УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Цель: теоретическое обоснование ресурсных возможностей предметно-развивающей среды в сенсорном воспитании младших дошкольников. Методы: сравнения, обобщения, системного анализа, теоретического познания, а также метод аналогии и исторический метод. Результаты: познание окружающего мира начинается с чувственного восприятия предметов, объектов и явлений окружающей действительности (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, М.М, Манасеина, Е. И. Тихеева и др.). Это теоретическое положение обусловливает важность своевременного сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста. В современной отечественной дошкольной педагогике разработана принципиально новая концепция сенсорного воспитания, в основу которой заложено положение о развитии восприятия путем формирования перцептивных действий (А. В. Запорожец). Учеными в области дошкольной педагогики и психологии доказано, что сенсорное воспитание дошкольника будет осуществляться более успешно в условиях специально организованной предметно-развивающей среды. В отечественных психолого-педагогических исследованиях предметно-развивающая среда понимается как «поле» развития ребенка. Изучение различных вариантов построения предметно-развивающей среды позволило нам определить основные её пласты в проектируемой нами экспериментальной модели, такие как познавательный, созидательный и творческий. Научная новизна: в статье осуществлено теоретическое обоснование феномена предметно-развивающей среды; определена специфика создания предметно-развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения для сенсорного воспитания младших дошкольников. Практическая значимость: состоит в том, что ее результаты могут быть использованы педагогическими службами дошкольных образовательных учреждений в целях оптимизации предметно-развивающей среды в сенсорном воспитании младших дошкольников. Особый профессиональный интерес могут вызвать рекомендации по созданию следующих мини-сред предметно-развивающей среды: познавательной, исследовательской, преобразующей, эмоционально-творческой.
предметно-развивающая среда, сенсорное воспитание, чувственное восприятие окружающей действительности, младший дошкольный возраст, факторы личностного развития
1. Бутвина О. Ю., Гаврашенко Е. С. Сущность и характеристика понятия «Развивающая среда» в ДОУ // Вестник науки и образования. 2019. - Ч. 4. - № 10 (64). - С. 120-122
2. Выготский Л. С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 2018. - 363 с. 3. Глушкова Г. Предметная среда действительно развивающая? // Дошкольное воспитание. 2018. - № 2. - С. 107-112
3. Дыбина О. В., Пенькова Л. А., Рахманова Н. П. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду: метод. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128 с
4. Золотухина Ю. Ю. Средовой подход к воспитанию дошкольников // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. - № 4. - С. 131-134
5. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. - № 1. - С. 13-23
6. Крежевских О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учеб. пособие для бакалавров педагогики. - М.: Директ-Медиа, 2016. - 221 с
7. Лаврентьева Т. В. Организация предметной среды и позиция воспитателя // Дошкольное воспитание. 1995. - № 6. - С. 18-21
8. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» / под ред. А. И. Булычевой. - М.: РАЗВИТИЕ, 2016. - 173 с
9. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении: учебное пособие / В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. - М.: Владос, 2017. - 200 с
10. Приходько Е. Г. Формирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. - Краснодар: Мир Кубани, 2004. - 68 с
11. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: метод. пособие / Е. О. Смирнова, Е. А. Абдулаева, И. А. Рябкова [и др.]. - М.: Русское слово - учебник, 2018. - 113 с
12. Ребёнок в мире культуры / Л. В. Абдульманова, Л. В. Грабаровская, И. В. Житная [и др.]. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. - 558 с
13. Тафинцева Н. А., Маликова И. А. Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС // Преемственность в образовании. 2020. - № 25(03). - С. 343-342
14. Толстикова О. Создаем развивающую среду своими руками // Дошкольное воспитание. 1997. - № 5
15. Френе С. Избранные педагогические сочинения. - М: Прогресс, 1990. - 304 с
16. Шакирова Е. В., Белкина В. Н. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада: содержание и подходы к организации // Ярославский педагогический вестник. 2018. - № 3. - С. 40-45
17. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 366 с