Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (кафедра социокультурного проектирования и развития территорий, профессор)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Для оценки ожидаемой эффективности реализации разрабатываемой стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. («Стратегия-2030») с учетом результатов реализации «Стратегии-2020» применен инструмент зрительной системы научной школы предпринимательства Й. Шумпетера стратегического менеджмента «взгляд «снизу»». Показано, что при разработке «Стратегии-2030» не были в достаточной мере учтены знания и опыт специалистов, непосредственно реализующих те или иные стратегические задачи, с учетом содержания и особенностей их реализации. Сформулированы предложения по определению ключевых направлений разработки стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. («Стратегия-2030») в интересах обеспечения эффективности и результативности ее реализации исходя из требований Указа Президента России «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21 июля 2020 г. № 474.
взгляд «снизу», разработка стратегии, социально-экономическое развитие, Российская Федерация, 2030 год
Введение
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [40], Правительство Российской Федерации в настоящее время разрабатывает Стратегию социально-экономического развития национальной экономики на период до 2030 г. («Стратегию-2030») [15].
С учетом результатов реализации предыдущей стратегии социально-экономического развития страны («Стратегии-2020») [27], признанных экспертным сообществом неудовлетворительными [12, 13, 14, 24, 34, 35], с одной стороны, и не получивших никакой официальной оценки со стороны правительства страны, с другой стороны (что, впрочем, тоже можно признать в качестве однозначной оценки), возникает объективная необходимость в экспертной оценке хода подготовки и содержания «Стратегии-2030».
Цель исследования
Таким образом, целью представленного исследования является экспертная оценка хода подготовки и содержания Стратегии социально-экономического развития национальной экономики на период до 2030 г. «Стратегии-2030», разрабатываемой Правительством Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.».
Методическая база исследований
Методическую базу исследований составили положения научной школы предпринимательства Й. Шумпетера [45], описывающие, в частности, стратегическое мышление как «зрительную систему» [5], в которой выделяется взгляд «снизу», по сути, и отражающий экспертную оценку рассматриваемого документа.
Методическую базу исследований также составили авторские исследования положений научной школы предпринимательства Й. Шумпетера, посвященные такой составляющей «зрительной системы» стратегического мышления, как взгляд «вперед» [35].
Основное содержание исследований
Представленное исследование, посвященное взгляду «снизу» на Стратегию социально-экономического развития национальной экономики на период до 2030 г. «Стратегии-2030» является логическим продолжением представленного ранее авторского исследования, посвященного взгляду «вперед» на ход подготовки и содержание «Стратегии-2030» [35].
При этом следует отметить, что взгляд «снизу» не входил в качестве элемента «зрительной системы» стратегического мышления в классическом описании положений научной школы предпринимательства Й. Шумпетера (рис. 1) [19] и был добавлен автором данных исследований как неотъемлемый атрибут «зрительной системы» стратегического мышления (рис. 2) [35], отражающий экспертную оценку стратегического видения в звене взаимодействия «специалист-менеджер», и обогащающий принимаемое стратегического решение релевантной информацией «снизу».
Проведенный экспресс-анализ [35] степени покрытия ключевыми направлениями [22] разрабатываемой Правительством РФ стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. [15] требований по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г., определенных Указом Президента России от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.» [40] (табл. 1) показал следующее.
Таблица 1
Результаты экспресс-анализа степени покрытия ключевыми направлениями разрабатываемой Правительством РФ стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. требований Указа Президента России «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.» [35]
Национальные цели развития Российской Федерации |
Ключевые направления разрабатываемой стратегии социально-экономического развития Российской Федерации |
Оценка степени покрытия ключевыми направлениями национальных целей |
||||
Направление «Новая высокотехнологичная экономика» (руководитель А. Белоусов) |
Направление «Агрессивное развитие |
Направление «Новый общественный договор» (руководитель Т. Голикова) |
Направление «Клиентоцентричное государство» (руководитель Д. Григоренко) |
Направление «Национальная инновационная система» (руководитель Д. Чернышенко) |
||
Сохранение населения, здоровье и благополучие людей |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
3(12%) |
Возможности для самореализации и развития талантов |
5 |
1 |
0 |
0 |
5
|
11(44%) |
Комфортная и безопасная среда для жизни |
1 |
2 |
0 |
2 |
0 |
5(20%) |
Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство |
4 |
3 |
1 |
0 |
3 |
11(44%) |
Цифровая трансформация |
3 |
3 |
0 |
4 |
3 |
13(52%) |
Итого |
14 (56%) |
10(40%) |
1(4%) |
7(28%) |
11(44%) |
43(34,4%) |
Примечание: оценка уровня покрытия ключевыми направлениями, определяющими разрабатываемую Правительством РФ Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. требований по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г., определенных Указом Президента РФ № 474 от 21 июля 2020 г. проводилась с использованием экспертных оценок по шкале от «0» − отсутствие покрытия требований до «5» − максимальное покрытие требований.
