Россия
Россия
УДК 33 Экономика. Экономические науки
В статье приведены результаты анализа состояния малого и среднего бизнеса в России. Показана роль малого и среднего бизнеса в экономической безопасности страны. Проведен количественный анализ академической литературы по рассматриваемой проблематике. Проанализированы стратегические инициативы государства по повышению эффективности данного сектора. На основе результатов социологических опросов, опубликованных в открытых источниках, выявлены факторы, препятствующие развитию малого и среднего бизнеса в России. Изучен опыт Китая по повышению эффективности развития малого и среднего бизнеса.
малый и средний бизнес, малое и среднее предпринимательство, состояние бизнеса, опыт Китая, стратегические инициативы государства
Предприятиям малого и среднего бизнеса (МСП) принадлежит решающая роль в стабилизации социально-экономической ситуации, обеспечении роста занятости населения, расширении потребительского сектора, насыщении рынка товарами и услугами, экономическом росте и конкурентоспособности страны на мировом рынке [1; 2]. Высокая социально-экономическая значимость обусловливает важную роль малого и среднего бизнеса в обеспечении экономической безопасности страны.
В развитых странах малые и средние предприятия являются драйвером экономики, формируя порядка половины валового внутреннего продукта (ВВП) и рабочих мест. В Китае этот показатель еще выше и составляет 60%. В объеме налоговых поступлений в бюджет Китая малый и средний бизнес занимает 50%, на этот сектор приходится 62% общего объема инвестиций в основные фонды (без учета крестьянских дворов); 90% объема внутренней торговли; 48% экспорта, свыше 70% инновационной продукции, изобретений и технических новинок. Примечательно, что по количеству патентных заявок частные компании в два раза обогнали государственные и коллективные предприятия. Доля в общем количестве трудоустроенного населения достигла 49%. В результате рост доходов населения, в том числе за счет самозанятости, увеличил вклад потребления в экономический рост до 76,2% [3].
Результаты проведенного нами количественного анализа академической литературы свидетельствуют о значительном интересе ученых к проблематике малого и среднего бизнеса. В выборку для анализа попали статьи, опубликованные в академических изданиях базы цитирования «Скопус» и имеющие в качестве ключевых слова «малый бизнес» (small business), «средний бизнес» (medium business), «малый и средний бизнес» (small and medium businesses) (табл. 1).
Таблица 1
Результаты количественного анализа статей в базе Scopus
(по состоянию на 05.12.2020)
Годы Ключевые слова
Малый бизнес Средний бизнес Малый и средний бизнес
(small business) (medium business) (small and medium businesses)
1 2 3 4
1970 19 1 —
1975 42 34 3
1980 73 38 5
1985 168 80 11
1990 245 102 26
1995 355 160 54
2000 733 372 174
2005 1955 17740 1421
2010 4782 43306 3750
2015 6359 57815 5137
2020 6690 57535 5066
Как свидетельствуют данные таблицы, интерес к малому и среднему бизнесу (прежде всего со стороны зарубежных ученых) стал проявляться с начала 1970-х годов. С 2000-х годов наблюдается стремительный рост публикаций по рассматриваемой проблематике. Пик публикаций приходится на 2015 и 2020 годы. На общем фоне особо выделяются статьи, посвященные среднему бизнесу — их количество почти в 10 раз превышает другие категории.
В России развитие малого и среднего бизнеса берет начало с 1990-х годов. К настоящему времени состояние этого сектора экономики значительно отстает от уровня других стран: МСП формируют лишь пятую часть ВВП, обеспечивая работой около четверти населения [4]. На фоне нестабильной политической ситуации, многочисленных экономических санкций, неблагоприятных колебаний цен на мировом рынке нефти, общемирового кризиса, вызванного пандемией Ковид-19, проблемы развития этого сектора еще более усиливаются, что накладывает негативный отпечаток на уровень экономической безопасности страны.
В последние годы российское правительство приняло ряд инициатив по улучшению ситуации в данном секторе экономики. Согласно Стратегии национальной безопасности в целях противодействия угрозам экономической безопасности государственная социально-экономическая политика должна предусматривать «стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в производственной сфере путем снижения расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, ее поддержку на этапе становления за счет снижения налоговой нагрузки, создания бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков, формирования спроса на продукцию малых и средних предприятий, расширения доступа к закупкам государственных компаний, участия в реализации крупных проектов» [5]. В соответствии со Стратегией экономической безопасности поддержка высокотехнологичного малого и среднего бизнеса является основной задачей обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики [6].
