ПОДГОТОВКА РОССИЙСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ПРИМЕНЕНИЮ «ЗЕЛЕНЫХ» СТАНДАРТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассмотрены особенности применения международны «зеленых» стандартов в российской практике, также рассмотрены особенности российских «зеленых» стандартов и проведен сравнительный анализ пяти «зеленых» стандартов (BREEAM, LEED, DGNB, «Зеленые стандарты», СТО НОСТРОЙ) на степень их сходства и различия. Изучен опыт применения в российской проектной деятельности. Также, в статье представлены результаты научно-практического эксперимента, который был проведен в рамках научного исследования. В эксперименте приняли участие 15 студентов старших курсов, 3 эксперта в различных «зеленых» стандартах, каждый студент провел учебную оценку своего объекта, проектируемого в рамках дипломно-квалификационной работы, по одному из предложенных «зеленых» стандартов, после чего результат данной работы был включен, как дополнительный, самостоятельный раздел, в Пояснительную записку к диплому. По итогу были выявлены основные сложности в применении «зеленых» стандартов, сделаны выводы по их положительному влиянию на процесс проектирования. Отмечена актуальность обладания знаниями в области применения международных «зеленых» стандартов, а также, предложены пути плавного внедрения основных принципов «зеленых» стандартов в проектную практику российских архитекторов.

Ключевые слова:
зеленые стандарты, экологическая сертификация, устойчивое развитие
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. Международные «зеленые» стандарты - это добровольные, бально-рейтинговые системы разных стран, предназначенные оценивать энергоэффективность и устойчивость объектов нового строительства и уже построенных объектов, путем внедрения в них тех или иных решений.

Основной миссией «зеленых» стандартов является ускорение процесса переход от традиционного проектирования и строительства зданий и сооружений к устойчивому, которое, в свою очередь, состоит из базовых принципов:

  • экологическая безопасность и благоприятные здоровые условия жизнедеятельности человека;
  • энергоэффективность зданий и сокращение негативного воздействия на окружающую среду от процесса строительства и эксплуатации зданий;
  • учёт интересов будущих поколений.

Разработка и внедрение «зелёных» стандартов стимулирует развитие бизнеса, инновационных технологий и экономики, улучшает качество жизни общества и состояние окружающей среды. «Зеленые» стандарты являются инструментом разумной экономики — оптимизируют распределение бюджета на всех этапах и способствуют интеграции в мировое движение экологического строительства [1].

Проблема необходимости и неизбежности применения энергоэффективнивных решений становится все актуальнее с каждым днем, в связи с ухудшением экологии. Сертификация зданий по «зелёным» стандартам способствует повышению экологичности окружающей среды и применению энергосберегающих технологий в  строительстве[2].

В силу относительной новизны темы «зеленой» сертификации в России, в свободном доступе имеется относительно немного информации касательно данной тематики, развернутых  описаний принципов применения и методологий внедрения в процесс проектирования. В основном представлены статьи, описывающие суть программ различных сертификаций, но нет более подробных и полезных статей с точки зрения вопросов применимости принципов, заложенных в данных стандартах, в процессе проектирования архитекторами и инженерами и о возможных конфликтах применяемых решений, которые могут быть отличны в российском законодательстве от зарубежного [3; 4; 5].

В данной статье хотелось бы приблизиться к пониманию того, как подготовить российских специалистов к применения «зеленых» стандартов российской практике, для достижения наиболее эффективных результатов от их применения.

 

Материалы и методы. В ходе поиска методологий и опыта применения «зеленых» стандартов в российской практике мной были изучены работы современных, российских ученых. В работе Ю. Бубнова и Д. Денисихина говорится о необходимости применения энергетического моделирования зданий,  которое обычно связывают с зелёным строительством и сертификацией зданий по международным системам LEED, BREEAM, DGNB [6]. Для данных рейтинговых систем энергетическое моделирование зданий (Building Energy Modeling) является неотъемлемой частью и позволяет успешно пройти сертификацию, а также привлечь инвестиции [7].

