Статья посвящена вопросам эффективной организации самостоятельной работы студентов медицинского вуза в процессе формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции, что является сложной и многоаспектной педагогической задачей. Авторы рассматривают самостоятельную внеаудиторную работу студентов-медиков как интегральную часть процесса формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции. Особое внимание уделено значению самостоятельной работы в профессиональной подготовке будущего специалиста в области медицины. При рассмотрении принципов организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов в рамках преподавания дисциплин «Иностранный язык» и «Иностранный язык в профессиональной коммуникации врача-лечебника/педиатра/стоматолога» авторы исходили из личностно ориентированного, профессионально ориентированного и компетентностного подходов. В работе подробно изложены виды, формы, содержание самостоятельной работы студентов, приведены примеры организации самостоятельной работы обучающихся в процессе формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции в рамках реализации таких педагогических технологий, как метод проектов и сценарный метод. Данное исследование базируется на примерах, взятых авторами из практики преподавания иностранного языка на кафедре иностранных языков с курсом русского языка Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова.
профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция, обучение иностранному языку в медицинском вузе, самостоятельная работа студентов, технология проектного обучения, сценарный метод, профессионально ориентированное обучение, компетентностный подход
1. Авхачёва И.А. Системный подход как методологическая основа преподавания иностранного языка в вузе // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2013. № 7. С. 30-41.
2. Агеева Н.В. Развитие познавательной активности студентов как способ преодоления психологических барьеров при аудировании // Язык и культура. Томск: ТГУ, 2008. № 2. С. 65-74.
3. Артамонова Е.П. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности у будущих учителей иностранного языка на основе социокультурного подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2007. 18 с.
4. Батдалова Ю.И. Развитие познавательной самостоятельности студентов гуманитарных специальностей в условиях дидактической компьютерной среды: автореф. дис. … канд. пед. наук. Махачкала, 2012. 22 с.
5. Воевода Е.В. Основные направления профессионально ориентированной языковой подготовки специалиста – международника. М.: Изд-во МГОУ, 2009. 141 с.
6. Гойхман О.Я. Диалог культур // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2017. Т. 6. № 1. С. 5-7.
7. Демьянова М.В. Принципы организации самостоятельной работы студентов как фактор повышения эффективности обучения // Теория и практика общественного развития. 2013. № 12. С. 68.
8. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 20 с.
9. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
10. Казакова О.П. Профессиональная иноязычная компетенция специалиста гостиничного сервиса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2014. № 2. С. 93-100.
11. Костикова Л.П. Межкультурная коммуникация в поликультурной образовательной среде вуза // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2020. Т. 9. № 2. С. 17-22.
12. Крутова И.Ю. Формирование познавательной активности студентов в процессе обучения иностранному языку (на примере медицинского вуза): дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Карачаевск, 2017. 193 с.
13. Крутова И.Ю. Использование проектной технологии в процессе обучения иностранному языку в вузе // Педагогика. 2018. № 5. С. 75-80.
14. Крутова И.Ю. Формирование познавательной активности студентов-медиков в процессе самостоятельной работы по изучению иностранного языка // Актуальные вопросы гуманитарных наук: сборник статей по материалам Международных научно-практических конференций. Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина". 2014. С. 222-225.
15. Кручинина Г.А. Формирование профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерно-строительных специальностей в контекстном обучении. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2008. 197 с.
16. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 31.05.02 Педиатрия: приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 N 965: зарегистрирован в Минюсте России 25.08.2020 N 59452 [Электронный ресурс] // URL: https://www.amursma.ru/upload/iblock/b51/Prikaz_Minobrnauki_Rossii_ot_12.08.2020_965_Ob_utverzhdenii_Federalnogo_Gosudarstvennogo_Obrazovatelnogo_standarta_vysshego_obrazovaniya-specialitet_po_specialnosti_31.05.02_Pediatriya.pdf (дата обращения: 13.01.2021).
17. Симонова Ж.Г. Формирование познавательной активности студентов- культурологов в процессе изучения иностранного языка на основе эпистемического подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук. Курск, 2009. 26 с.
18. Царева Л.М. Принципы и технологии развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции в медицинском вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=26435 (дата обращения: 19.01.2021).