В России в 2018 году стартовал национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», направленный на увеличение к 2024 году количества занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 25 млн человек, рост доли МСП в ВВП страны — до 32,5%, а доли экспорта субъектов МСП — до 10% от общего объема [4]. Общий бюджет национального проекта составляет 481,5 млрд руб. Основными направлениями реализации проекта являются:
— улучшение условий ведения предпринимательской деятельности;
— расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию;
— акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства;
— создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации;
— популяризация предпринимательства.
Несмотря на предпринимаемые меры, негативные тенденции переломить пока не удалось. В 2019 году число субъектов МСП сократилось по сравнению с 2018 годом на 118 тыс. ед., а число занятых в малом и среднем бизнесе уменьшилось до 18,8 млн человек. Доля МСП в ВВП страны в 2018 году снизилась до 20% [7].
По состоянию на 10 ноября 2020 года в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства зарегистрировано 5 670 880 субъектов, количество работников — 15 516 199 человек (табл. 2).
Таблица 2
Основные показатели, характеризующие состояние
малого и среднего бизнеса в России по состоянию на 10 ноября 2020 г. (данные Единого реестра субъектов
малого и среднего предпринимательства)
Категории субъектов МСП Количество субъектов, ед. Количество работников, чел.* Объем произведенной продукции и услуг, трлн руб.
Микропредприятия 54 35 897 7 557 758 6 538
Малые предприятия 217 344 6 144 842 1 220
Средние предприятия 17 639 1 813 599 234
Итого 5 670 880 15 516 199 7 992
*Сумма среднесписочной численности работников, занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекавших в году, предшествующем году формирования реестра, наемных работников, за исключением вновь созданных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, без учета индивидуальных предпринимателей, не привлекавших работников).
Уточним категории субъектов МСП, приведенные в таблице. Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предприятия малого и среднего бизнеса разделены на 3 группы: микробизнес, малый и средний бизнес [8]. Указанные субъекты отличаются среднесписочной численностью персонала и годовой выручкой (табл. 3).
Таблица 3
Основные характеристики субъектов МСП (кроме банков)
Субъект Выручка без НДС
за год, млн руб. Среднесписочная численность работников, чел.
Микропредприятия 120 Не более 15
Малые предприятия 800 Не более 100
Средние предприятия 2000 Не более 250
Распределение субъектов малого и среднего бизнеса по регионам страны по категориям «юридические лица» и «индивидуальные предприниматели» показано в таблице 4.
Таблица 4
Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (данные из Единого реестра субъектов малого и среднего
предпринимательства) по состоянию на 10 ноября 2020 г.
Всего Из них
юридических лиц индивидуальных
предпринимателей
всего из них всего из них
микро предприятие малое предприятие среднее предприятие микро предприятие малое предприятие среднее предприятие
Российская Федерация 5 670 880 2 355 555 2 147 624 190 604 17 327 3 315 325 3 288 273 26 740 312
Центральный ФО 1 748 611 80 041 726 685 67 669 6 687 947 570 941 275 6 206 89
Северо-Западный ФО 660 650 317 521 290 395 24 961 2 165 343 129 340 691 2 411 27
Южный ФО 669 460 185 344 168 947 15 016 1 381 484 116 480 528 3 559 29
Северо-Кавказский ФО 193 142 47 965 43 687 3 827 451 145 177 144 352 815 10
Приволжский ФО 1 009 147 419 455 381 156 35 241 3 058 589 692 583 591 6 041 60
Уральский ФО 487 266 206 128 189 166 15 591 1 371 281 138 278 505 2 600 33
Сибирский ФО 600 221 257 594 236 517 19 485 1 592 342 627 339 424 3 163 40
Дальневосточный ФО 302 383 120 507 111 071 8 814 622 181 876 179 907 1 945 24
Как свидетельствуют данные таблицы, больше всего предприятий малого и среднего бизнеса зарегистрировано в Центральном федеральном округе Российской Федерации: 1 748 611 предприятий, из них юридических лиц — 80 041, индивидуальных предпринимателей — 947 570. В обоих случаях по количественным показателям лидируют микропредприятия: соответственно 726 685 и 941 275 предприятий.
