В статье рассматриваются возможности образовательной робототехники как инструмента формирования мировоззрения школьника. Особое внимание уделяется системе ценностей ребенка, отвечающих запросу стратегии воспитания, а также рассматривается потенциал робототехники в развитии ученика.
робототехника, дополнительное образование, система ценностей, мировоззрение, мотивация
В соответствии со «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» одним из приоритетов государственной политики является «создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности», «формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития…» [7]. Иными словами, политика государства предполагает направленность на формирование у подрастающего поколения определенного типа мировоззрения. При этом, в сфере образования предполагается «внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания…» [7] как в основной школе, так и в сфере дополнительного образования.
Анализируя работы Андросовой Ю.В. [1], Кривцовой С.В. [2], Морева А.В. [4], Узденовой Л.Х. [6] можно сделать вывод, что существует проблема формирования личности, у которой преобладают вышеуказанные ценности. Эта проблема, в первую очередь, заключается в изменении самой системы ценностей ребенка.
Корни изменения системы ценностей и, как следствие, преобладающей ноты мировоззрения, кроются в различных жизненных сферах. Обратимся к семье, как основному институту формирования личности. Если заглянуть на несколько десятилетий в прошлое, Я. Корчак в своей работе «Как любить ребенка» уже на первых страницах ввел читателя в нежный мир маленького человека, мир, в котором маленькому человеку-ребенку словно нет места. Стул слишком высокий, чтобы на него залезть, ручка двери очень тугая и дверь не открыть, у ребенка нет поистине своих вещей – все ему было куплено или подарено, он не вправе ими целиком распоряжаться. В работе Андросовой Ю.В. [1], почти сто лет спустя выхода книги великого педагога, совсем другая картина – родитель всецело старается компенсировать несправедливость мира к ребенку, выполняя все его сегодняшние желания и, даже больше – предугадывая, что он захочет завтра. Желания не успевают стать мечтой, не давая прожить остроту жизни. Кроме того, ребенок сегодня живет в очень комфортном мире − не нужно работать от зари и до зари ради выживания, дома тепло и светло, электронное общение заменило реальное. В отличие от сегодняшних взрослых, маленький ребенок не гуляет на улице и не имеет опыта ролевых игр, но имеет большой опыт онлайн трансляций, разнообразных интернет-каналов и видео разной тематики. Жизнь начинает казаться захватывающим приключением, без серьезных последствий. Современный ритм сводит на нет и живое общение в семье. Занятый необходимостью обеспечения жизненных потребностей, родитель часто забывает о пользе простой беседы. Высококомфортабельная жизнь, наличие всего необходимого и даже больше, низкий уровень живого общения и, в том числе, живого общения с родителями, приводит к притуплению остроты жизни и, как следствие, потере смысла ценности личностного развития. В этом кроется и низкая мотивация к обучению, и невысокая популярность развития, не приводящая к заработку. Как практикующий педагог, хочу добавить, что в большинстве своем в семье, и уже не первый год, предполагают, что должны ребенка держать в тепле и чистоте, одетым и обутым. А вот обучать, воспитывать – это все функция школы.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод об актуальности целенаправленного формирования мировоззрения школьника посредством воспитательной работы школы, средствами программы естественно-научного направления, а также средствами дополнительного образования.
Остановимся более подробно на том, что будем понимать под мировоззрением.
Мировоззрение − это система человеческих представлений и знаний о мире и о месте человека в мире, выраженная в ценностных установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природной и социальной действительности [3].
Различают стихийное и осознанное мировоззрение.
Под стихийным мировоззрением будем понимать мировоззрение, сформированное на основе обыденного опыта, под влиянием окружающей среды и повседневной жизни. В отличие от стихийного, осознанное мировоззрение формируется посредством целенаправленной рациональной деятельности, которая направлена на понимание окружающего мира.
Мы будем говорить именно о формировании осознанного мировоззрения средствами образовательной робототехники.
Занятия по образовательной робототехнике начинаются в критическом для учащихся возрасте: 10-11 лет, что совпадает с переходом учеников в пятый класс. В этот период появляется большое количество новых предметов, предполагая развитие более ответственного отношения к обучению в школе. Но на практике не все ученики и, в том числе, их родители имеют достаточный потенциал, чтобы принять новый опыт, оставаясь на прежних позициях качества обучения. Дальше больше – в седьмом классе, время, когда переход в среднее звено школы уже кажется успешно пережитым прошлым, прибавляется три фактически новых предмета – алгебра, геометрия и физика. И, тогда как опытный учитель математики может сгладить переход на раздвоение предмета путем грамотной пропедевтики, теоретические вопросы физики для многих учащихся становятся непреодолимыми. Седьмой класс становится точкой перегиба, в которой смешивается и усталость родителей от воспитательного процесса, и потеря ценностных смыслов учеником, и накопившаяся неуспешность в школе. Такой опыт приводит к логичному вопросу – что позволит заранее укрепить то, что может в будущем дать трещину? Ответом на этот вопрос станет использование возможностей дополнительного образования практической физической направленности – ресурсы образовательной робототехники.
