Цель: исследовать пьесу М. Глинки «Первоначальная полька» в 4 руки 1852 г. в контексте жанра парафраза композитора; определить автобиографические черты пьесы; изучить и обозначить проблематику названия сочинения. Методы: принципы методики культурологического комментария, разработанного в музыковедении в трудах С. Тышко и С. Мамаева [1], С. Тышко и Г. Куколь [2]. Методика применяется в виде аналитического комментария к музыкальному тексту при совмещении биографических сведений и смыслов произведения на фоне исследования композиторского стиля позднего периода. Результаты: обоснование жанровой природы пьесы определяет ее исследование в контексте отдельной жанровой сферы фортепианных сочинений Глинки - области парафраза; принципы изучения музыкальных сочинений и фактов творческой биографии композитора в неразрывной связи дают основания утверждать, что миниатюры последнего творческого десятилетия Глинки обращены к его прошлому, т. е., автобиографичны. Новизна: фортепианная пьеса «Первоначальная полька» впервые подробно рассматривается в контексте парафразов М. Глинки; впервые посредством аналитического комментария к музыкальному тексту пьесы выявлены автобиографические смыслы танцевального произведения 1852 г. Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в курсах истории мировой и славянской музыки, в курсах анализа музыкальных произведений и музыкальной интерпретации.
фортепианные парафразы М. Глинки, автобиографические смыслы, аналитический комментарий к музыкальному тексту, заимствованная тема, жанр парафраза Глинки, композиционные и драматургические решения, танцевальные жанры, фактурная обработка темы
1. Тышко С. В., Куколь Г. В. Странствия Глинки. Комментарий к «Запискам». Ч. III. Путешествие на Пиренеи или испанские арабески. К., 2011. 544 с
2. Глинка М. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. М.: Музыка, 1973. Т. I: Творческие материалы. Биографические материалы. 483 с
3. Ливанова Т., Протопопов Вл. Глинка. Творческий путь: В 2 т. М.: Государственное музыкальное издательство, 1955. Т. 2. 380 с
4. Загорный Н. Н. Фортепианное наследие М. И. Глинки // Глинка М. И. Полное собрание фортепианных сочинений. Л., 1952. Т. IV. С. VII-XV
5. Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. 319 с
6. Глинка М. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. М.: Музыка, 1975. Т. IIБ: Письма 1853-1857. Документы. 400 с
7. Эко У. Заметки на полях «Имени розы». СПб.: Simposium, 2003. 92 с