На втором месте — Приволжский федеральный округ: всего 1 009 147 предприятий, из них 419 455 — юридических лиц, 589 692 — индивидуальных предпринимателя. Среди них также лидируют микропредприятия: соответственно 381 156 и 583 591 предприятие.
Замыкает тройку лидеров Южный федеральный округ, где зарегистрировано 669 460 предприятий, из них 185 344 юридических лица и 484 116 индивидуальных предпринимателей. Меньше всего представителей малого и среднего бизнеса зарегистрировано в Северо-Кавказском федеральном округе: соответственно 193 142, 47 965 и 145 177. Там количество микропредприятий также опережает другие категории представителей МСП.
Результаты анализа динамики количественных показателей МСП в текущем году по сравнению с предыдущим свидетельствуют, что, несмотря на предпринимаемые меры, переломить ситуацию в лучшую сторону пока не удалось. По состоянию на 10 ноября 2020 года количество МСП вместо ожидаемого роста снизилось на 222 268 предприятий. По мнению экспертов, негативные тенденции развития сектора МСП связаны с повышением ставки НДС в 2019 году с 18 до 20%, введением онлайн-касс и почти нулевым ростом доходов населения. В 2020 году в условиях пандемиии коронавируса за счет значительного падения спроса, особенно в ресторанном бизнесе, туризме и сфере развлечений, негативные тенденции еще более усилились [9].
Для выявления проблем развития МСП обратимся к результатам исследований Альфа-банка, полученных в ходе опроса 3 698 клиентов банка — представителей малого бизнеса [10]. Результаты опроса предпринимателей свидетельствуют о нестабильной экономической ситуации, которая тормозит развитие бизнеса, на это указали 86% респондентов, 82% отметили снижение покупательской способности. Предприниматели подчеркнули значительное увеличение налоговой нагрузки в 2019 году; увеличение расходной части бюджетов за счет обязательного внедрения онлайн-касс в розничной торговле и введения обязательных чипов в маркировке некоторых видов товаров; обострение конкуренции с крупными компаниями. Наихудшая ситуация, по мнению респондентов, сложилась в розничной торговле и строительстве.
Как показали проведенные исследования, стало больше предпринимателей, не воспринимающих господдержку как драйвер малого бизнеса. Предприниматели из небольших предприятий все чаще чувствуют разочарование в ответ на заявления государства о снижении нагрузки на бизнес. Падение потребительского спроса в экономике из-за стагнации реальных доходов населения называют в качестве главной проблемы и другие эксперты [11].
Результаты исследований Альфа-банка коррелируют с результатами исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения. Опрос предпринимателей, проведенный в 2019 году, показал, что 71% предпринимателей оценивают условия для ведения бизнеса как неблагоприятные [2]. В качестве негативных факторов они отметили высокие административные барьеры, высокий уровень коррупции среди государственных структур, недостаточность нормативно-правового регулирования деятельности субъектов МСП, отсутствие режима взаимодействия между субъектами бизнеса и государственным аппаратом, неплатежеспособность населения и неэффективность принимаемых государственных программ [2].
Ситуацию на региональных рынках дополняют результаты социологического опроса в Республике Мордовия. Опрос проводился в 2019 году, всего было опрошено 378 представителей малого и среднего бизнеса [12].
В качестве причин, негативно влияющих на развитие малого и среднего бизнеса в Республике Мордовия, респонденты отметили следующие:
— трудности в реализации продукции (услуг) в связи с падением потребительского спроса — 63,0%;
— высокий уровень налогов — 49,7%;
— нестабильная экономическая ситуация в стране — 35,4%;
— недобросовестная конкуренция и монополизация рынка — 27,8%;
— недостаточная государственная поддержка — 20,9%;
— высокие транспортные и логистические издержки — 19,8%;
— сложности с получением доступа к финансовым ресурсам (в том числе высокая стоимость кредитов) — 19,0%;
— нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность — 17,5%;
— недостаток квалифицированных кадров — 17,2%;
— частые и необоснованные проверки — 11,1%;
— сложность доступа к поставкам товаров, оказанию услуг и выполнению работ в рамках государственных закупок — 7,4%;
— низкий уровень предпринимательской культуры — 6,3%;
— коррупция, бюрократические барьеры — 5,8%;
— отсутствие производственных площадей — 5,3%;
— завышенная кадастровая оценка земельных участков (или высокая арендная плата) — 5,0%;
— сложности с получением доступа к услугам естественных монополий — 3,7%;,
— отсутствие консультационной и информационной поддержки — 2,6.
