Калуга, Россия
студент с 01.01.2016 по 01.01.2021
Калуга, Калужская область, Россия
студент с 01.01.2016 по настоящее время
с. Головтеево, Калужская область, Россия
В статье акцентируется внимание на развитии творческого потенциала у младших школьников на уроках математики с помощью технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ). Авторы основываются на положениях ФГОС НОО, где обосновывается необходимость развития творческого начала у обучающихся на основе использования разнообразного инструментария. В материалах статьи содержательный аспект раскрывается через краеведческий материал, который лежит в основе разработанного конспекта урока математики. Авторы обосновывают мысль о том, что синтез технологии ТРИЗ и краеведческого материала служит базой для эффективного развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста. Статья рекомендована для прочтения студентам педагогического направления подготовки, специалистам, работающим в сфере образования, широкому кругу читателей.
творческий потенциал, технология ТРИЗ, младший школьный возраст, краеведческий материал, урок математики
На сегодняшний день актуальной проблемой в педагогической сфере по-прежнему остаётся формирование творческого потенциала младших школьников, что требует особого внимания в дальнейшем его развитии. Одной из главных потребностей нынешнего общества является поиск творческих, готовых находить новые решения в социально-экономической и культурной сфере людей. В содержании ФГОС НОО раскрывается сущность системно-деятельностного подхода, и отмечается необходимость в разнообразии организационных форм, а также учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности [1, с. 4].
Приоритетной целью современной школы является развитие умственных способностей личности, раскрытие её творческого потенциала, обеспечение разнообразных условий для формирования индивидуальности младшего школьника с учётом его возрастных особенностей. Данный потенциал младших школьников развивается на основе их деятельности, которая имеет такой характер, который заставляет учащихся находить решения в нестандартных ситуациях. В настоящее время широкое распространение получили уроки, которые проводятся в нетрадиционной форме. В статье мы покажем возможность развития творческого потенциала младших школьников в процессе учебной деятельности на основе теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ). ТРИЗ как педагогическая технология сформировалась в нашей стране в конце 80-х годов благодаря трудам отечественной школы Г.С. Альтшуллера. Им были разработаны методические аспекты данной технологии. Развитием творческого потенциала детей младшего школьного возраста в разных видах деятельности, в том числе и на уроках математики, занимались Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн, Э.П. Торренс. На сегодняшний день главной целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения. С помощью данной технологии учитель может формировать у детей умение мыслить самостоятельно, творчески. Это обусловлено тем, что ТРИЗ – это наука о творчестве, являющаяся функционально-системным подходом, выявляющим причинно-следственные связи, скрытые зависимости. Особенностью реализации технологии ТРИЗ является применение её для самостоятельной работы младших школьников. Самостоятельная работа имеет особое значение в саморегуляции школьников, их творческих возможностей, поэтому является главным способом воспитания самостоятельности. Самостоятельная работа может вызывать у учащихся серьёзные затруднения, потому что требует не только умственной, но и эмоциональной нагрузки, порождая этим множество неожиданных вопросов, переживаний и сомнений, а это является почвой для нахождения выхода из проблемной ситуации, что лежит в основе идеи ТРИЗ технологии [5, 6].
Применение технологии ТРИЗ и краеведческого материала во взаимодействии позволяет сделать урок математики наиболее эффективным для развития творческого потенциала младших школьников. Включение в образование интеграционных механизмов соединения разных учебных дисциплин, научных и творческих практик [9, 10] способствует формированию у ребенка целостной картины мира и достижению метапредметных результатов [11].
Конспект урока построен на основе интеграции трёх научных областей: математики, окружающего мира, истории. Использование исторических сведений на уроках математики способствует формированию нравственных и патриотических чувств у младших школьников [4, 8]. Учет при отборе содержания регионального компонента, т.е. использование краеведческого материала – всевозможных сведений, относящихся непосредственно к региону проживания учащихся, усиливает воспитательный эффект урока [3]. При привлечении краеведческого материала для освоения математического содержания (формирования математических понятий, выполнения вычислений, знакомства со стандартными и нестандартными задачами и пр.) у младших школьников «укрепляется привязанность к родному краю».
Таким образом, в основу разработки интегрированного урока математики для 4 класса по УМК «Гармония» [2] нами были положены сведения географического и исторического характера о Калужском крае [7], которые позволяют показать эффективность использования технологии ТРИЗ в совокупности с краеведческими данными.
Тема: Решение задач с различными величинами (длина, масса, время, площадь).
Тип урока: урок закрепления и развития знаний умений и навыков (интегрирование с окружающим миром, краеведением).
Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний и способов действий учащихся о величинах (длина, масса, время, площадь), а именно: чтение и запись величин, используя основные единицы величин и соотношения между ними; сравнение названных величин; выполнение арифметических действий с этими величинами; выбор единиц измерения данной величины (длины, массы, времени, площади); объяснение своих действий.
Оборудование: учебник 4 класс 2 часть УМК «Гармония» (Н.Б. Истомина), презентация, проектор, карточки, видеоролик о г. Калуга (https://www.youtube.com/watch?v=MExAXqn8D0E)
Ход урока:
Блок 1 (Обеспечивает мотивацию учащихся к занятию и развитию их любознательности)
У.:Добрый день, ребята! Наш сегодняшний урок я начну со слов известного русского математика Сергея Львовича Соболева, который жил в 20 веке и прославился как один из первых математиков, кто понял особую важность и необходимость быстрейшего развития в нашей стране вычислительной математики и кибернетики.
И радость творчества, и источник сил найдут для себя в царстве математики все, кто будет строить её здание.
У.: Как вы понимаете эти слова? (Дети высказывают свои предположения)
Чтение отрывка стихотворения о г. Калуге (автор: Алексей Золотин)
У.: Как вы думаете, могут ли краеведческие данные о городе помочь нам в изучении математики? (Да)
У.: Хотите сами в этом убедиться? (Да) Запишите число, в котором 1 тыс., 3 сот., 7 дес., 1 ед. (1371)
У.: Как вы думаете, какое отношение это число имеет к г. Калуга? (Это год основания города)
Просмотр видеоролика о Калуге.
У.: Калуга в письменных источниках впервые упоминается в 1371 г. Город начинал свою жизнь как крепость на высоком левом берегу реки Оки. Сюда с трёх сторон сходились водные пути, что сыграло важную роль в развитии города как торгового центра. С ростом и укреплением Московского государства Калуга превращается в важную военную крепость, входившую в систему береговой обороны Московии по рекам Ока и Угра.
А что вам известно об истории города, в котором вы живёте? (Ответы учеников)
У.: Молодцы. Наш урок сегодня будет не совсем обычный. Мы с вами отправимся в математическое путешествие по нашему родному городу.
Переверните карточки и попытайтесь назвать тему нашего урока.
Карточки с цифрами
1 |
3 |
7 |
1 |
ве |
ли |
чи |
на |
У.:С какими величинами вы уже знакомы? (Длина, масса, время, площадь.)
У.: Что такое длина? (Длина – это расстояние между двумя точками.)
У.:Какие реки Калужского края вам известны? (Дети называют.). А вы знаете, что вторая по длине река, которая протекает в Калужской области – это река Угра. Её протяжённость равна 399 км (Учитель показывает реку на карте). Кто скажет, что такое масса? (Масса – это величина, характеризующая тяжесть предмета.)
У.: Молодцы. А вы знаете, сколько весит ракета «Восток», которая находится около Музея Космонавтики? (Дети затрудняются).
У.: Масса ракеты «Восток», которую мы можем увидеть около Музея Космонавтики, равна 140 тоннам. Примерно столько весят 17 африканских слонов. Теперь поговорим о времени. Что такое время? (Время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо.)
У.: Верно. Стояние на реке Угре продолжалось с 8 октября по 11 ноября 1480 г., а это целых 840 часов. Сколько это суток? (35). Теперь вспомним, что такое площадь? (Площадь – это величина, которая показывает, сколько места занимает фигура на плоскости)
У.: Подумайте, какую площадь занимает наш город. Предположите, в каких единицах измерения легче представить площадь Калуги? (Ответы детей)
У.: Площадь г. Калуги 168 км². Как вы думаете, почему мы с вами вспомнили определения этих величин? (Чтобы тренироваться в выполнении заданий с этими величинами)
Блок 2 Содержательная часть (Содержит программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста)
У.: Мы уже с вами составляли кластер ранее. Кто напомнит, что такое кластер и зачем его составляют? (Это графически выделенные и систематизированные знания)
У.:Назовите единицы длины /массы / времени / площади?
1. Составление кластера на экране и в тетрадях
Учитель отображает ответы детей в виде кластера на экране. Дети записывают этот кластер в тетради.
У.: Теперь вы точно готовы к путешествию по нашему любимому городу − г. Калуге. В путешествии мы узнаем о городе, а величины будут хорошими помощниками.
2. «Зарядка для ума» (ТРИЗ)
У.: Для путешествия нужно много сил. Давайте сначала сделаем «зарядку для ума».
Сколько лет г. Калуга мы будем отмечать в 2021 г.? (650 лет). А как вы это узнали? (дети объясняют свои вычисления).
У.: В каком году г. Калуга будет отмечать своё 705-летие? (В 2076 г.) Объясните свой ответ.