Степень покрытия ключевыми направлениями разрабатываемой Правительством РФ Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. требований Указа Президента России «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.» [40] составляет в среднем около 1/3 (34,4%).
Таким образом, возникает большой вопрос – за счет каких мер Правительство Российской Федерации предполагает достичь национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 г., определенные Указом Президента России?
Начнем анализ с наиболее сложной с точки зрения достижения национальной цели, определенной Указом Президента России «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.» [40] – «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» (рис. 3).
В целом, для обеспечения устойчивого роста численности населения Российской Федерации необходим устойчивый рост экономики страны, который:
а) создает уверенность у населения, находящегося в репродуктивном возрасте, в том, что они будут иметь стабильную материальную базу, достаточную для воспитания детей;
б) обеспечивает социально-экономические преимущества Российской Федерации над другими (в первую очередь, соседними) странами, повышая уровень иммиграции в страну.
Но, как показывает анализ предложений Минэкономразвития (всего предложено 38 инициатив) [33], которые должны войти в Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г., конкретных мероприятий, которые бы обеспечили устойчивый рост численности населения Российской Федерации, в настоящее время не предусмотрено.
Анализируя целевой показатель «повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет» национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» [40], необходимо отметить, что к 2030 г. при нынешних тенденциях социально-экономического развития он является трудно достижимым.
Несмотря на то что за последние десять лет средняя продолжительность жизни в стране по данным Росстата (табл. 3) [26] выросла в стране на 4,4 года (на 5,15 лет у мужчин и на 3,29 лет у женщин), и согласно реалистическому (среднему) варианта прогноза того же Росстата (табл. 4) [26] вырастет до 79,1 лет к 2035 г. и до 77,54 лет к 2030 г., есть оговорка, согласно которой все это произойдет при условии «успешности реализации всех запланированных программ и внедрения социальных мер» [26].
Таким образом, текущий прогноз свидетельствует о существенных проблемах достижения целевых показателей национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей», определенных Указом Президента России «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.».
1. "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 10.02.2021).
2. 13,3% населения России. Росстат сообщил о росте числа живущих за чертой бедности до 19,6 млн человек. https://www.znak.com/2021-01-29/rosstat_soobchil_o_roste_chisla_zhivuchih_za_chertoy_bednosti_do_19_6_mln_chelovek
3. Human Development Report 2020. http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr2020.pdf
4. Life expectancy and Healthy life expectancy, data by country. https://apps.who.int/gho/data/node.main.688
5. Mintzberg, H. ≪Strategic Thinking as ‘Seeing.’≫ In J. Nasi, ed., Arenas of Strategic Thinking (Foundation for Economic Education, Helsinki, Finland, 1991).
6. The Measurement of Scientific, Technological and Innovation Activities. Oslo Manual 2018. Guidelines for Collecting, Reporting and Using Data on Innovation, 4th Edition. https://www.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/oslo-manual-2018_9789264304604-en
7. World Economic Outlook Database-April 2019, International Monetary Fund.
8. Артемьев М. На грани катастрофы: почему Россия снова теряет население? https://www.forbes.ru/obshchestvo/379483-na-grani-katastrofy-pochemu-rossiya-snova-teryaet-naselenie
9. В Минтруде назвали средний размер пенсии в России. https://www.vedomosti.ru/economics/news/2021/03/29/863596-v-mintrude-nazvali-srednii-razmer-pensii-v-rossii
10. В России дальше будет еще хуже: экономисты о серьёзном ухудшении ситуации к концу 2021 года. Экономический армагедон? https://zen.yandex.ru/media/atasinfo/v-rossii-dalshe-budet-esce-huje-ekonomisty-o-sereznom-uhudshenii-situacii-k-koncu-2021-goda-ekonomicheskii-armagedon-60c064dd731a0e2792564c8c
11. Госдума рассмотрит закон об упрощенном получении гражданства РФ для белорусов и украинцев. https://turbo.gazeta.ru/social/news/2021/06/11/n_16089458.shtml
12. Движение без целей: почему провалилась «Стратегия-2020». https://newizv.ru/article/general/21-11-2019/dvizhenie-bez-tseley-pochemu-provalilas-strategiya-2020
13. День сурка: "Стратегия-2020" успешно провалена — очередь за нацпроектами? https://www.nakanune.ru/articles/116644/
14. Концепция развития России до 2020 года оказалась невыполнимой. Почему разошлись траектории национальных целей 2008 года и фактического развития страны. https://www.rbc.ru/economics/02/11/2019/5db946fb9a794742bc0d5b68
15. Кошкина А., Рубченко М. Правительство готовит новую стратегию социально-экономического развития. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/02/02/856382-pravitelstvo-gotovit-novuyu-strategiyu-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya
16. Медведев предложил прекратить расчет ВВП России. https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/medvedev-predlozhil-prekratit-raschet-vvp-rossii-1027872139
17. Методика расчета показателя «Уровень инновационной активности организаций». Утверждена приказом Росстата от 27 декабря 2019 года №818.
