МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ: РЕГУЛЯТИВНАЯ СУЩНОСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ ЭТИЧНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ СОТРУДНИКОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье приведены результаты исследования (анкетирования) руководителей и рядовых сотрудников государственных и частных российских организаций по проблеме регулятивной роли этических правил для трудового/организационного поведения и управления этичным поступками персонала. Детально проанализированы и представлены ответы респондентов на вопросы анкеты о миссии моральных норм в организации и важности их соблюдения; о состоянии соблюдения этических канонов в организации, детальных причинах и формах их нарушения; о предпочитаемых санкциях за нарушение/соблюдение моральных образцов; о наличие в компаниях Этических кодексов и их предназначении. Результаты опроса показали, что этические нормы являются важнейшим регулятором трудового/организационного поведения, а их важнейшим предназначением выступает «развитие хороших отношений между сотрудниками». Большинство опрошенных удовлетворены состоянием соблюдения моральных канонов в их организациях, а также считают, что руководство уделяет их соблюдению достаточно внимания. Исследование выявило, что основной причиной нарушения моральных образцов в компаниях являются личностные особенности работников, затем стиль управления, а далее следуют организационные факторы. Самой «популярной» в глазах респондентов формой отступления от моральных правил является отлынивание от поручений. При этом указана ведущая роль менеджмента в качестве образца для подражания, которому следуют рядовые сотрудники при выборе этичных или неэтичных поступков. В большинстве своем, в организациях не разработаны и не действуют Этические кодексы, миссия которых, в представлениях участников опроса, состоит в том, чтобы ориентировать персонал на этичное поведение и разрешать моральные проблемы организации. Вместе с тем, респонденты указали, что применять санкции необходимо, как за отступление от моральных правил, так и за их соблюдение. Итоги исследования носят практико-ориентированный характер. При этом они не могут отражать всего многообразия аспектов влияния регулятивной сущности моральных канонов на трудовое/организационное поведение и систему управления им.

Ключевые слова:
моральные/этические нормы, персонал компании, регулятивная сущность моральных норм, управление этичным поведением, этические кодексы, этичное трудовое/организационное поведение
Список литературы

1. Эсаулова И.А., Нагибина Н.И. «Токсичный» персонал: проблемы и методы управления // Управленец. – 2017. – № 5 (69). – С. 58–71.

2. Coldwell D.A., Venter R., Nkomo E. Developing ethical managers for future business roles: a qualitative study of the efficacy of “Stand-Alone” and “Embedded” University “Ethics” courses. Journal of International Education in Business, 2020, V.13, i.2, pp. 145–162.

3. Ho C.M.-F., Oladinrin O.T. A Paradigm Shift in the Implementation of Ethics Codes in Construction Organizations in Hong Kong: Towards an Ethical Behaviour. Science and Engineering Ethics, 2019, i.25(2), pp. 559–581.

4. Leclercq-Vandelannoitte A. Is Employee Technological “Ill-Being” Missing from Corporate Responsibility? The Foucauldian Ethics of Ubiquitous IT Uses in Organizations. Journal of Business Ethics, 2019, i.160(2), pp. 339–361.

5. Mitchell M.S., Reynolds S.J., Treviño L.K. The study of behavioral ethics within organizations: A special issue introduction. Personnel Psychology, 2020, i.73(1), pp. 5–17.

6. Moon C., Uskul A.K., Weick M. On culture, ethics, and hierarchy: How cultural variations in hierarchical relations are manifested in the code of ethics of British and Korean organizations. Journal of Applied Social Psychology, 2018, i.48(1), pp. 15–27.

7. Oladinrin O.T., Ho C.M.-F. Embeddedness of codes of ethics in construction organizations. Engineering, Construction and Architectural Management, 2016, i.23(1), pp.75–91.

8. Silén M., Svantesson M. Impact of clinical ethics support on daily practice—First-line managers’ experiences in the Euro-MCD project. Journal of Nursing Management, 2019, i.27(7), pp. 1374–1383.

9. Valentine S.R., Hanson S.K., Fleischman G.M. The Presence of Ethics Codes and Employees’ Internal Locus of Control, Social Aversion/Malevolence, and Ethical Judgment of Incivility: A Study of Smaller Organizations. Journal of Business Ethics, 2019, i.160(3), pp. 657–674.

10. Vveinhardt J., Sroka W. Workplace mobbing in polish and Lithuanian Organisations with regard to corporate social responsibility. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2020, i.17(8), pp. 29–44.

11. Weber J. Investigating and Assessing the Quality of Employee Ethics Training Programs Among US-Based Global Organizations. Journal of Business Ethics, 2015, i.129(1), pp. 27–42.

Войти или Создать
* Забыли пароль?