, так и реализацию лесной продукции. Полный запрет на экспорт древесины предусмотрен в Бразилии, Венесуэле, Канаде, Лаосе, Новой Зеландии, Парагвае и др.
Именно поэтому лидером по направлению перемещения круглых лесоматериалов из Российской Федерации являлся Китай (67689 тыс. тонн за период с 2015 по 2020 год). Статистическая стоимость перемещенных лесоматериалов составила 7114 млн долл.
Законодательство Европейского Союза не содержит таких полных запретов, но оно существенно ограничивает как рубку, так и экспорт древесины, особенно круглого леса. В связи с этим в тройку лидеров по импорту круглых лесоматериалов, экспортируемых из Российской Федерации, входят Финляндия — 57 452 тыс. тонн (2 769 млн долл.) и Швеция — 4 612 тыс. тонн (241 млн долл.).
На фоне вызовов, связанных с охраной окружающей среды и, в частности, лесных ресурсов страны, такая политика для России своевременна, если не сказать, что немного запоздала. В то же время, как отмечалось выше, для Российской Федерации сегодня значительная доля мирового рынка древесины и лесопродукции является важной статьей доходов бюджета страны. Кроме того, лесопромышленный комплекс сегодня обеспечивает стабильные рабочие места и инфраструктуру во многих отдаленных регионах России.
Однако эти факторы подтверждают необходимость установления определенных законодательных ограничений, связанных как с вырубкой лесов, так и с продажей лесной продукции в необработанном виде за пределы государства. Таким образом, перед законодателем стоит выбор наиболее рационального и обоснованного комплексного решения проблем в данной сфере с учетом интересов государства, общества и бизнеса.
Одним из первых шагов в указанном направлении должен стать обозначенный Президентом Российской Федерации полный запрет на вывоз круглых лесоматериалов с территории России. Цель такой инициативы — защитить лес и лесные ресурсы, с одной стороны, и побудить предпринимателей переориентировать свой бизнес на продажу более дорогой, «обработанной» древесины — с другой.
Анализ экспорта лесоматериалов позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС показал, что по объемам перемещения данная категория товаров уступает в весовом отношении, но превосходит в стоимостном выражении. Кроме того, как видно из рисунка 2, отмечается тенденция к росту указанной категории лесоматериалов. Снижение, произошедшее в 2020 году, является, по мнению авторов, исключением, поскольку в большей степени обусловлено эпидемиологической обстановкой в мире и снижением товарооборота в целом по всем направлениям.
В свою очередь, такие меры позволят создать в регионах, где ведутся лесозаготовки и деревообработка, новые рабочие места и повысить заработную плату работников лесной промышленности, расширить налоговую базу, тем самым увеличив доходы бюджетов различных уровней — регионального и федерального. Таким образом, при надлежащем контроле в среднесрочной перспективе предполагается рост доходов как физических и юридических лиц, так и государства.


Рис. 2. Статистика перемещения лесоматериалов позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС

Кроме того, полный запрет на экспорт круглых лесоматериалов в среднесрочной перспективе приведет к значительному развитию инфраструктуры в сферах заготовки и переработки древесины.
Вместе с тем, данный запрет может привести к увеличению незаконного экспорта круглого лесоматериала недобросовестными участниками ВЭД и расширению уже существующего круга проблем по контролю товаров данной категории [3], особенно в условиях автоматизации таможенного контроля [4; 5], когда основная ставка делается на информационную систему и последующий контроль после выпуска товаров. При этом, по мнению авторов, таможенный контроль после выпуска в данном случае будет играть малозначительную роль в случае незаконного перемещения товара, поскольку предотвратить нанесенный ущерб, равно как и компенсировать его в полном объеме по результатам такого контроля невозможно.
Для целей решения указанной проблемы необходимо приложение совместных скоординированных усилий контролирующих и правоохранительных органов с целью достижения положительного эффекта от реализации поручений Президента Российской Федерации [6].

Список литературы

1. Васильев Е. О постановлении Правительства Российской Федерации от 05.01.1999 № 18 // Финансовая газета. 1999. № 9.

2. URL: https://bizon.ru/news/view/news_id/291258 (дата обращения: 05.02.2021).

3. Горбунова М.Л., Зеленов Д.С., Назарычев Д.В. Проблемы контроля экспорта лесоматериалов // На страже экономики. 2019. № 2 (9). С. 43—48.

4. Горбунова М.Л., Зеленов Д.С., Назарычев Д.В. О проблемах автоматизации процессов таможенного контроля // На страже экономики. 2020. № 3 (14). С. 23—30.

5. Велькин А.В., Гольтяпина И.Ю., Рогозная А.О. О проблемах квалификации деяний при привлечении к административной ответственности за недекларирование и недостоверное декларирование товаров // Таможенное дело. 2020. № 1. С. 20—26.

6. Тактоева В.В. К вопросу выявления, документирования и расследования преступлений, связанных с контрабандой стратегически важных ресурсов — лесоматериалов // Российский следователь. 2020. № 1. С. 17—22.


Войти или Создать
* Забыли пароль?