18. Минтруд планирует пересмотреть критерии оценки бедности. https://tass.ru/ekonomika/9840759
19. Минцберг Г. Стратегическое сафари [Текст]: экскурсия по дебрям стратегического менеджмента: перевод с английского / Генри Минцберг, Брюс Альстранд, Жозеф Лампель; [пер. Д. Раевская, Л. Царук]. - Москва: Московская школа управления Сколково: Альпина Паблишер, 2013. – 365 с.
20. Михаил Делягин: Блатной феодализм заканчивается. https://zavtra.ru/blogs/blatnoj_feodalizm_zakanchivaetsya
21. Москва не в лидерах: где платят больше за коммуналку. Названа средняя сумма платежки за ЖКХ в России. https://www.gazeta.ru/business/2019/11/26/12832904.shtml
22. Определен срок внесения Стратегии социально-экономического развития РФ до 2030 года в Правительство — 14 мая 2021 года. https://strategy24.ru/rf/news/opredelen-srok-vneseniya-strategii-sotsialnoekonomicheskogo-razvitiya-rf-do-2030-goda-v-pravitelstvo-14-maya-2021-goda
23. Орешкин считает неэффективным существующий формат стратегий развития РФ. https://tass.ru/ekonomika/4199970
24. Полный провал Стратеги-2020. Население помешало? https://narzur.ru/polnyjj-proval-strategi-2020-naselenie-pomeshalo/
25. Потребительская и продовольственная корзина в России. https://rosinfostat.ru/potrebitelskaya-korzina/
26. Продолжительность жизни по данным Росстат. https://rosinfostat.ru/prodolzhitelnost-zhizni/
27. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/
28. Рождаемость по данным Росстат. https://rosinfostat.ru/rozhdaemost/
29. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения в России по годам (Таблица). https://infotables.ru/statistika/31-rossijskaya-federatsiya/784-rozhdaemost-smertnost#hcq=Rz1STzs
30. Россияне стали чаще умирать из-за спиртного. https://www.gazeta.ru/social/2021/06/12/13633040.shtml
31. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Третье издание. – Москва, 2006. – 191с.
32. Сергей Глазьев: За 25 лет построен «блатной» капитализм. https://izborsk-club.ru/11932
33. СМИ узнали о формировании стратегии развития России стоимостью ₽5,6 трлн. https://www.rbc.ru/economics/08/06/2021/60beff349a79474b14e79bdb
34. Страна несбывшихся программ: Почему провалилась Стратегия-2020? https://www.kp.ru/daily/27053.7/4119288/
35. Тебекин А.В. Взгляд «вперед» как основа стратегического развития национальной экономики. // Журнал исследований по управлению. №3, 2021.
36. Тебекин А.В. Дисбаланс формы и содержания статистической отчетности (о переходе с ОКВЭД на ОКВЭД-2). // Журнал экономических исследований. – Т. 5. − №5. − 2019. − С. 103-109.
37. Тебекин А.В. Прогноз развития российской экономики на период до 2030-го года. // Транспортное дело России. − 2020. − № 6. − С. 45−50.
38. Тебекин А.В. Управление персоналом. Учебное пособие / Москва. − 2016. Сер. 68 Профессиональное образование (1-е изд.)
39. Тебекин А.В., Егорова А.А. Структуралистские факторы распространения "серой" теневой экономики. // Журнал экономических исследований. − 2019. − Т. 5. − № 3. − С. 69-81.
40. Указ Президента России от 21 июля 2020 г. № 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012
41. Уровень бедности по данным Росстат. https://rosinfostat.ru/uroven-bednosti/
42. Уровень инновационной активности организаций. https://rosstat.gov.ru/folder/14477
43. Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/
44. Чиновница посоветовала народу «есть макарошки» и держать пост. https://www.kp.ru/daily/26894.7/3938247/
45. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития = Theorie der wirtschaftlichen Entwicklung; Капитализм, социализм и демократия = Capitalism, Socialism and Democracy / Йозеф Алоиз Шумпетер; [пер. с нем.: В. С. Автономов, М. С. Любский, А. Ю. Чепуренко; пер. с англ.: В. С. Автономов и др.]. − Москва: Эксмо, 2007. − 861 с.