Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (кафедра социокультурного проектирования и развития территорий, профессор)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
На основе анализа мировой практики показано, что одним из возможных финансовых инструментов в условиях ограниченности кредитных ресурсов, используемых в качестве инструментов для расчетов, может быть секьютеризация и выпуск деривативов, полностью обеспеченных ликвидными базовыми активами. Продемонстрировано, что в современных условиях использование технологии блокчейн и соответствующего законодательства, в том числе 259 ФЗ «О цифровых финансовых активах» позволяет создать такие инструменты – стейблкойны. Описан механизм, который мог бы стать одним из элементов цифровой секьютеризации ликвидных активов в отечественной экономике. Дана оценка, согласно которой указанный механизм позволит на практике использовать имеющиеся факторы производства − основные фонды (потенциал роста выпуска − 40%), трудовые ресурсы (20%), природные ресурсы (80%). Делается вывод о том, что в результате использование научно-технического и интеллектуального потенциала позволит российской экономике расти с темпом 8% ежегодного прироста ВВП и 15% прироста инвестиций и помочь решить проблему искусственно созданного дефицита и дороговизны кредитных ресурсов в России.
возможности цифровой трансформации, повышение эффективности управления, денежные расчеты, Российская Федерация
Введение
В соответствии с требованиями Указа Президента России о национальных целях развития России до 2030 г. [19] Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить темп роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности, реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 г., достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 г., а также достижение целого ряда других целей.
Достижение данных целевых показателей возможно лишь при условии внедрения инноваций как главной движущей силы роста экономики [13]. Особенную актуальность приобретает внедрение инноваций в финансовой области, так как практика последних нескольких лет (как отечественная, так и мировая) показала, что экономическая модель, основанная на использовании кредита как основного катализатора развития экономики, работает плохо. Причем не просто недостаточно эффективно, а в целом ряде случаев – просто неудовлетворительно.
В этой связи представляет интерес поиск путей повышения эффективности управления денежными расчетами в масштабах страны.
Цель исследования
Таким образом, целью представленных исследований является поиск путей трансформации системы управления денежными расчетами в России, обеспечивающих повышение ее эффективности.
Методическая база исследований
Методическую базу исследований составили известные научные работы, посвященные проблеме повышения эффективности управления денежными потоками таких авторов, как Гребенников А.А. [4], Зайко А.Г. [5], Кабанов А.А. [7], Коновалова А.В. [9], Муравьева Н.Н. [11], Сарибжанова М.Е. [12] и др., а также авторские наработки по теме, получившие отражение в работах [14−18].
Основное содержание исследований
Проведенные исследования показали, что в современных условиях основная часть кредитных ресурсов в мировой экономике (неотъемлемой составной частью которой является российская экономика) уходит на спекулятивные рынки.
Так, например, по данным сайта investing.com [2] в Соединенных Штатах Америки, являющихся ведущей экономикой мира, индекс широкого рынка Standard & Poor’s (S&P 500) с января 2019 по апрель 2021 г. вырос с 2500 до 4000 пунктов или, иначе говоря, на 60%, в то время как среднегодовые темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) остаются низкими и в последний предковидный 2019 г. оставался на уровне 2,2%. В текущем году, даже учитывая эффект низкой базы за счет падения ВВП США в 2021 г. на 3,5%, ожидаемый рост в 2021 г. не позволит выйти на среднегодовые темпы за 3 года выше 2,2%.
Таким образом, если сравнивать усредненные темпы роста ВВП США и рынка S&P 500 с января 2019 по апрель 2021 г., то необходимо отметить, что на фоне 60% роста фондового рынка прирост экономики страны оказался близок к нулю. И это при том, что за последний год в США приняты и реализуются программы господдержки на сумму порядка 4 трлн долл. [10].
