, Россия
УДК 15 Психология
Раскрывается актуальность изучения творческих способностей сотрудников оперативных подразделений МВД России и проявлений этих способностей. С опорой на теоретические подходы приводится авторское определение творческих способностей сотрудников. Приводится сравнительный анализ творческих способностей оперативных сотрудников и слушателей выпускного курса (обучающихся по специализации оперативно-розыскная деятельность), согласно которому творческие способности сотрудников отличается широтой и комплексным характером, тогда как слушатели выпускного курса отличаются дефицитарностью творческих способностей. В результате применения математико-статистической обработки выявлены и раскрыты факторы, входящие в структуру творческого потенциала слушателей (личностной креативности, интеллектуально-личностного потенциала, адаптивности, самоактуализации-жизнестойкости, экзистенциональной исполненности). Представлены типы личности слушателей, отличающиеся творческим потенциалом (стратегический, тактический, сенситивный), а также их описание. Делается вывод о том, что творческие способности сотрудников оперативных подразделений интегрируются и индивидуализируются в процессе решения сложных оперативно-служебных задач (индивидуальных и коллективных) за счёт согласованного проявления логики, тонкой чувствительности и интуиции в экстремальных условиях и ситуациях неопределённости.
сотрудники оперативных подразделений МВД России, слушатели образовательных организаций МВД России, оперативно-розыскная деятельность, творческие способности, сложные оперативно-служебные задачи, проявления творческих способностей
Актуальность. В современных условиях непредсказуемости, нестандартности и провокационности противоправных действий граждан, сотрудники оперативных подразделений МВД России должны отличаться способностью быстро обнаруживать новые и эффективные способы решения возникающих проблем, разрабатывать и реализовывать неординарные модели и идеи, импровизировать и наиболее полно раскрывать свой творческий потенциал. Вполне возможно, что на рабочих местах к сотрудникам не предъявляют требований «быть креативными», однако в любом случае подразумевают это. В пользу данного утверждения говорит и тот факт, что ещё в 1916 году новый Министр внутренних дел России, А.Д. Протопопов заявлял, что полиции нужны люди умные и толковые, «обученные видеть своего противника насквозь, знать, как с ним разбираться». Те же, кто занимается исключительно армейской шагистикой, а не гимнастикой ума, просто не в состоянии раскрывать общеопасные преступления [3].
Постановка проблемы. Специалисты в области психологии юридического труда относят оперативно-розыскную деятельность к разряду «сложных», творческих и многогранных, а также указывают некоторые составляющие творческих способностей сотрудников оперативных подразделений: творческий подход, находчивость, оригинальность и сообразительность [10, С. 78]; познавательная активность и работоспособность, гибкое, творческое мышление [1, С. 13]; речевая находчивость, способность располагать к себе людей, вызывать у них чувство доверия [6, С. 46]; способность к ролевому перевоплощению [8, С. 94]; артистические способности [7, С. 53] и др. При этом проблема творческих способностей сотрудников оперативных подразделений и их проявлений не становилась объектом комплексного научного исследования.
Обобщение проанализированных научных работ и теоретических подходов в психологии позволило сформулировать следующее авторское определение. Творческие способности сотрудников оперативных подразделений МВД России – это вид профессиональных способностей, направленных на создание оперативно-информационной модели тактической ситуации, события, поведения людей и общения с ними, и позволяющих раскрыть преступление за счёт высокой мотивации достижения и взаимодействия в служебном коллективе, согласованного логики и интуиции, воображения, эмоций и ёмкой памяти, имплицитной и эксплицитной системы знаний, рефлексии собственного опыта и деятельности. Творческие (интеллектуальные, коммуникативные, организаторские, социальные) способности сотрудников оперативных подразделений проявляются на личностном уровне, в индивидуальной и коллективной оперативно-розыскной деятельности, межличностном общении.
Методика исследования. В проводимом научном исследовании использовались эмпирические методы (беседа, контент- и психологический анализ биографий, профессиональной деятельности знаменитых и успешных сыщиков и оперативников, тестирование, метод экспертной оценки), а также методы математико-статистической обработки полученных результатов. Для изучения творческих способностей сотрудников и слушателей использовались следующие методики: опросник имплицидных теорий креативности (Е.М. Павлова); стандартизированная русскоязычная версия опросника «Шкала экзистенции» (А. Лэнгле, К. Орглер); опросник для определения типов мышления и уровня креативности (Г.С. Никифоров и др.); методика диагностики жизнестойкости (С. Мадди, адаптирована Д.А. Леонтьевым); тест «Диагностика личностной креативности» (Е. Торренс, адаптирован Е.Е. Туник); новый опросник толерантности к неопределенности (Т.В. Корнилова); опросник социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд, адаптирован А.К. Осницким); самоактуализационный тест (Э. Шостром, адаптирован Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозманом, М.В. Загика, М.В. Крозом).