В работе Д.Н. Силка и А.А. Кононова анализируется особенности применения стандартов энергоэффективного экологического строительства в российских условиях. Ученые отмечают, что зарубежные программы основываются на своих же стандартах и нормативах, очевидно отличающихся от российских норм. Основной чертой такого отличия являются принципиально разные моральные и ценностные подходы к качеству строительства в России и за рубежом: завершенный объект не всегда соответствует изначально заявленному проекту. Поэтому тот факт, что российским инженерам, проектировщикам и другим стейкхолдерам необходимо максимально соответствовать требованиям заказчика и проекта, уже довольно отягчает процесс и строительства, и сертификации, в то время как в западных странах вопросов подобного рода не возникает [7].

В рамках исследования применимости данных систем был проведет эксперимент, где студентам-архитекторам, обучавшимся на шестом, завершающем году обучения, в рамках их дипломных работ, на добровольной основе было предложено провести экспертизу по одному из пяти «зеленых» стандартов, три из которых были международные «зеленые» стандарты (BREEAM, LEED, DGNB) и два российских «зеленых» стандарта («Зеленые стандарты», СТО НОСТРОЙ). В рамках дипломной, квалификационной работы, студенты проектировали различные общественные объекты на конкретной, существующей территории, что давало возможность приблизить процесс оценки проекта по «зеленому» стандарту к реальному процессу. Данная экспертиза проекта в дальнейшем стала самостоятельным разделом в Пояснительной записке к дипломной работе.

Также детально рассмотрены определения, структуры и основные разделы пяти «зеленых» стандартов с официальных источников.

Основная часть. В эксперименте приняли участие 15 студентов-архитекторов, для проведения оценки было предложено пять «зеленых» стандарта, в консультативной работе принимало участие четыре квалифицированных специалиста, эксперимент проводился в течении пяти месяцев.

Поставленными в начале эксперимента задачами были:

  1. Степень применимости международных «зеленых» стандартов, в том числе на учебных проектах
  2. С каким сложностями сталкиваются архитекторы во время применения систем
  3. Какие изменения вносит факт применения систем
  4. Испытуемым необходимо было провести классификацию критериев выбранной системы и разделить все вопросы на три категории «понятно», «не совсем понятно», «не понятно», при первом их прочтении.

Также, был проведен сравнительный анализ разделов, структуры и принципов применения пяти «зеленых» стандартов, три из которых международные «зеленые» стандарты (BREEAM, LEED, DGNB) и два российских «зеленых» стандарта («Зеленые стандарты», СТО НОСТРОЙ).ё

 

Таблица №1

Сравнительный анализ пяти «зеленых» стандартов (BREEAM,

LEED, DGNB, «Зеленые стандарты», СТО НОСТРОЙ).

Название/

страна

BREEAM/

Великобритания

LEED/ США

DGNB/ Германия

«Зеленые

стандарты»/

Россия

СТО НОСТРОЙ «Зеленое строительство»/ Россия

Описание

BREEAM измеряет экологическую       ценность по ряду категорий, от       энергетики до        экологии. Каждая               из категорий          учитывает наиболее влиятельные            факторы, включая      дизайн с низким        уровнем воздействия           и сокращение          выбросов углерода, прочность и        устойчивость      конструкций,         адаптация к         изменению климата, экологическая         ценность и защита биоразнообразия [9].

LEED - это международно признанная система сертификации экологически чистых зданий, обеспечивающая стороннюю проверку того, что здание и внутренние помещения в нем, были спроектированы и построены с использованием стратегий, направленных на повышение производительности по всем наиболее важным показателям: 

- экономия энергии, 

- водоэффектив ность, 

- сокращение выбросов CO2, 

- улучшение качества окружающей среды и среды внутри помещений, 

- рациональное использование ресурсов [10].

DGNB (Deutsche Gesellschaft für Nachhaltiges Bauen) или Немецкий Совет по Устойчивому Строительству — это добровольная система сертификации, которая разработана с целью поддержки зеленого строительства, оценки экологичных, экономически и энергетически эффективных зданий.

Система учитывает наиболее важные аспекты строительства [11].

«Зеленые стандарты» — это национальная система добровольной экосертификации объектов недвижимости в России, в которой баллы начисляются за достижение определенных уровней соответствия. Проект реализуется с 2011 года [12].

Основная цель — стимулировать застройщиков, архитекторов и проектировщиков, строителей и арендаторов внедрять ресурсосберегающие, энергоэффективные технологии, использовать экологичные строительные материалы, уменьшающие негативное воздействие недвижимости на здоровье людей и окружающий мир.