Данные события в США, обладающей крупнейшей экономикой мира, и превышающей по номинальному ВВП экономику Российской Федерации в 13,25 раза (по данным Международного валютного фонда (МВФ) [3])) происходят на фоне беспрецедентного финансового давления на Россию. Принятые против Российской Федерации санкции не позволяют рассчитывать нашей стране на внешний приток западных инвестиций, с одной стороны, а, с другой стороны, сопровождают процесс бегства капитала из России за рубеж, суммарный отток которого в период с 2008 по 2020 г. превысил $ 800 млрд (рис. 1).
Следовательно, единственным способом исполнения Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [19] в части его финансового обеспечения является необходимость форсированного увеличения внутренних инвестиций.
Основным источником финансирования экономического подъема России должно стать преобразование рубля в инвестиционную валюту [14], расширение доступности рублевого кредита, организуемое государством как путем контролируемой денежной эмиссии под обязательства государства и предприятий в целях финансирования инвестиций в модернизацию, развитие и расширение перспективных производств, так создание условий для секьютеризации имеющихся активов, обладающих подтвержденной валютной и рублевой стоимостной оценкой.
К сожалению, интеграция России в международные финансовые институты и ее обязательства перед МВФ не позволяют решать эту задачу так же просто, как это делают страны, валюты которых являются мировыми резервными валютами (USD, EUR, GBP, JPY, FRF, CHF). Поэтому в России необходима разработка и принятие программы опережающего развития, в которой необходимо предусмотреть инновационные финансовые решения, обеспечивающие существенный рост скорости оборота товаров и услуг в экономике без существенного роста инфляции.
Как показывает мировая практика, одним из возможных финансовых инструментов, в условиях ограниченности кредитных ресурсов, используемых в качестве инструментов для расчетов, может быть секьютеризация и выпуск деривативов [6], полностью обеспеченных ликвидными базовыми активами.
В современных условиях использование технологии блокчейн и соответствующего законодательства, в том числе Федерального закона № 259 «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [20] позволяет создать такие инструменты [15]. В международной практике они получили название стейблкойнов, т.е. цифровых производных инструментов, стоимость которых строго привязана к цене на ликвидные активы: валюта, золото и иные высоколиквидные активы. Благодаря этому риск использования стейблкойнов вполне приемлем.
Безусловно, нельзя допустить, чтобы эти инструменты стали денежными суррогатами и использовались вместо законного платежного средства − российского рубля. Однако, благодаря возможности учета их в блокчейн-системах, они вполне могут использоваться для взаиморасчетов в замкнутых (локальных) финансовых системах. Использование современных цифровых решений с использованием смартконтрактов, позволяют максимально снизить риски практического использования стейблкойнов за счет возможности онлайн-контроля правильности исполнения транзакций с ними и контроля их фактического обеспечения.
В результате такого решения Россия смогла бы получить высокотехнологичные инвестиционные финансовые ресурсы, не связанные с прямой эмиссией рубля и повышающие скорость и объем оборота товаров и услуг в экономике, обеспечивая тем самым интенсификацию ее развития. Такое решение наряду с другими шагами по созданию программы опережающего развития может существенно поддержать экономическое развитие страны вне зависимости от внешних инвестиций. По сути, этот механизм мог бы стать одним из элементов цифровой секьютеризации ликвидных активов в российской экономике.
Обсуждение результатов и выводы
Таким образом, предложенный подход позволит на практике использовать имеющиеся факторы производства − основные фонды (потенциал роста выпуска − 40%), трудовые ресурсы (20%), природные ресурсы (80%) путем решения следующих проблем.
Во-первых, это сокращение объемов кредитования оборотного капитала из-за повышения процентных ставок сверх уровня рентабельности большинства, вследствие политики, проводимой российским финансовым регулятором.
Во-вторых, локализовать волатильность рубля, которую сегодня можно охарактеризовать как очень высокую.
В-третьих, использование стейблкойнов позволит если не остановить полностью чистый отток капитала из России за рубеж, непрерывно продолжающийся уже 14-й год подряд, то по крайней мере снизить его.
В-четвертых, предложенные меры, на наш взгляд, позволят вернуть доверие к России как к лидеру евроазиатской интеграции среди большинства стран бывших республик СССР, а также других стран региона.