Результаты эксперимента и обсуждение результатов.
Проведённый в рамках диссертационного исследования психологический и контент-анализ биографий и описаний великих и успешных сыщиков прошлого и настоящего показал, что вне зависимости от стажа или опыта работы, исторического этапа, народной известности или ошеломляющих успехов, сотрудники проявляют творческие способности, близкие по описанию. Творческие способности сотрудников проявляются как индивидуально, так и в составе служебного коллектива или оперативной группы, а в процессе накопления профессионального опыта интегрируются и специализируются, входя в состав индивидуального стиля деятельности. В качестве примера сошлёмся на образец виртуозного оперативного внедрения, произошедшего в середине XIX века. Руководитель внутреннего подотдела специального отдела по борьбе с фальшивомонетничеством Б.С. Безсонов, опиравшийся исключительно на собственный профессиональный опыт и интуицию, для разоблачения одной преступной группы из числа старообрядцев перевоплотился в странника. С посохом и котомкой в руках, в потрёпанной и запыленной одежде сыщик пешком отправился из Нижнего Новгорода в Сергачский уезд, где по слухам находился скит банды. Дельцы приняли незнакомца настороженно, однако игра Безсонова была настолько убедительна, что фальшивомонетчики не устояли от его предложения: направиться в северную столицу, чтобы торговать своими дубликатами. Благодаря сыщику вся шайка была успешно задержана в Петербурге [9]. Другой пример имеет отношение к проявлению творческих способностей на коллективном уровне. В сентябре 1988 года колоссальные ресурсы уголовного розыска были направлены на беспрецедентное убийство в Липецке: преступник убил и расчленил 7-летнюю девочку, а останки отнёс в камеру хранения. Больше месяца бригада безрезультатно обшаривала чердаки и подвалы. Единственной зацепкой было то, что у жертвы не хватало внутренних органов. Оперативники выдвинули необычную версию: возможно, преступник не захоронил и органы, а избавился от них путём использования канализации. Жалобы на засор, поступившие из дома, в котором жила жертва, только усилили подозрения сыскарей. С трудом получив разрешение на обыск и демонтаж всей сантехники многоэтажного дома (по 11 квартир на каждом этаже), сыщики смогли обнаружить улики, указавшие на убийцу. Мужчину приговорили к смертной казни [5].
Для проведения сравнительного анализа проявления творческих способностей были использованы две выборки сотрудников: 100 сотрудников оперативных подразделений МВД России (стаж от 5 до 10 лет) и 139 слушателей 5 курса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, обучающихся по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (специализация – оперативно-розыскная деятельность), находящихся на этапе профессионального становления. Выбор слушателей обусловлен тем, что они обладают определенным уровнем развития профессиональных компетенций и творческим потенциалом благодаря: реализации практико-ориентированного подхода в образовательной деятельности и проведения занятий в специализированных классах и полигонах; прохождению учебных и производственной практик в оперативных подразделениях МВД России; непосредственному взаимодействию с опытными оперативными сотрудниками в период прохождения практик. Весомый вклад в развитие творческих способностей слушателей вносит и служебная деятельность. Речь идёт о решении слушателями сложных задач (интеллектуальных, коммуникативных, организационных, социальных) во время несения службы в наряде, а также охраны общественного порядка и участия в досмотровых мероприятиях (на выборах различного уровня в г. Москве в период 2017-2019 гг., Чемпионате мира по футболу FIFA-2018, выборах президента России в
Результаты сравнительного анализа (с помощью критерия U Манна-Уитни) показали, что имеются статистически значимые различия по целому комплексу проявлений творческих способностей сотрудников и слушателей. У сотрудников оперативных подразделений по сравнению со слушателями значимо выше оказались проявления:
- интеллектуальных творческих способностей на личностном уровне – по шкале креативности (p=0,000015) как показателя выраженности творческой направленности личности и шкале познавательных потребностей (p=0,000015) как показателя выраженности стремления к приобретению и расширению знаний; фактора «Сложности» (p=0,000663), т.е. ориентации и интереса к сложным вещам и идеям, трудным задачам, их изучению и настойчивому решению; предметного и знакового мышления (соответственно p=0,000015 и p=0,030309), благодаря которым оперативники преобразовывают информацию, создают новые конструкции с помощью предметных действий, умозаключений и высказывают мысли;