 

СТО НОСТРОЙ 2.35.68–2012. «Зеленое строительство». Здания жилые и общественные. - это рейтинговая система оценки устойчивости среды обитания. Ведет учет региональных особенностей в рейтинговой системе оценки устойчивости среды обитания [14] разработан в рамках Программы стандартизации Национального объединения строителей и направлен на развитие и расширение области применения стандарта СТО НОСТРОЙ 2.35.4- 2011. «Зеленое строительство». Здания жилые и общественные.

Региональные особенности учитываются путем применения коэффициентов к полученным результатам при проведении рейтинговой оценки (сертификации) устойчивости среды обитания жилых и общественных зданий.

Разделы

1. Энергия (16%)

 

2. Здоровье и комфорт (14%)

 

3. Инновация (10%)

 

4.Землеполь-

зование (8%)

 

5. Материалы (15%)

 

6.Управление (11%)

 

7.Загрязнение (8%)

 

8.Транспорт (10%)

 

9. Утилизация           отходов (6%)

 

10. Вода (7%)

1.Интегрированный процесс (Integrative Process, IP)

2. Местоположение и транспортная инфраструктура (Location and Transportation, LT)

3.Устойчивые площадки (место для застройки) (Sustainable Sites, SS)

4.Эффективность водопотребления (Water Efficiency, WE)

5.Потребление энергии и параметры атмосферы (Energy and Atmosphere, EA)

6.Потребление материалов и ресурсов (Materials and Resources, MR)

7.Качество среды внутри помещений (Indoor Environmental Quality, IEQ)

8.Инновации в проектировании (Innovation in Design, ID). 

9.Раздел выделен специально для анализа региональных приоритетов (Regional Priority, RP)

1.Экологическое качество (22,5%)

2.Экономическое качество (22,5%)

3.Социально-культурные и функциональные качества (22,5%)

4.Техническое качество (22,5%)

5.Качество процесса (10%)

6.Качество расположения (0%)

1.Экологический менеджмент

2.Выбор участка, инфраструктура и ландшафтное обустройство

3.Рациональное водопользование, регулирование ливневых стоков и предотвращение загрязнения

4.Архитектурно-планировочные и конструкторские решения

5.Энергосбережение и энергоэффекти-вность

6.Материалы и отходы

7.Качество и комфорт среды обитания

8.Безопасность жизнедеятельности

1. Рациональное водопользование

2. Расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания

3. Расход электроэнергии. Снижение базового удельного расхода электроэнергии на системы кондиционирования

4. Использование возобновляемых энергоресурсов

5. Стоимость дисконтированных инвестиционных затрат

6. Стоимость годовых эксплуатационных затрат

Принцип  применения

Каждая категория подразделяется на            ряд вопросов оценки, каждая из которых            имеет свою цель,            задачу и критерии.          Когда цель или контрольный        показатель достигнут, определяется аккредитованным оценщиком BREEAM, присуждаются баллы, называемые            кредитами. Затем        оценка категории рассчитывается в соответствии с количеством          полученных баллов                и весом категории.          После того, как              проект будет            полностью оценен, окончательный            рейтинг производительности определяется                суммой оценок всех категорий.

Здания награждаются баллами в зависимости от степени достижения различных устойчивых стратегий.

Оценка производится с учётом всего жизненного цикла здания и в соответствии с более чем 50 критериями, сгруппированными в шесть категорий.

Система ставит цели и оставляет свободу выбора методов их достижения. Отсутствие рамок даёт возможность воплощать в жизнь самые смелые решения. В зависимости от набранных баллов зданию присуждаются «Бронзовый», «Серебряный» или «Золотой» сертификаты.

Сертификация по DGNB измеряет и доказывает отдельные достоинства здания, делает их очевидными.

По каждому требованию выставляется балл. Баллы затем суммируются по критерию и умножаются на весовой коэффициент, определенный для данного критерия. Полученные в результате показатели суммируются по всем критериям Системы сертификации. В результате получается общий суммарный балл, выраженный в процентах.

