Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Школа должна подготовить выпускника, способного успешно социализироваться и быть востребованным и конкурентоспособным. Именно поэтому особо остро стоит проблема профессионального самоопределения и выбора будущей профессии обучающимися. Подготовка профессиональных кадров XXI века должна осуществляться в образовательных организациях с предпрофессиональной подготовкой, что является основой получения качественного профессионального образования в самом ближайшем будущем. Для предпрофессиональной подготовки школьников необходима специально организованная среда. Именно поэтому авторы статьи обратились к проблеме формирования среды профессионального самоопределения в российских школах. В результате исследования была описана среда профессионального самоопределения на основе ранней профориентации и предпрофессиональной подготовки школьников, которая включила в себя следующие блоки: ресурсы, деятельность, результат. Результаты, полученные в данном исследовании, могут быть полезными для создания среды профессионального самоопределения, ранней профориентации и предпрофессиональной подготовки обучающихся в образовательных организациях, что позволит обеспечить появление выпускника «нового типа» – молодого человека, обладающего способностью осознанного выбора профессионального пути в единстве с профессиональной мобильностью.
профессиональное самоопределение, ранняя профессиональная ориентация, предпрофессиональная подготовка, среда профессионального самоопределения
1. Варламова Д. Атлас новых профессий. – М. : Интеллектуальная литература, 2020. – 456 с.
2. Дмитриева К.А., Рябинина Т.Б. Выбор профессии. – М. : ОлмаМедиаГрупп : Просвещение, 2017. – 304 с.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. – М. : Изд. центр «Академия», 2006. – 240 с.
4. Климов Е.А. О становлении профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их (психологический взгляд) : учебное пособие. – М. : Московск. психолого-соц. инст-т, 2006. – 176 с.
5. Кузнецов К.Г., Кувшинова О.Л., Серебряков А.Г., Григорьева И.В., Хохлов Н.А., Барабанов Д.Д. Моя будущая профессия. – М. : Просвещение, 2017. – 80 с.
6. Мартинес Е. Я и профессия. – М. : Генезис, 2016. – 224 с.
7. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. – СПб. : Евразия, 2001. – 479 c.
8. Пряжников Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения : дис. … д-ра пед. наук. – Екатеринбург, 1995. – 340 с.
9. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда : учеб. пособие к курсу «Психология труда и инженер. Психология». – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2010. – 534 с.
10. Фролова С.Л., Нечаев М.П. Развивающая профориентационная среда: сущность, структура и технология проектирования // Наука и образование: новое время. – 2019. – № 1. – С. 55–59.
11. Чистякова С.Н. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. Книга для учителя и социального педагога / С.Н. Чистякова, П.С. Лернер, Н.Ф. Родичев, Е.В. Титов. – М. : Новая школа, 2004. – 112 с.
12. Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера: Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1997. – 188 с.
13. Fursov A.L. (2015, Summer) System of indicators of social and economic efficiency of system of vocational guidance of region's population and methods of assessment// Economics. Society: Selected Papers of the International Scientific School "Paradigma" (Varna, Bulgaria) Compiling Editor Dr.Sc., Prof. E.Sibirskaya. Yelm, WA, USA. рр. 60–63.
14. Munley P.H., Pate W.E., Duncan L.E. (2008) Demographic, educational, employment, and professional characteristics of counseling psychologists// Counseling Psychologist. – Т. 36. – № 2. – рр. 250–280.
15. Saitbaeva E.R. (2013) A Phenomenon of self-determination of the pedagogue-professional and his educational support// Middle East Journal of Scientific Research. – Т. 17. – № 3. – рр. 287–291.
16. Super D.E. The psychology of careers. – N.Y., 1957.
17. Shchigireva O. (2015) Vocational guidance as means of formation of the human capital// 3rd International Conference "Role of nonmaterial factors in ensuring the social and psychological condition of a society" Sheffield, UK. – рр. 36–39.
18. Teuscher U. (2003) Evaluation of a decision training program for vocational guidance // International Journal for Educational and Vocational Guidance. – Т. 3. – № 3. – рр. 177–192.
19. Van Esbroeck R. (2002) An introduction to the Paris 2001 IAEVG declaration on educational and vocational guidance // International Journal for Educational and Vocational Guidance. – Т. 2. – № 2. – рр. 73–83.