Раскроем этот вопрос более подробно. На занятиях по робототехнике:
− конструируют по образцу с использованием наборов LEGO;
− конструируют с целью выполнения задач кейса самостоятельно (например, на одинаковых наборах собрать более сильную установку с использованием знаний о редукторных схемах – ранее изучение физики на практике, конструируют из одинаковых наборов с целью собрать более быструю установку – с использованием знаний о мультипликаторах);
− презентуют полученные конструкции;
− работают в малых группах;
− выполняют записи алгоритмов выполнения действий для прибора;
− на основании алгоритмов прописывают несложные программы;
− решают кейсы, полученные на основании вытягивающей модели обучения.
Кроме очевидного живого общения на занятиях, пропедевтики изучения физики (в результате, физика в седьмом классе становится теорией, объясняющей уже известные и не раз наблюдаемые практические факты), робототехника несет в себе ценностный потенциал. В. Франкл выделяет три категории ценностей [1], [5]. Первая категория – это ценности переживания, которые позволяют согреть сердце, наслаждаясь и играя. Робототехника − это не только занятия в школе, но и выход на очень красивые, зрелищные соревнования (и чем дольше сам учитель занимается этим предметом, тем больше соревнований он берет для участия с детьми), это ответственность перед собой, командой и учителем за результат своей деятельности. При этом, при реализации кейса или проекта, сам ученик решает, как и что ему делать. Ранее было сказано об использовании вытягивающей модели обучения. Эта модель довольно популярна в высших учебных заведениях за рубежом и предполагает очень высокую долю самостоятельности ученика, его личный выбор − сколько учить, когда и как – то же и в кейсах по робототехнике. Такую модель довольно трудно применить в общеобразовательной школе, даже на внешне творческих уроках в школе весь процесс заключен в необходимость приобрести знания определенного толка и показать определенный результат качества. Прибавляем сюда перегруженность программы, большую загруженность класса в городских школах – более тридцати человек, а также частое уплотнение программы по независящим от школы и учителя обстоятельств. Это позволяет сделать вывод о слабой возможности использования вытягивающей модели обучения в массовой школе, но большом ее потенциале в дополнительном образовании. При этом, основываясь на производственных мощностях нашего региона, образовательная робототехника как нельзя кстати вписывается в общую идею развития Калужской области. Такой подход не просто позволяет переживать учащимся положительные эмоции от занятий, но и вплетать себя во взрослый мир, ощущая себя частью сообщества IT-технологий.
Вторая категория по В. Франклу включает в себя творческие ценности. Любая конструкция, разработанная на занятии – это продукт, внешнее проявление творческой и конструкторской мысли ребенка и группы, в которой он работал. Одно из первых занятий – знакомство с конструктором и мотивация к необходимости целенаправленного изучения конструирования с использованием законов физики – заключается в решении задачи построить самую высокую башню с использованием любых деталей Лего, но при этом ее нельзя придерживать или прислонять. Уже на этом занятии ученик отдает в реальный мир часть своего жизненного опыта, часть себя – и видит продукт своей жизнедеятельности. Вроде несложное задание, но выполнить все это и победить довольно непросто, и уже тут каждый член группы – создатель чего-то стоящего для себя и команды, чего-то нужного.
Третья категория – ценностные установки. Возраст 4-5 класса – именно тот период, когда в работе и соревновании проявляются упрямство духа, целеустремленность, умение слушать и слышать товарища [1].
Таким образом, введение образовательной робототехники позволяет вести очень глубокую работу по формированию осознанного мировоззрения с точки зрения ценностных установок личности и понимания сущности природной и социальной действительности. При этом, важно отметить, что речь идет не столько о ситуативной успешности, сколько о формировании крепкого фундамента для последующей надстройки научного мировоззрения при переходе в старшие классы и обучения в средних и высших учебных заведениях, что отвечает запросу Стратегии развития воспитания.
1. Андросова Ю.В. Ценности и их место в структуре мировоззрения современного учителя и ученика // Самарский научный вестник. − 2014. − №4(9).
2. Кривцова С.В. Школа может помочь подрастающему поколению преодолеть кризис смысла? // Воспитательная работа в школе. − Москва: Народное образование. − 2013. − №4.
3. Магомедова Е.В., Остапенко Е.А. Мировоззренческое самоопределение молодежи – важнейшая проблема современного Российского образования//АНИ: Педагогика и психология. − 2016. − Т. 5. − №2(15).
4. Морев А.В. Формирование компонентов технической культуры на занятиях по робототехнике в дополнительном образовании детей. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. №6.
5. Ревушкина М.Б. Представление о ценностях в учениях Франкла // Вестник Томского государственного университета. − 2015. − №2(30).
6. Узденова Л.Х. Факторы формирования научного мировоззрения учащихся общеобразовательных школ // Современные проблемы науки и образования. − 2016. − №1.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс] // https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html