По результатам сертификации при выполнении всех необходимых требований и достижении следующих суммарных баллов выдается один из четырех видов сертификатов

– предусматривает порядок учета особенностей регионов Российской Федерации (далее — региональных особенностей), отличающихся по климату, ресурсным возможностям (водным и энергетическим), потенциалу альтернативной энергетики и экономическому потенциалу от условий, принятых в качестве базовых в [14];

– устанавливает правила определения и применения корректирующих региональных коэффициентов (далее — КРК) к балльным эквивалентам критериев стандарта [13] для учета региональных особенностей при проведении рейтинговой системы оценки устойчивости среды обитания на территории Российской Федерации;

Уровни

Сертифицирован              30-44

Хорошо 45-54

Очень хорошо 55-69

Отлично 70-84

Превосходно > 85

Certified 40-49

Silver 50-59 

Gold 60-79 

Platinum > 80

Сертифицирован

> 35

 

Бронза > 50

 

Серебро > 65

 

Золото > 80

 

Сертифицирован 40-49

Серебро 50-59

Золото 60-69

Платина > 80

-

Категории

1. Сообщества -     Генеральное   планирование

2. Инфраструктура -Гражданское  строительство и общественные здания

3. Новое строительство - Дома и коммерческие здания

4. Ремонт и     приспособление -         Дома и коммерческие здания

5. В эксплуатации -            Дома и коммерческие здания

1. BD + C Проектирование и строительство зданий

2. ID + C Дизайн интерьера и строительства (проектирование)

3. О + M Строительные работы и техническое обслуживание

4. ND Развитие районов

5. Дома 

6. Города и Сообщества (LEED for Cities)

  1. 1.Новые здания
  2. 2.Реконструируемые здания
  3. 3.Эксплуатируемые здания
  4. 4.Демонтируемые здания
  5. 5.Микрорайоны/ поселения/ районы
  6. 6.Интерьеры

1. Здание.

2. Земельный участок.

3. Объект незавершенного строительства.

4. Сооружение.

5. Помещение.

  1. 1.административ- ные;
  2. 2.офисные, бизнес-центры;
  3. 3.гостиницы и общежития;
  4. 4.учебные;
  5. 5.спортивно-зрелищные, спортивные;
  6. 6.торговые, торгово-развле-кательные;
  7. 7.больницы, госпитали, поликлиники.

 

 

Процентное соотношение студентов, выбравших различные стандарты получилось следующее:

13,3% студентов выбрали российский «зеленый» стандарт - «Зеленые стандарты»

13,3% студентов выбрали американский «зеленый» стандарт - LEED

73,3% студентов выбрали немецкий «зеленый» стандарт - DGNB

В результате проведенного эксперимента выявилось, что при первом прочтении и анализе того или иного международного «зеленого» стандарта, студенты испытывали определенные сложности в понимании заложенного смысла в вопросе, таким образом процентное соотношение понятных и непонятных вопросов следующее:

15,8 %  - не поняли вовсе вопрос, при первом прочтении

26,8 % - был относительно понятен вопрос, при первом прочтении

57,4 % -  понятно при первом прочтении

Эксперимент так же показал, что студенты чаще всего испытывали трудности в оценке следующих критериев:

  • Потенциал глобального потепления (ПГП)
  • Потенциал повреждения озонового слоя (ПОО)
  • Потенциал образования озона (РОСР)
  • Потенциал асидификации (АР)
  • Потенциал эвтрофикации (ЕР)

Так же, у многих возникало непонимание системы подсчета относительной стоимости жизненного цикла объекта, не всем было понятно, что же входит в понятие «жизненный цикл объекта» или как в бальной системе оценить Мультидисциплинарное проектирование и у многих вызвали сложности пункты с оценкой в проекте объектов искусства и с оценкой продуманности ввода в эксплуатацию.

В эксперименте приняло участие 15 студентов, которым была дана возможность выбрать из 5 различных «зеленых» стандартов, испытуемые отдали свое предпочтение только трем стандартам, в силу того, что именно по этим трем стандартам в испытании участвовали экспертные консультанты, поэтому делается вывод, что данные системы не доступны для широкого понимания и применения без привлечения экспертов.

Также, каждая из систем, написанная в той или иной стране, отвечает требованиям строительных норм и правил своей страны и адаптирована под местные климатические условия, выработанные традиции и местный строительный рынок. Поэтому первая сложность возникает при несовпадении этих трех моментов (климат, строительные традиции и рынок строй материалов), а что касается оценки реальных проектов, то добавляется еще и аспект того, что в каждой из стран, примененных «зеленых» стандартов, есть свои привязанные системы государственной  поддержки для тех, кто применяет «зеленые» стандарты.