В-пятых, это позволит снизить потери финансовых ресурсов гражданами (физическими лицами), предприятиями и бюджетами разных уровней, возникшие в результате банкротства коммерческих банков после отзыва Центробанком лицензий, в результате чего количество кредитных организаций в России на 1 января 2021 г. сократилось по сравнению с 1 января 2004 г. в 3,27 раза [8].
В-шестых, предлагаемые меры позволят существенно снизить объем фондовых и валютных спекулятивных операций, благодаря повышению контроля за целевым использованием средств в блокчейн-системах.
По нашим оценкам использование возможностей цифровой трансформации для повышения эффективности управления денежными расчетами в России позволит обеспечить рост эффективности использования научно-технического и интеллектуального потенциала страны, выражающегося в темпе роста ВВП страны с темпом 8% в год при росте инвестиций в 15% в год. Кроме того, применение стейблкойнов позволит решить давнишнюю проблему искусственно созданного дефицита и дороговизны кредитных ресурсов в России.
1. http://fincan.ru/articles/28_ottok-kapitala-iz-rossii-ctatistika-po-godam/
2. https://ru.investing.com/
3. International Monetary Fund https://www.imf.org/en/Home
4. Гребенников А.А. Эффективное управление денежными средствами и контроль платежей. // Планово-экономический отдел. − №4. − 2018.
5. Зайко А.Г. Коэффициентный анализ денежных потоков предприятия энергетического машиностроения. // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том9, No2 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/04EVN217.pdf
6. Иванченко И.С. Производные финансовые инструменты. Оценка стоимости деривативов. − Москва: Юрайт, 2019. − 261 с.
7. Кабанов А.А. Методика оценки эффективности управления денежными потоками в холдинговых компаниях. // Аудит и финансовый анализ. − №6. – 2014. − С. 89-96.
8. Количество кредитных организаций в России по годам (2001 – 2021 годы). https://bankirsha.com/kolichestvo-kreditnyh-organizaciy-v-rossii-po-godam-2001-2021-gody.html
9. Коновалова А.В. Анализ денежных потоков: учебное пособие / А. В. Коновалова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. − Ярославль: ЯрГУ, 2015. — 108 с.
10. Кузнецов Д. В США планируют направить на спасение экономики четыре триллиона долларов. https://dailystorm.ru/news/v-ssha-planiruyut-napravit-na-spasenie-ekonomiki-chetyre-trilliona-dollarov
11. Муравьева Н.Н. Критерии эффективности управления денежными потоками в коммерческих организациях. // Экономика и бизнес: теория и практика. 2015.
12. Сарибжанова М.Е. Способы повышения эффективности управления денежными потоками предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. − 2014. − № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/12/6281 (дата обращения: 12.04.2021).
13. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. Учебник для бакалавров / Москва, 2020. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (2-е изд., пер. и доп.).
14. Тебекин А.В., Петров В.С. Анализ путей оздоровления финансовой системы россии через призму последствий изменений в государственной долговой системе на фондовом рынке. // Журнал экономических исследований. − 2020. − Т. 6. − № 3. − С. 38−46.
15. Тебекин А.В., Петров В.С. Пути совершенствования управления экономикой за счет использования цифровых финансовых активов. // Журнал экономических исследований. − 2020. − Т. 6. − № 4. − С. 55-63.
16. Тебекин А.В., Петров В.С. Экономические потери и потерянная экономика. // Инновации и инвестиции. − 2019. − № 12. − С. 276−281.
17. Тебекин А.В., Табурчак А.П., Петров В.С. Влияние глобального экономического кризиса на параметры экономического прогноза и планирование бюджета Российской Федерации // Журнал экономических исследований. − 2020. − Т. 6. − № 5. − С. 40-49.
18. Тебекин А.В., Табурчак А.П., Петров В.С. Пути повышения эффективности управления российской экономикой в 2021 г. в условиях пандемии covid-19. // Журнал экономических исследований. − 2020. − Т. 6. − № 6. − С. 3-13.
19. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
20. Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.07.2020 N 259-ФЗ (последняя редакция)