- коммуникативных и социальных творческих способностей – по шкале «Гибкость поведения» (p=0,000015), т.е. гибкости сотрудников в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с подозреваемыми, гражданами, коллегами и др. лицами, способности быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся оперативную ситуацию и экстремальные условия; шкале «Контактность» (p=0,000015) – способности к быстрому установлению глубоких, тесных и эмоционально насыщенных контактов с людьми; шкале «Межличностная интолерантность» (p=0,000014) – стремлении к ясности и контролю в межличностных отношениях;
- организаторских творческих способностей и способностей в составе коллектива/оперативной группы – по шкале «Внутренний контроль» (p=0,025357), т.е. способности управлять собой, принятие ответственности на себя, не снижая ожиданий после множественных неудач и сохраняя ощущение контроля над окружающей средой; шкале «Склонность к риску» (p=0,000015), т.е. постановки перед собой высоких целей и стремлении их осуществить, несмотря на возможности ошибок и провалов; отстаивании своих идей, не обращая внимания на реакцию других; предпочтении к риску, чтобы узнать, что из этого получится; сочетанием шкал «Доминирование» и «Ведомость» (p=0,000015) – стремление к лидерству, руководству в решении задач и одновременно быть подчиненным, выполнять поставленные оперативно-розыскные задачи.
Респонденты-слушатели выпускного курса, обучающиеся по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (специализация – оперативно-розыскная деятельность) значимо отличаются от сотрудников оперативных подразделений проявлениями:
- интеллектуальных творческих способностей – на личностном уровне – по шкале «Принятие себя» (p=0,000084) – одобрением себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивна самооценка; по шкале «Контроль» (p=0,018987) – убеждённостью в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, даже если успех не гарантирован; по шкале «Эмоциональный комфорт» (p=0,028453) – преобладанием положительный эмоций в жизни. На уровне субъективной оценки своей жизни – по шкале «Самодистанцирование» (p=0,000015) – способностью воспринимать ситуацию, размышлять над ней и трезво видеть данности ситуации;
- коммуникативных и социальных творческих способностей – по шкале «Самотрансценденция» (p=0,000015) – способностью чувствовать близость к чему-либо/кому-либо и сочувствовать, эмоционально откликаться;
- организаторских творческих способностей и способностей в составе коллектива/оперативной группы – по шкале «Ответственность» (p=0,000015) – способностью доводить до конца решения, принятые на основании личных ценностей; по шкале «Свобода» (p=0,000013) – способностью находить реальные возможности действия, создавать иерархию этих действий в соответствии с их ценностью и таким образом приходить к персонально обоснованному решению.
Очевидно, что наличие у сотрудников оперативных подразделений практического опыта способствовало развитию у них широкого спектра творческих способностей, необходимых для решения возникающих задач (индивидуальных и коллективных) и обеспечения эффективности оперативно-служебной деятельности, в т.ч. различных её сторон: познавательно-прогностической, коммуникативной, организационной, социальной. Ограниченность подобного опыта оперативно-розыскной деятельности у слушателей выпускного курса создает некоторую дефицитарность творческих способностей, что вызывает необходимость проведения дополнительной психологической работы на этапе профессионального обучения. Назначение выпускника по окончании образовательной организации на должность и выполнение должностных обязанностей оперативка выступят основой для раскрытия творческого потенциала и проявления творческих способностей в оперативно-служебной деятельности.
Применение факторного анализа к результатам тестирования слушателей позволило выделить факторы: 1) личностной креативности, в которую входит с положительным весом любознательность, сложность, воображение, символическое мышление, знаковое мышлении, образное мышление, склонность к риску, контроль; 2) интеллектуально-личностного потенциала, в который входит с положительным весом оригинальность, интеллектуально-личностный потенциал, новизна, деятельность; 3) адаптивности, включающей с положительным весом – адаптивность, принятие себя, эмоциональный комфорт, внутренний контроль, доминирование; с отрицательным весом – внешний контроль; 4) самоактуализации-жизнестойкости, который включает с положительным весом вовлечённость, контроль, принятие риска, жизнестойкость, ценностные ориентации, гибкость поведения, самоуважение, креативность; 5) экзистенциональной исполненности, в который входят: с положительным весом – самотранцендентность, самодистанцирование, свобода; с отрицательным весом – дезадаптивность, непринятие себя, непринятие других, эскапизм.
