Новосибирск, Новосибирская область, Россия
В статье рассматривается опыт формирования основ профессиональной творческой деятельности обучающихся на примере подготовки специалистов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования технического профиля. Рассматривается влияние на развитие навыков опыта участия обучающихся в профессиональных конкурсах. Предлагается ряд теоретических положений, позволяющих формировать творческую деятельность обучающихся с позиции компетентностного подхода. Проведенное исследование знакомит с компетентным составом деятельности будущих специалистов. Анализ специфической деятельности, требований производства и образовательного стандарта позволил выделить в деятельности будущего выпускника такие компоненты, как технологическая, рационализаторская, модернизационная, организационно-управленческая деятельность. Анализируется потенциальная возможность оптимизации системы среднего профессионального образования.
профессиональная творческая деятельность, навыки, оптимизация образовательного процесса, среднее профессиональное образование, изменения системы профессиональной подготовки
1. Никулин С.К. Содержание научно-технического творчества учащихся и методы обучения (системный подход) // С.К. Никулин, Г.А. Полтавец, Т.Г. Полтавец; М-во образования Российской Федерации, Центр техн. творчества учащихся. М.: Изд-во МАИ, 2004. 677с.
2. Пальянов М.П., Певин М.А. и др. Инновационные педагогические технологии как основа опережающей подготовки в профессиональных образовательных организациях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 4 (24). С. 8491.
3. Пахневская О.Г., Романченко М.К. Формирование ситуации успеха как метод повышения качества подготовки студентов среднего профессионального образования в соответствии с международными стандартами // Стандарты и мониторинг в образовании. 2019. № 1 (124). С. 715.
4. Пахневская О.Г., Романченко М.К., Шалбаева Л.В. Потенциальные возможности подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях, в соответствии с требованиями международных стандартов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 4 (32). С. 187197.
5. Романченко М.К. Мотивация творческой деятельности учащихся: проблемы и перспективы // Сибирский учитель. 2017. № 4 (113). С. 4649.
6. Романченко М.К. Развитие технического творчества в системе подготовки специалиста // Инженерное образование. 2017. № 22. С. 6873.
7. Романченко М.К. Творческий потенциал личности: возможные методологические принципы осмысления на современном этапе // Профильная школа. 2017. № 2. С. 5861.
8. Романченко М.К. Центры опережающей профессиональной подготовки в системе подготовки кадров: функциональная роль, модели и практика кадрового обеспечения отраслей экономики // Профессиональное образование. Столица. 2018. № 12. С. 2025.
9. Романченко М.К., Филиппов Б.В. Проектирование стандартов ФГОС СПО в свете требований программ WSI // Профессиональное образование. Столица. 2017. № 1. С. 3436.
10. Ткаченко Е.В. Проблемы подготовки рабочих кадров в РФ // Педагогика. 2014. № 6. С. 21–31.