Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье автор анализирует проблемы, которые возникают в развитии личности школьника под влиянием такого процесса, как цифровизация системы общего образования. Система образования является одним из основных компонентов социальной структуры общества и постоянно подвергается изменениям со стороны факторов внешней среды. Одним из таких факторов является цифровизация, которая оказывает неоднозначное влияние на развитие личности школьника. Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания, такие как синтез, анализ, сравнение, a также специальные методы исследования, такие как контент-анализ официальных документов. В результате исследования автор приходит к выводу o том, что цифровизация образования не только открывает новые возможности в обучении, но и несёт в себе проблемы, которые негативным образом сказываются на развитии личности школьника. К числу таких проблем относят: внедрение непроверенных технологий, влияние которых научно не доказано, утрата навыков письма и чтения, снижение социальных навыков, проблемы с речевым развитием, рост проблем со зрением, появление компьютерной зависимости, что может в целом привести к развитию y учащихся «цифрового слабоумия». Автор приходит к выводу, что на сегодняшний день нет достаточного количества исследований влияния цифровых технологий на психическое и физическое здоровье детей, нет большого числа научно доказанных положений o безопасности и эффективности обучения в цифровой среде. Внедрение цифровых технологий вызывает опасения относительно воздействия на здоровье школьников, а также и на общество в целом; идут дискуссии o роли учителя в образовательном процессе.

Ключевые слова:
цифровизация образования, проблемы, среднее образование, общее образование, цифровые технологии, цифровое слабоумие, электромагнитное излучение, когнитивные процессы, навык письма и чтения, цифровая среда, экранная зависимость, конфиденциальность информации, цифровой образовательный процесс
Список литературы

1. Лукьянец Г.Н. Влияние гаджетов на развитие детей // Новые исследования. – 2019. № 1 (57). с. 25-35.

2. Марков А.В. Эволюция человека: в 2 кн. К.2. Обезьяны, нейроны, душа / А.В. Марков. М.: АСТ, Corpus, 2011. 511 с.

3. Мягкова Е.Ю. Цифровое слабоумие: миф или реальность? // Слова и текст: психолингвистический подход. 2016. № 16. с. 63-73.

4. Петренко А.О. Гигиеническая оценка эффективности использования школьниками ридеров // ЗНиСО. 2015. № 8 (269). с. 38-42.

5. Четверикова О.Н. Цифровой тоталитаризм. Как это делается в России / Четверикова О.Н. М.: Книжный мир, 2019. 320 с.

6. Горбатова М.К. Система академических кредитов и европейское приложение к диплому как инструменты качества высшего образования в Европе// Российское образование для иностранных граждан. Доступ: http://www.russia.edu.ru/information/analit/1638/

7. EdExpert: Круглый стол ФИРО: электронное портфолио – не вместо, a вместе с ЕГЭ// Московский центр качества образования. 04.04.2019. Доступ: https://mcko.ru/articles/1721

8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях». Доступ: https://base.garant.ru/12183577/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends

9. Титова Л.К. Электромагнитное излучение – вред или польза. Доступ: http://elar.usfeu.ru/bitstream/123456789/3917/1/el-mag_Izl.pdf

10. Форсайт-проект «Детство 2030» пугает родителей чипизацией мозга детей // Университет СПБГУ. 20.01.2012. Доступ: https://spbu.ru/news-events/universitet-v-smi/forsayt-proekt-detstvo-2030-pugaet-roditeley-chipizaciey-mozga-detey

11. Цифровизация образования, все минусы электронной школы. Что будет с детьми? // VC.ru. 15.08.2018. Доступ: https://vc.ru/flood/43800-cifrovizaciya-obrazovaniya-vse-minusy-elektronnoy-shkoly-chto-budet-s-detmi

12. Шнуренко И. Новая осознанность: сможет ли общество вернуть себе контроль над технологиями? // РСМД. Доступ: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/cybercolumn/novaya-osoznannost-smozhet-li-obshchestvo-vernut-sebe-kontrol-nad-tekhnologiyami/?sphrase_id=34669561

13. Эксперты: в процессе внедрения цифровых технологий в школы учитель играет ключевую роль // ПМЭФ -2019. 08.06.2019. Доступ: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/6530194

14. Gnatik E.N. Information Technologies in Educational Sphere: Challenges and Risks // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, Volume 232. 4th International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2018). Paris: Atlantis Press, 2018. P. 584–587.

15. Der Hirnstamm oder das Reptiliengehirn. // Gehirn und Lernen. Access: https://www.gehirnlernen.de/gehirn/der-hirnstamm-oder-das-reptiliengehirn/

16. Is IQ or EQ more important? // Very well mind. 06.12.2019. Access: https://www.verywellmind.com/iq-or-eq-which-one-is-more-important-2795287

17. Fuller C., Lehman E. Bedtime use of technology and associated sleep problems in children // Global pediatric health. 2017. Vol. 4.

18. J. Hooft Graafland. New technologies and 21st century children: recent trends and outcomes. // Sociology. 2018.

19. How screen time creates kid dopamine addicts with bad habits. // Fatherly. 03.05.2019. Access: https://www.fatherly.com/health-science/screen-time-hurts-kids-dopamine-addiction/

20. Hysing M., Pallesen S., Stormark KM, Sleep and use of electronic devices in adolescence: results from a large population-based study // BMJ Open 2015. Vol. 5, Issue 1.

21. Lastella M., Rigney G. Electronic device use in bed reduces sleep duration and quality in adults // Sleep and Biological Rhythms. 2020. p. 121-129.

22. Naomi S. Baron. Reading in a digital age. Access: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0031721717734184

23. O’Gorman M. Taking care of digital dementia. URL: https://cs.uwaterloo.ca/~cdimarco/pdf/cogsci600/digital_dementia_lecture.pdf

24. Preventing suicide: a resource for media professionals – update 2017. WHO, Geneva, Switzerland. Access: https://www.who.int/mental_health/suicide-prevention/resource_booklet_2017/en/

25. Reykjavik Appeal on wireless technology in schools. Access: https://www.stralskyddsstiftelsen.se/wp-content/uploads/2017/03/Reykjavik-Appeal-170224-2.pdf

26. Searching for digital technology’s effects on well-being. 28.10.2018. Access: https://www.nature.com/articles/d41586-018-07503-w

27. Teens, Technology and Friendships// Pew Research Center. 06.08.2015. Access: https://www.pewresearch.org/internet/2015/08/06/teens-technology-and-friendships/

28. Twenge J.M., Garret C.H., Krizan Z. Associations between screen time and sleep duration are primarily driven by portable electronic devices: evidence from a population-based study of U.S. children ages 0-17 // Sleep Medicine. 2019. Vol. 56. p. 211-218.

29. Twenge J.M., Joiner T.E., Rogers M.L., Martin G.N. (2017). Increases in Depressive Symptoms, Suicide-Related Outcomes, and Suicide Rates Among U.S. Adolescents After 2010 and Links to Increased New Media Screen Time // Clinical Psychological Science. 2017. Vol. 6. No. 1. P. 3–17.

30. Vision Council. Digital eye strain. Access: https://www.thevisioncouncil.org/content/digital-eye-strain

31. Yamamoto H., Honda Ch. Does digital dementia exist? // The 2018 AAAI Spring Symposium Series. p. 310- 311.

Войти или Создать
* Забыли пароль?