Все три, рассмотренных иностранных «зеленых» стандарта не имеют свободного доступа для полного ознакомления и применения на практике, для этого необходимо обращаться к сертифицированным аудиторам и экспертам этих стандартов.

Также, данные стандарты представляют из себя импортный продукт, получаемый в процессе платного обучения или приобретения платной консультативно-аудиторской услуги от специализированных организаций. Все процессы четко разделены и следуют друг за другом:

  • обучение будущих специалистов
  • получение специалистом аккредитации
  • выезд специалиста для ознакомления заказчика со стандартом
  • выезд специалиста для ознакомления с будущей площадкой под проектирование
  • выезд специалиста для обучения по применению стандарта проектной команды
  • аудит проекта на степень соответствия стандарту
  • аудит строительного процесса на степень соответствия стандарту
  • присвоение баллов и дальнейшего рейтинга.

Существующие на сегодняшний день, Российские «зеленые» стандарты, в основе своей, это попытка адаптации иностранных «зеленых» стандартов под российские нормы и правила и культуру проектно-строительного процесса, поэтому структура стандарта и техника применения очень близкая к зарубежным аналогам.

 

Выводы. Проведенный эксперимент подтвердил те сложности при применении международных «зеленых» стандартов в российской практике, которые ранее отмечались в работе Д.Н. Силка и А.А. Кононова, где:

  1. Некоторые критерии сильно ограничиваются для российских объектов в силу климатических различий. Например, трудности возникают с одним из основных опорных точек систем сертификации – с использованием возобновляемой энергии – раздел «Зеленая энергия и углеродная компенсация». Предполагается, что здания должны иметь солнечные батареи на крыше. Однако, в России это нецелесообразно, ведь солнечных дней в году в среднем бывает около ста. Данный вопрос усугубляется высокой ценой установки самих солнечных панелей. Это ведет к сужению возможных путей применения данного критерия.
  2. Многие параметры должны быть определены согласно американским или британским стандартам, а иногда запрашиваемых коэффициентов просто нет в российских нормах. К примеру, в блоке «Энергия и Атмосфера» необходимо предоставить такой параметр, как коэффициент пропускания света и тепла (Light-to-solar-gain ratio), который определяется отношением коэффициента пропускания видимого света (Visual Transmittance) к коэффициенту усиления солнечного тепла (Solar Heat Gain Coefficient). Расчет данного коэффициента не предусмотрен российскими стандартами.
  3. Всем участникам сертификации необходимо быть ознакомленными с зарубежными стандартами, технической терминологией на английском языке и иметь опыт в «зеленом» строительстве, чтобы адекватно оценить и применить требуемые системами сертификаций меры [7].

Безусловно, необходимо отметить важность и эффективность применения «зеленых» стандартов и необходимость обучения молодых специалистов их применению. Существует ряд вышеизложенных трудностей в процессе применения, но также есть и положительные результаты и опыт применения.

Как показывает опыт, наиболее эффективное и плавное внедрение в процесс проектирования международных принципов экологического и устойчивого строительства, это безусловно, внедрение на самых ранних этапах, когда молодые специалисты получают опыт применения не «в бою», а на учебных проектах и выходят из учебных заведений подготовленные, к проектированию по современным, международным стандартам, для этого необходимо:

