В статье рассматриваются культура диалога как значимая качественная характеристика уровня развития социальной коммуникации. Формирование культуры гражданского общества в значительной мере зависит от уровня развития самосознания, культуры общения, социального и интеллектуального потенциала граждан. Развитие культуры диалога является одним из важных средств формирования принципов, норм коммуникации, самосознания личности, что в итоге определяет эффективность процессов развития интеллекта граждан и коллективного сознания общества.
диалог; культура; культура гражданского общества; гражданское самосознание; коммуникация.
Диалог, особенно политический диалог, в современных условиях переживает новый этап в своем развитии и приобретает особую актуальность и значимость в социальном преобразовании общества, идеологической деятельности, коммуникационном общении. Культура диалога является средством формирования коммуникативной культуры личности и общества, высокого гражданского самосознания.
Несмотря на все сложности, с которыми утверждается культура диалога в нашем обществе, она все-таки становится подлинным средством демократии, показателем и механизмом гласности и политического плюрализма.
Инициатива Президента РФ по проведению Гражданского форума в ноябре 2001 г. свидетельствует о том, что проблема развития общественного диалога поднялась на уровень национального приоритета, стала проблемой, от решения которой зависит не только развитие культуры гражданского общества, культуры социальных коммуникаций, но и его стабильность и национальная безопасность.
«В формально-организационном плане она (идеальная модель гражданского общества. — Л.К.) предполагает... равенство прав и ответственности, наличие нормативного (юридического) поля и информационного пространства с развитыми коммуникативными центрами, активное участие в жизни общества, в том числе его политической сфере. В ценностном отношении основами такого общества выступает принцип... солидарности, патриотизма, жизненной стратегии с сообществом... а также установка на активное участие в выработке и сохранении основных ценностей, целей и принципов организации этого социокультурного образования» [1].
Формирование демократической системы социальных отношений, эффективное использование человеческих ресурсов, участие каждого гражданина в управлении, политических и социальных процессах должно быть основано на активной гражданской позиции, осознанном участии человека в жизни общества, конструктивном коммуникативном взаимодействии, аргументированном дискурсе, культуре диалога. Кризисные явления в российском обществе во многом обусловлены отсутствием конструктивного диалога как в самом обществе, так и между гражданским обществом и властью.
Гражданское самосознание личности развивается с опорой на духовную культуру, интеллектуальный потенциал, жизненную позицию личности, нравственные ценности, культуру общения и мотивов поведения.
Эффективность коммуникации, особенно в межкультурном пространстве, напрямую зависит от социокультурного потенциала развития общества, культуры информационно-коммуникативных отношений. Высокое гражданское самосознание, основываясь на культуре диалога, ценностных
ориентаций, регулирующих поведение людей, оказывает эффективное влияние на развитие конструктивной коммуникации, дискурсивной практики.
Социокультурный потенциал развития общества, в значительной мере зависит от уровня интеллектуального потенциала личности, его профессиональной культуры, способности адекватного реагирования на происходящие изменения, желания и готовности к созданию и освоению того нового, что появляется в обществе, от коммуникативной компетентности, уровня знаний, умений и навыков моделировать информационно-коммуникативное пространство.
Особенно актуальна постановка этих вопросов в современных условиях, когда эффективность и успешность жизнедеятельности не только нашей страны, но и цивилизации в целом приобретает все большую зависимость от человеческого потенциала, его профессионализма, компетентности и нравственных ценностей. Чем более развита духовная культура личности, важнейшая составляющая гражданского самосознания, тем выше ее творческая активность, тем успешнее коммуникация и взаимопонимание между людьми на всех уровнях социального взаимодействия.
1. Ветошкин А.Г. Диалог как социокультурная основа организации гражданского общества. — М., 2003.
2. Шлыкова Н.Л. Психологическая безопасность субъекта деятельности как фактор формирования его гражданского самосознания. — М., 2010.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1986.
4. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1979.
5. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. — М., 1990.
6. Жеребкин М.В. Трансформация российского общества: специфика, процесс, будущее. — М, 2001.