У.: А теперь пусть каждый из вас придумает свою «зарядку для ума» на основе краеведческих данных о нашем городе. Можете использовать следующие данные: протяжённость ул. Академика Королёва 592 м, протяжённость улицы 8 280 000 мм; памятник 600-летию г. Калуги был возведён в 1977 г., возле него хранится бронзовая капсула, оставленная потомкам, которую должны открыть в 2071 г.
3. Лжезагадка (ТРИЗ)
У.: Подъезжая к Калуге, издалека можно увидеть р. Оку. Она как бы встречает гостей и жителей г. Калуга своим величественным гордым видом. Длина реки Оки 1 500 000 м. С берегов Оки открывается прекрасный вид на парк культуры и отдыха, там же расположен высокий собор. Были времена, когда весной во время разлива Оки вода доходила до него. Высота Свято-Троицкого кафедрального собора 7800 см.
Мы назвали единицы измерения для массы или площади? (Это единицы измерения длины)
У.: Выразите длину Оки (1 500 000 м) в км? (1500 км). Как вы получили этот ответ? (Мы знаем, что в 1 км – 1000 м, поэтому мы 15 00 000 разделили на 1000)
У.: А теперь переведите высоту собора (7800 см) в дм, м? (780 дм, 78 м)
У.: Предлагаю вам придумать свои лжезагадки не только на основе математических данных, а на основе своих краеведческих знаний о нашем городе (Ответы детей)
4. Тайна имени. Работа в парах
Этот человек стал знаменитым во второй половине 20 века. Наш город он впервые посетил 13 июня 1961 г. Историки отмечают, что это был его первый официальный визит. Именно в тот день для нашего города произошло знаменательное событие, так как этот человек заложил камень в основание одного из музеев в г. Калуги. Перед тем, как это сделать, он достал из кармана монету номиналом 5 руб. и положил её под будущий фундамент. Строительство музея началось через 3 года. Убрав камень, строители достали ту самую монету, и теперь она хранится в фондах Музея космонавтики. Там же имеется и другая реликвия – это планшетка космонавта, на которой он делал свои записи карандашом во время космической экспедиции.
Узнать фамилию этого выдающегося человека нам поможет математика. Расположите величины в порядке убывания. Если вы правильно расположили величины, то, перевернув карточки, сможете её прочитать.
Карточки с величинами
1 год |
6 сут |
120 ч |
15 ч |
3 ч 5 мин |
183 мин |
3600сек |
Г |
А |
Г |
А |
Р |
И |
Н |
Второй визит Юрия Гагарина состоялся 24 мая 1964 г. в Мемориальный Дом-музей К.Э. Циолковского. Этот музей он посетил со своей женой и друзьями. После своего неофициального визита, он оставил отзыв в Книге почётных посетителей. Послушайте внимательно фрагмент из этого отзыва: «Для нас, космонавтов, пророческие слова Циолковского об освоении космоса всегда будут программными, всегда будут звать вперёд». А можем ли мы эти слова применить к изучению математики? (Ответы детей)
Блок 3 Психологическая разгрузка (Обеспечивает психологическую разгрузку для «отдыха мозга»)
У.: Давайте сделаем паузу в нашем путешествии и проведём физкультминутку.
Учащиеся встают из-за парты и руками показывают заданные направления.
1. У нас в городе все улицы, как прямые линии.
(Руки разводят в стороны)
2. Улицы от центра города ведут в сторону реки Оки.
(Руки переводят в положение перед собой)
3. Улицы пересекаются под прямым углом.
(Показывают руками прямой угол)
4. Площадь Победы представляет развёрнутый угол с круговыми площадями. (Руки на ширине плеч и круговые вращения кистями)
5. Улица Кирова похожа на «гантелю» (от площади Победы до сквера Мира) (Сгибания и подъём рук с «гантелями)
Блок 4 Головоломка (ТРИЗ) (Представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты)
1. Разгадывание кроссворда
У.: Вам предстоит разгадать кроссворд и узнать, какого самозванца калужане приняли за царя в 17 веке.
(Все слова вписываются по горизонтали)
1. 7 дней.
3.10 мм = 1…
4. Самая маленькая единица времени.
5.
6. Длина вытянутой руки от плеча до конца пальцев.
7. Единица времени, в 60 раз меньше часа
8. Отрезок длиной 100 см
9. Меньше в десять раз, чем метр.
У.: Верно. Этот самозванец и есть Лжедмитрий. В истории были две личности, которые получили прозвище Лжедмитрий. В г. Калуге был Лжедмитрий 2. В то время правительство ничего не знало о происхождении самозванца и дало ему клички «вор» и «Калужский царёк».