  1. Создание на базе университетов лабораторий и центров по обучению молодых специалистов и преподавателей кафедр международным «зеленым» стандартам.
  2. На базе данных центров, проведение анализа и системной адаптации основных принципов, заложенных в «зеленых» стандартах в процесс проектирования.
  3. Постепенное применение критериев оценки «зеленых» стандартов при проектировании учебных, курсовых проектов, начиная с младших курсов.
  4. Проведение тестовых сертификации проектов на дипломных и курсовых проектам старших курсов обучения на архитектурных и  инженерных специальностях.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Зеленое строительство // Ru.wikipedia.org: 2021. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Зелёное строительство#Зелёные стандарты проектирования как регламент жизнеустойчивого строительства (дата обращения: 06.05.2021).
  2. Данилова К.С. Необходимость применения сертификации «зелёных» зданий // Гагаринские чтения 2017 Тезисы докладов. 2017. С. 1308.
  3. Зильберова И.Ю., Петров К.С., Калмыков Ю.С., Меликян В.М. Зарубежный опыт энергоэффективного строительства // БСТ: Бюллетень строительной техники. 2018. No 5 (1005). С. 50.
  4. Лиховозова Г.А. "ЭКОТЕХ-2017" – Главное событие года экологии в России // Региональное образование: современные тенденции. 2018. No 1 (34). С. 71–73.
  5. Мальцев Т.А. Обоснование использования возобновляемых источников энергии в рамках экодевелопмента туристических кластеров в России // Международный студенческий научный вестник. 2018. No 2. С. 58.
  6. Бубнов Ю., Денисихина Д. Энергомоделирование зданий – инвестиции в прошлое и будущее // Здания высоких технологий. 2016. Т. 1. No 1. С. 20–25.
  7. Силка Д.Н., Коконова А.А. Анализ и особенности применения стандартов энергоэффективного экологического строительства в российских условиях // Вестник Евразийской науки, 2019 No1, С. 2.
  8. Сухинина Е.А. Становление и особенности сертифицирования российских экологических стандартов в строительстве // Градостроительство и архитектура. 2019. Т.9, No2. С. 96–103. DOI: 10.17673/ Vestnik.2019.02.13.
  9. Как работает BREEAM // Breeam.com: официальный сайт. 2021. URL: https://www.breeam.com/discover/how-breeam-certification-works/ (дата обращения: 26.05.2021).
  10. Обзор американской системы зеленой сертификации для зданий и помещений LEED // Ecogreenoffice.club: 2021. URL: https://www.ecogreenoffice.club/obzor-leed (дата обращения: 26.05.2021).
  11. Что такое DGNB // Ecostandartgroup.ru: 2021. URL: https://ecostandardgroup.ru/services/cert/dgnb/ (дата обращения: 26.05.2021).
  12. Что такое «Зеленые стандарты» // Ecostandartgroup.ru: 2021. URL: https://ecostandardgroup.ru/services/cert/rossiyskie-zelenye-standarty/ (дата обращения: 26.05.2021).
  13. СТО НОСТРОЙ 2.35.4–2011 «Зелёное» строительство. Здания жилые и общественные. Рейтинговая система оценки устойчивости среды обитания // М.: Некоммерческое партнерство «АВОК»: Открытое акционерное о-во «Центр проектной продукции в строительстве», 2011. 52 с.
  14. СТО НОСТРОЙ 2.35.68–2012 «Зелёное» строительство. Здания жилые и общественные. Учет региональных особенностей в рейтинговой системе оценки устойчивости среды обитания // М.: Некоммерческое партнерство «АВОК»: БСТ, 2012. 35 с.
  15. DGNB: устойчивое строительство по-немецки // Zvt.abok.ru: 2021. URL: http://zvt.abok.ru/articles/170/DGNB_ustoichivoe_stroitelstvo_po_nemetski (дата обращения: 26.05.2021).
  16. Система добровольной сертификации // Mnr.gov.ru: 2021. URL: http://www.mnr.gov.ru/activity/directions/zelenye_standarty/sistema_dobrovolnoy_sertifikatsii/ (дата обращения: 26.05.2021).
  17. Кенжебаева М.Т., Аскарова Э.Т. Устойчивое развитие экономики региона — устойчивое развитие страны // Innovation Management and Technology in the Era of Globalization : materials of the II international scientific-practical conference. Panadura, Sri Lanka : Regional Academy of Management. 2015. С. 307–315.
  18. Сидоренко Е.В., Щербак В.И., Коротецкий В.П. Устойчивое развитие экосистем мегаполиса // Современные эколого-биологические и химические исследования, техника и технология производств : сб. по мат. науч.- практ. конф.: в 2 ч. Мурманск : МГтУ. 2015. С. 282–285.
  19. Миндзаева М.Р., Горгорова Ю.В. Сравнительный анализ зарубежных стандартов экологического строительства и их влияние на формирование российских экостандартов // Инженерный вестник дона. 2013. т. 27. No 4. С. 264.
  20. Сиразетдинов Р.М., Мавлютова А.Р. Экодевелопмент как главный инструмент устойчивого развития инновационной экономики // Известия КГАСУ. 2013. No 1. С. 249-253.
Список литературы

1. Гельманова З.С., Амирханова М.А., Георгиади И.В. Зеленое строительство как эффективный инструмент обеспечения устойчивого развития территорий // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. №1. С. 12–14.

2. Данилова К.С. Необходимость применения сертификации «зелёных» зданий // Гагаринские чтения 2017/ Тезисы докладов. 2017. С. 1308.