Анализ неблагоприятной экономической ситуации, сложившейся в секторе МСП Российской Федерации, свидетельствует, что предпринимаемые государством меры для развития малого и среднего предпринимательства пока нельзя признать эффективными. В этой связи представляется целесообразным обратиться к опыту Китайской Народной Республики, которая за короткий срок смогла реформировать жестко централизованную экономическую систему и сформировать высокоэффективную многоукладную экономику, основу которой составляет малый и средний бизнес. Выступая перед делегатами V Всекитайского съезда индивидуальных тружеников, руководитель Китая Си Цзиньпин подтвердил неизменность курса на поддержку малого бизнеса, предложив ряд новых инициатив [3].
С 2018 года стандартная ставка НДС для малых налогоплательщиков стала составлять 3% от суммы реализованного дохода. Малый бизнес с месячным объемом реализации менее 100 тыс. юаней (примерно 1130 тыс. руб.) полностью освобожден от уплаты НДС. Для предпринимателей малого и среднего бизнеса снижены неналоговые издержки, в том числе тарифы на электроэнергию (в среднем на 10%), расходы на логистические и посреднические услуги, отчисления на социальное страхование, тарифы на широкополосный доступ в интернет (на 15%), на трафик мобильного интернета (более чем на 20%). Большое внимание китайское руководство уделяет улучшению бизнес-среды и доступности кредитов для малых и средних предприятий. Все это способствует созданию благоприятного экономико-политического климата для развития малого и среднего бизнеса, является важнейшим источником роста инновационного потенциала страны, снижения уровня безработицы, повышения качества жизни широких слоев населения, формированию среднего класса, что в конечном счете укрепляет экономическую и национальную безопасность Китая.
1. Ribeiro-Soriano D. Small business and entrepreneurship: their role in economic and social development. Journal Entrepreneurship & Regional Development, 2017, vol. 29, issue 1–2, pp. 1–3.
2. Nakova M.R. State support of small and medium-sized businesses as a basis for sustainable development of the Russian economy. Forum. Series: Humanities and Economic Sciences, 2020, no. 3 (20), pp. 14246. (In Russ.)
3. Chovancova V.V. Development of small and medium enterprises in China for 40 years of economic reforms: results and prospects. 40 years of economic reform in China: proceedings of the conference (Moscow, April 1–2, 2019). Moscow, 2019. Pp. 222–237. (In Russ.)
4. Daily business newspaper RBC. URL: https://www.rbc.ru/economics/28/01/2020/5e2eda219a79473c798d3692 (accessed 05.12.2020). (In Russ.)
5. On the National Security Strategy of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation no. 683 of December 31, 2015. URL: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (accessed 05.12.2020). (In Russ.)
6. Strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030: the decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2017 no. 208. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41921 (accessed 06.12.2020). (In Russ.)
7. The unified register of small and medium entrepreneurship. URL: https://rmsp.nalog.ru (accessed 05.12.2020). (In Russ.)
8. The website of the Russian President. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/25971 (accessed 05.12.2020). (In Russ.)
9. The Russian economy in 2019. Trends and outlooks (Issue 41). Moscow: Publishing house of the Gaidar Institute, 2020. Pp. 279–290. URL: https://www.researchgate.net/publication/340901999 (accessed 05.12.2020). (In Russ.)
10. Problems of small business in Russia in 2020. URL: https://rkoff.ru/problemy-malogo-biznesa-rossii-2020/ (accessed 05.12.2020). (In Russ.)
11. Rosstat recorded a decline in the share of small business in the economy. URL: https://www.rbc.ru/economics/28/01/2020/5e2eda219a79473c798d3692 (accessed 03.12.2020). (In Russ.)
12. Maksimova L.Yu., Inshakov V.A. What hinders business: the opinion of entrepreneurs. Problems of socio-economic stability of the region: a collection of conference proceedings (Penza, January 27–28, 2020). Penza, 2020. Pp. 195–198. (In Russ.)