докторант с 01.01.2006 по 01.01.2021
Санкт-Петербург, Россия
сотрудник
Санкт-Петербург, Россия
сотрудник
Санкт-Петербург, Павловск, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 72 Архитектура
ГРНТИ 67.07 Архитектура
ОКСО 07.09.02 Реконструкция и реставрация архитектурного наследия
ББК 38 Строительство
ТБК 54 Строительство
BISAC ARC022000 Adaptive Reuse & Renovation
Статья посвящена историко-градостроительному развитию территории Санкт-Петербурга, расположенной у бывшей Московской Заставы – исторического въезда в Петербург со стороны Москвы и, в частности, архитектуре Вагоностроительного завода. Здесь к концу 19 века сложилась промышленная территория, плотно застроенная с 1897 по 1917 годы. Развитие тяжелой индустрии и расширение отечественных железных дорог привели к тому, что остро возросла потребность в новых грузовых вагонах. В связи с этим было принято решение расширить вагоностроение на имеющихся заводах, а также организовать постройку новых. Небольшой завод в Петербурге, изготавливавший фаэтоны, патронные ящики и походные кухни, в 1897 году был значительно расширен и преобразовался в Петербургский вагоностроительный завод. В планировке и объемно-пространственной композиции комплекса вагоностроительного завода были воплощены характерные черты архитектурно-градостроительных приемов конца ХIХ – начала ХХ вв. В архитектуре заводского комплекса были сильны романтические тенденции, характерные для промышленной архитектуры Петербурга этого периода. В течение ста лет этот обширный участок не подвергался преобразованиям и являл пример целостной, завершенной среды. Вагоностроительный завод, возведенный в самом конце 19 века, просуществовал у Московской Заставы до 2013 года, когда историческая промзона была утрачена – территория вагоностроительного завода была отдана под жилую застройку.
промышленные предприятия, историческая промзона, Московские ворота, средообразующая застройка, вагоностроительный завод.
1. Пилявский В.И. Русские триумфальные памятники. Л., 1960. 160 с.
2. РГИА. Фонд 350. Опись 94. Дело 161. 1877.
3. Кириков Б. М., Штиглиц М. С. Петербург немецких архитекторов от барокко до авангарда. СПб. Чистый лист. 2002. 414 с.
4. Генеральный план столичного города C. Петербурга из атласа Зуева. [Электронный ресурс]. URL: http://www.etomesto.ru/map-peterburg_1858-zuev/ (дата обращения: 04.11.2020)
5. Штиглиц М. С. Промышленная архитектура Петербурга в сфере «индустриальной археологии». СПб, «Белое и Черное», 2003. 265 с.
6. История вагоностроения в России (до начала ХХ века). [Электронный ресурс]. URL: http://rzd-expo.ru/history/istoriya_vagonostroeniya_Rossii/ (дата обращения: 04.11.2020)
7. Архитектурный сайт Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.citywalls.ru/house5195.html (дата обращения: 04.11.2020)
8. ЦГИА СПб. Ф. 1206. Оп. 1. Д. 234
9. Барышников М. Н. Деловой мир Петербурга. СПб., 2000. С. 342.
10. ЦГИА СПб. Ф. 515. Оп. 1. Д. 5029. 1879-1897.
11. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 145. Д. 93. 1898; Оп. 146. Д. 332. 1899. Д. 421.1899.Ф. 1206. Оп. 1. Д. 239. 1897. Д. 243. 1898. Д. 244. 1898. Д. 247. 1899. Д. 248. 1899-1912. Оп. 2. Д. 27. 1917.
12. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 148. Д. 145. 1902. Ф. 1206. Оп.1. Д. 261 1903-1904.