При помощи кластерного анализа группа респондентов-слушателей была классифицирована на три типа личности, отличающихся творческим потенциалом. «Стратегический тип», который отличается самыми высокими показателями воображения, символического, образного и знакового мышления, а также креативностью. Для них характерны самые низкие показатели дезадаптации, непринятия себя и других, эмоционального дискомфорта, ведомости и эскапизма. За счёт логики и рефлексивного стиля реагирования на ситуации они максимально включаются в действительность, способны просчитывать наперёд все доступные варианты изменяющейся ситуации. «Тактический тип», который отличается креативностью, вовлечённостью, высокой жизнестойкостью, гибкостью поведения и высоким уровнем контроля, способны к принятию риска, непринятию себя и склонны к внешнему контролю. Они характеризуются развитым чувством самоуважения, а также наличием ценностных ориентаций, экзистенциальной исполненности. Осознавая трудность и опасность службы, могут принимать интуитивные, спонтанные решения для достижения задуманного. «Сенситивный тип», который отличаются высоким символическим, знаковым и образным мышлением, ярко выраженной любознательностью, высоким уровнем принятия других, а также более гибким поведением и высокой контактностью, межличностной интолерантностью, низкой адаптивностью и низким уровнем принятия себя, слабым внутренним контролем. Они не склонны к доминированию, но при этом интолерантны к неопределённости. У них более низкие ощущение свободы, экзистенциальная исполненность, эмоциональный комфорт, контроль, принятие риска, жизнестойкость. За счёт чувствительности и умения сливаться с окружением, они осторожны и готовы достичь поставленных задач.
Полученные описания типов личности были подтверждены экспертными оценками проявлений творческих способностей слушателей. В качестве экспертов выступили курсовые офицеры, их заместители, преподаватели психологии оперативно-розыскной деятельности. Согласно полученным данным, слушатели «стратегического типа» получили наивысшие результаты: в «видении окружающей обстановки/ситуации/человека/группы лиц под другим углом», «выраженном стремлении к самообучению и саморазвитию личности, повышению качества выполняемой учебной/служебной и иной деятельности», «перевоплощении и мгновенном переходе к другой роли в общении или деятельности». В свою очередь, слушатели «тактического типа» способны на «гибкое использование ситуации для разрешения проблемы», «гибкость и быстроту установления доверительных отношений с людьми различного возраста, пола, статуса». Представители «сенситивного типа» получили более высокие баллы от экспертов в «обнаружении неприметных деталей в обстановке, учебной задаче, видеофрагменте, фабуле и пр.», «проникновении в психологию и тайные замыслы людей, лёгком построении психологического портрета, предугадывание дальнейших действий людей при решении учебных/житейских задач или в служебной деятельности», а также «высказывании мыслей, версий произошедшего, кажущихся нелогичными, порой абсурдными».
Результаты статистической обработки данных, полученных в ходе тестирования сотрудников оперативных подразделений, показали отсутствие таких типов личности. Полагаем, что выполнение профессиональных обязанностей в динамично меняющихся оперативных ситуациях и в условиях неопределённости требует от сотрудников проявления комплекса творческих способностей, который отличается для каждого сотрудника индивидуальностью. Беседы с опытными сотрудниками подтвердили наше предположение. По их мнению, именно такое «смешение» творческих способностей помогает сотруднику преодолеть изменчивость и экстремальный характер оперативно-розыскной деятельности, а также неопределённость ситуации. «Ни одна заранее стратегически спланированная спецоперация, или мероприятие не была выполнена по плану, поэтому непосредственно на месте приходилось тактически быстро перестраивать свои планы, действовать гибко, основываясь на интуицию, порой не осознавая того, почему я или мы это делаем так. Лишь после завершения и обсуждения сделанного, начинали понимать, что в данной ситуации мы действовали верно. Хотя часто приходит мысль – можно было сделать и лучше!» - такое меткое замечание одного из опрошенных сотрудников еще раз подтверждает результаты проведённого исследования. Учитывая это, отметим, что выделение факторов, которые легли в основу разделения слушателей на типы личности не означает, что каждый из них в профессиональной деятельности будет достигать успеха за счёт имеющегося творческого потенциала и определённых личностных качеств. В характерных для оперативно-розыскной деятельности условиях неопределённости и при решении сложных задач от выпускников потребуется согласованность, гармоничность в проявлении логики, тонкой чувствительности и интуиции. Об этом свидетельствуют и результаты современных исследований: «Для успешного решения творческой задачи испытуемый должен … чувствовать, в какой момент довериться интуиции, а в какой – включить логику... Только тогда работа двух систем сможет обеспечить открытие подлинно нового знания» [4, С. 78-91. с. 90]. Важное значение в проявлении и развитии творческих способностей назначенных на должность выпускников приобретает и коллективная оперативно-розыскная деятельность в составе оперативной группы. На это указывают результаты беседы с опытными оперативниками, а также другие исследования: в совместной интеллектуальной деятельности «… проявляется интеллект и креативность человека при решении конкретной познавательной задачи в конкретной социальной ситуации, обусловленной конкретными межличностными отношениями и личностными особенностями участников» [2, С. 6].