Блок 5 Компьютерная интеллектуальная разминка (Обеспечивает самостоятельную работу: выполнение теста «Преобразование величин с опорой на систему знаний)
1. В каких единицах можно выразить площадь Победы?
а) в см
б) в м
в) в м2
2. Какой знак пропущен: 400 дм2...8м2
а) >
б) <
в) =
3. Коля дошёл от дома до сквера Волкова за 1 мин. 40 сек, Максим – за 140 сек., а Толя – за 110 сек. Кто из них дошёл до сквера самый первый?
а) Толя
б) Максим
в) Коля
4. Выбери две пары величин, которые можно сравнить.
а) 47 км и 6300 м
б) 58 дм2 и 16 м2
в) 11 кг и 82 км
5. Высота калужской глиняной игрушки-бабы равна 14 см. Какова её длина в миллиметрах?
а) 104 мм
б) 140 мм
в) 1 400 мм
Результат проверки ребята получают сразу (сверяются с эталоном)
Блок 6 Резюме (ТРИЗ) (Обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку самого урока)
У.: Какой вопрос мы ставили в начале урока? (Могут ли краеведческие данные о городе помочь нам в обучении математике)
У.: Как теперь вы на него ответите? (Да, могут)
Интерес: Что интересного было на уроке? (Было интересно узнавать историю нашего города, необычные факты, связанные с ним)
Творчество: Какие творческие работы вы выполняли? (Мы сами придумывали разминки для ума, лжезагадки, составляли кластер, разгадывали кроссворд)
Обучение: Какие математические знания вы сегодня применяли и закрепляли при выполнении заданий? (Мы повторили определения величин (длина, масса, время, площадь), единицы их измерения; вспомнили, как записываются единицы измерения, сравнивали их, выполняли арифметические действия с этими величинами и объясняли свои действия.
Главное: Что сегодняшний урок принёс мне?
Блок 7 Домашнее задание (творческого характера)
У.: Я предлагаю вам самостоятельно составить задачу на основе краеведческих данных.
Таким образом, разработанный материал конспекта урока математики в 4-м классе демонстрирует возможность использования ТРИЗ-технологии для развития творческого потенциала младших школьников. Включение в содержание урока краеведческого материала позволяет учащимся не только узнать интересные исторические сведения о своём крае, но и самостоятельно составить интересные математические задания на основе краеведческих данных.
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. − Москва, 2013.
2. Истомина Н.Б. Учебник математики 4 класс 2 часть УМК «Гармония»: [Электронный ресурс]. Мск., 2017.URL: https://znayka.pw/uchebniki/4-klass/matematika-4-klass-uchebnik-chast-2-istomina-n-b/
3. Павлова О.А. Использование регионального материала при решении воспитательных задач средствами истории математики // Математика в школе. − 2017. − № 4. − С. 2.
4. Павлова О.А. Нравственное воспитание учащихся в процессе предметного обучения (на примере уроков математики) // Воспитание школьников. − 2016. − № 4. − С. 35-43.
5. Рубцова Е.С., Гущина Н.А. Игры по ТРИЗ как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста// Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Серия: Психолого-педагогические науки. Калуга: Издательство КГУ имени К.Э. Циолковского, 2020. – 547 с. ISBN 978-5-88725-571-2
6. Рубцова Е.С., Чиркова Н.И. Самостоятельная работа на уроке математики как возможность «маленьких» открытий младшими школьниками [Электронный ресурс] / Журнал педагогических исследований. − Т. 4. − №4. − 2019. − С. 45–49. Режим доступа: https://naukaru.ru/ru/nauka/issue/1948/view
7. Стрельцов И.А. Краеведение в сфере культуры и искусства: материалы XVI научно-практической конференции, К.: Эйдос, 2019. − 374 с.
8. Чиркова Н.И. Воспитательный потенциал исторического материала на уроках математики. // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского Материалы докладов психолого-педагогических секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. "Психолого-педагогические науки". − 2017. − С. 105− 111.
9. Чиркова Н.И. Развитие учебной самостоятельности младших школьников посредством проектно-исследовательских математических заданий (на примере темы "Величины и их измерение") // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. − 2020. − № 3. − С. 113− 123. DOI: 10.18384/2310-7219-2020-3-113-123
10. Чиркова Н.И., Барабанова А.В., Коноваленко Д.А. Интегрированный подход к формированию геометрических представлений у младших школьников // Педагогика. Вопросы теории и практики. − 2019. − Т. 4. − № 2. − С. 33−37.
11. Чиркова Н.И., Зиновьева В.Н. Интегрированный подход к формированию метапредметных результатов у младших школьников // Вестник Калужского университета. − 2018. − № 1. − С. 118-121.