МОЛОДОЙ ВАГНЕР В РАБОТЕ НАД ОПЕРНЫМИ ЛИБРЕТТО (НА ПРИМЕРЕ РАННИХ ОПЕР «СВАДЬБА» И «ФЕИ»)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель: раскрыть пути формирования таланта Р. Вагнера как автора сценарных планов собственных опер на примере двух ранних его оперных проектов. Методы: соединение музыкально-исторического, биографического методов и методологических подходов, сложившихся в либреттологии. Результаты: на примере первых опытов создания оперных либретто выявлен творческий подход молодого автора к переосмыслению избранных литературных первоисточников на основе обобщения полученных художественных впечатлений, реальных жизненных сюжетов, активного включения собственных творческих идей и сюжетных мотивов. Это можно расценивать как первые шаги к самостоятельной трактовке поэтических текстов, созданных для зрелых опер композитора. Последние расцениваются в современной либреттологии как самодостаточные произведения. Так воспринимал их и сам Вагнер, печатая отдельно от музыкального текста и называя «поэмами». Новизна: в статье, незавершенная опера «Свадьба», которая обычно выносится за скобки при рассмотрении ранних опер композитора, написанных до «Летучего голландца», рассматривается в контексте литературных, театральных впечатлений, разных источников формирования эстетических взглядов и мироощущений начинающего автора. Она дается в сопоставлении с первым завершенным оперным проектом, оперой «Феи», в которой, наряду с общеромантическими чертами, выявлено воздействие «Орфея» К. В. Глюка, а также включение сюжетных мотивов старой «волшебной оперы», основанной на образе Армиды, героини эпической поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим». При этом основной акцент сделан на значении в конкретных жизненных обстоятельствах и в перспективе всего творчества молодого автора новой сформированной Вагнером концепции пьесы-фьябы К. Гоцци «Женщина-змея», послужившей литературной первоосновой оперы. Практическое применение: материалы статьи могут быть использованы в курсах истории музыки, истории оперы, могут быть полезны оперным постановщикам, создателям современных оперных либретто и композиторам, работающим в сфере музыкального театра.

Ключевые слова:
опера, оперное либретто, либреттология, раннее творчество композитора, музыкальный романтизм
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Гоцци Карло. Сказки для театра. Полное собр. в одном томе. Альфа- книга, 2013. - 974 с

2. Вагнер Р. Моя жизни. - М.: Изд-во Экмо; СПб,: Изд-во Terra Fantastica, 2003. - 864 с

3. Костенников А. М. Ансамблево-хоровой комплекс в музыкальном театре Р. Вагнера, монография / Севастополь: из-во Вебер, 2011. - 208 с

4. Либреттология. Восьмая нота в гамме. Сборник статей: Учебное пособие. Составители Ю. Димитрин, А. Стеценко. Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2020. -336 с

5. Музыка Австрии и Германии: В 3 кн. - Кн. 3. - Москва: Композитор, 2003. - 450 с

6. Хойслер Андреас. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М.: Иностранная литература, 1960. - 441 с

7. Чемберлен Х. С. Рихард Вагнер пер. с нем. и предисл. С. А. Никитина -СПБ.: Владимир Даль, 2016. - 583 с

8. Шалагінов Б. Б Класики і романтики. Штудії з історії німецької літератури XVIII-XIX століть. - Київ: видавничий дім «Київо-Могілянська академія», 2013. - 440 с

9. Smith J. Patrick. The tenth muse: A Historical Study of the Opera Libretto/ - London. Victor Gollanez LTD, 1971. - 417 p

10. Ссылки на статьи и аннотации

11. Levi Hermann: Wagner Richard. Die Feen, romantische Oper in drei Acten von Richard Wagner /Historisches Aufführungsmaterial der Bayerischen Staatsoper / Bayerische Staatsbibliothek/ Digitalisat-Bestellung- BSB Katalog

12. Stolberg Arne. Gottheit, die der Sterbliche besitzt. Wagners „Die Feen“ im Zeichen von Kunstreligion und „musikalichen Mystizismus“. /Richar Wagner. Die Frühwerke. Rienzi. Das Liebesverbot. Die Feen. Nord Concept GmbH. Kulmbnach, 2013. - Р.169-185

13. Антипова Н. А. Фантастическое в немецкой романтической опере: дис. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Н. А. Антипова. - М., 2007. - 182 с

14. Шалагинов Б. Драматургия Р. Вагнера 1840-х годов (особенности творческого метода): автореф. дис. канд. филологических наук / Б. Шагинов. - М., 1973. - 20с

15. Wagner, Richard „Die Hochzeit, WWV 31“. For voices and chorus with orchestra; German language, 2012

16. Wagner, Richard „Die Feen“. Romantische Oper in drei Akten. Klavierausung/ Ries&Erlier. Bеrlin. 2004


Войти или Создать
* Забыли пароль?