Выводы.
Сравнительный анализ показал, что принявшие участие в исследовании сотрудники оперативных подразделений МВД России (со стажем более 5 лет) по результатам тестирования можно охарактеризовать как самоактуализирующихся и адаптирующихся людей, предпочитающих риск, отличающихся комплексом личностных свойств: творческой направленностью; позитивной самооценкой и принятием людей. Они могут ставить перед собой высокие цели и их достигать, контактны и гибки в поведении; при решении служебных задач создают новые конструкции с помощью предметных действий, умозаключений; во взаимоотношениях с людьми, в коллективе/оперативной группе гибко сочетают доминирование и подчинение, стремятся к межличностному контролю, отстаиванию своих идей. Слушатели выпускного курса, находящиеся на этапе профессионального становления, отличаются от сотрудников тем, что принимают себя и жизнь, убеждены в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, даже если успех не гарантирован. Для них характерны способности: воспринимать и трезво видеть ситуацию, размышлять над ней, находить реальные возможности действия; доводить их до конца решения, принятые на основании личных ценностей; эмоционально откликаться и сочувствовать. Для слушателей характерны три типа личности, отличающихся по творческому потенциалу: стратегический, тактический, сенситивный.
Широта и комплексный характер творческих способностей действующих сотрудников объясняется наличием опыта оперативно-розыскной деятельности, тогда как ограниченность такого опыта у слушателей выпускного курса создаёт дефицитарность творческих способностей. Поэтому актуализируется роль психологической работы по развитию творческого потенциала обучающихся.
Творческие способности сотрудников оперативных подразделений МВД России интегрируются и индивидуализируются в процессе решения сложных оперативно-служебных задач (индивидуальных и коллективных) за счёт согласованного проявления логики, тонкой чувствительности и интуиции в экстремальных условиях и ситуациях неопределённости.
1. Аврамцев В.В. Психология профессионального общения юриста. Учебное пособие. – Нижний Новгород, 2018. – 134 с.
2. Воронин А.Н. Интеллект и креативность в совместной деятельности. Автореф. дис. … докт.психол.н. – М., 2004. – 50 с.
3. Коркин С., Попов Э. Министр Протопопов: «России – сильную полицию!» [Электронный ресурс]: сайт газеты «Петровка, 38», статья номер 39 (9640) от 23 октября 2018 г., дата обращения 18.06.2019. – Режим доступа: http://petrovka-38.com/item/ministr-protopopov-rossii-silnuyu-politsiyu?category_id=1007
4. Морошкина Н.В., Иванчей И. И., Карпов А. Д., Овчинникова И.В. Логический и интуитивный режимы познавательной деятельности в исследованиях имплицитного научения// Современные исследования интеллекта и творчества, С. 78-91. с. 90
5. Мурадьян Л. Когда бандитов катали на трамвае [Электронный ресурс]: Объединённая редакция МВД России, «Щит и Меч», статья от 21.04.2018, дата обращения 17.10.19. Режим доступа: http://ormvd.ru/pubs/100/when-the-bandits-rolled-on-the-tram/?sphrase_id=23538
6. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел. Справочное пособие / Под ред. Б.Г. Бовина, Н.И. Мягких, А.Д. Сафоронова. – М., 1997. – 294 с.
7. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 639 с.
8. Психология служебной деятельности: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности» / В.Л. Цветков и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016.
9. Тарасов А. По следам денежных старателей [Электронный ресурс]: сайт газеты «Петровка, 38», номер 46 (9598) от 05.12.2017, дата обращения 22.07.2019. – Режим доступа: http://petrovka-38.com/item/po-sledam-denezhnykh-staratelej?category_id=1007
10. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: учеб. пособие / Ю.В. Чуфаровский .— М.: Проспект, 2017 .— 209 с.