3. Зильберова И.Ю., Петров К.С., Калмыков Ю.С., Меликян В.М. Зарубежный опыт энергоэффективного строительства // БСТ: Бюллетень строительной техники. 2018. № 5 (1005). С. 50.

4. Лиховозова Г.А. "ЭКОТЕХ-2017" – Главное событие года экологии в России // Региональное образование: современные тенденции. 2018. № 1 (34). С. 71–73.

5. Мальцев Т.А. Обоснование использования возобновляемых источников энергии в рамках экодевелопмента туристических кластеров в России // Международный студенческий науный вестник. 2018. № 2. С. 58.

6. Бубнов Ю., Денисихина Д. Энергомоделирование зданий – инвестиции в прошлое и будущее // Здания высоких технологий. 2016. Т. 1. № 1. С. 20–25.

7. Силка Д. Н., Коконова А.А. Анализ и особенности применения стандартов энергоэффективного экологического строительства в российских условиях // Вестник Евразийской науки. 2019. №1. С. 2.

8. Сухинина Е.А. Становление и особенности сертифицирования российских экологических стандартов в строительстве // Градостроительство и архитектура. 2019. Т.9. №2. С. 96–103. DOI: 10.17673/ Vestnik.2019.02.13.

9. Как работает BREEAM // Breeam.com: официальный сайт. 2021. URL: https://www.breeam.com/discover/how-breeam-certification-works/ (дата обращения: 26.05.2021).

10. Обзор американской системы зеленой сертификации для зданий и помещений LEED // Ecogreenoffice.club: 2021. URL: https://www.ecogreenoffice.club/obzor-leed (дата обращения: 26.05.2021).

11. Что такое DGNB // Ecostandartgroup.ru: 2021. URL: https://ecostandardgroup.ru/services/cert/dgnb/ (дата обращения: 26.05.2021).

12. Что такое «Зеленые стандарты» // Ecostandartgroup.ru: 2021. URL: https://ecostandardgroup.ru/services/cert/rossiyskie-zelenye-standarty/ (дата обращения: 26.05.2021).

13. СТО НОСТРОЙ 2.35.4–2011 «Зелёное» строительство. Здания жилые и общественные. Рейтинговая система оценки устойчивости среды обитания. М.: Некоммерческое партнерство «АВОК»: Открытое акционерное о-во «Центр проектной продукции в строительстве». 2011. 52 с.

14. СТО НОСТРОЙ 2.35.68–2012 «Зелёное» строительство. Здания жилые и общественные. Учет региональных особенностей в рейтинговой системе оценки устойчивости среды обитания. М.: Некоммерческое партнерство «АВОК»: БСТ. 2012. 35 с.

15. DGNB: устойчивое строительство по-немецки // Zvt.abok.ru: 2021. URL: http://zvt.abok.ru/articles/170/DGNB_ustoichivoe_stroitelstvo_po_nemetski (дата обращения: 26.05.2021).

16. Система добровольной сертификации // Mnr.gov.ru: 2021. URL: http://www.mnr.gov.ru/activity/directions/zelenye_standarty/sistema_dobrovolnoy_sertifikatsii/ (дата обращения: 26.05.2021).

17. Кенжебаева М.Т., Аскарова Э.Т. Устойчивое развитие экономики региона – устойчивое развитие страны // Innovation Management and Technology in the Era of Globalization: materials of the II international scientific-practical conference. Panadura, Sri Lanka: Regional Academy of Management. 2015. С. 307–315.

18. Сидоренко Е.В., Щербак В.И., Коротецкий В.П. Устойчивое развитие экосистем мегаполиса // Современные эколого-биологические и химические исследования, техника и технология производств: сб. по мат. науч.- практ. конф.: в 2 ч. Мурманск: МГТУ. 2015. С. 282–285.

19. Миндзаева М.Р., Горгорова Ю.В. Сравнительный анализ зарубежных стандартов экологического строительства и их влияние на формирование российских экостандартов // Инженерный вестник дона. 2013. Т. 27. № 4. С. 264.

20. Сиразетдинов Р.М., Мавлютова А.Р. Экодевелопмент как главный инструмент устойчивого развития инновационной экономики // Известия КГАСУ. 2013. № 1. С. 249–253.


Войти или Создать
* Забыли пароль?