аспирант
В статье отражен вклад философии субъекта Винсента Декомба в различные направления западной мысли. Показывается, что его обоснование необходимости концепта субъекта в области интенсиональных конструкций дает новые возможности для феноменологии. Грамматический метод (воспринятый им у Людвига Витгенштейна), примененный им по отношению к проблеме субъекта, позволяет аналитической философии в западной мысли открывать новые области своего применения. Также эта методология может быть использована в герменевтике для прояснения понятий в анализируемом тексте. Кроме того, грамматический метод может быть применен в семиотике в качестве вспомогательного подхода для семиозиса. Делается вывод о значимости философии субъекта Винсента Декомба для современной западной философии.
современная западная философия, Винсент Декомб, феноменология, герменевтика, семиотика, грамматический метод, субъект как дополнение агенса
Имя Винсента Декомба малоизвестно в российском философском сообществе, хотя в странах континентальной Европы он является одним из известных современных философов, так же как в островной Европе и в США. Причин, по которым Декомб слабо знаком у нас, может быть выделено несколько: 1) небольшое количество трактатов В. Декомба на языке оригинала; 2) малое количество переводов его работ на русский язык; 3) сложность его текстов для понимания даже академическими философами.
Актуальность текущего исследования состоит в том, что последствия философии субъекта Винсента Декомба для других направлений в западной философии не были ещё изучены, а значимость его мысли для них весома.
Научная новизна данной статьи заключается в том, что в ней, впервые в отечественной философии показывается вклад философии субъекта В. Декомба в различные направления западной мысли.
В связи с этим была поставлена цель настоящей статьи – выявить значение философии субъекта Винсента Декомба для современной западной философии. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) показать важность мысли французского философа для феноменологии;
2) выделить роль философии В. Декомба в аналитической традиции;
3) продемонстрировать значимость идей Винсента Декомба для герменевтики;
4) отразить конкретный вклад французского мыслителя в семиотику.
1. Феноменология
Как известно из истории западной философии, Винсент Декомб был учеником Поля Рикёра − представителя герменевтической феноменологии. Изначально сам Декомб был феноменологом, после же отдалился от этого течения западной философии, но, при этом, сохранил свое феноменологическое образование. Феноменологию Декомб так и до конца не оставил, что видно в его труде по философии субъекта «Дополнение к субъекту: исследование феномена действия от собственного лица» [1]. Так, у Рикера В. Декомб в философии субъекта заимствует несколько положений: 1) отказ от идеи абсолютной прозрачности Я, полного совпадения Я с самим собой [2]; 2) для идентификации субъекта определяющим является вопрос - «кто?» (например, «кто сказал?», «кто сделал?» и т.д.).
Обосновывая необходимость концепта субъекта (через доказательство от противного — отвечая на вопрос, что было бы если бы не было концепции субъекта), В. Декомб указывает то, что человек в своем языке не может обойтись без интенсиональных конструкций. Интенсиональные конструкции — это такие конструкции, в которых наличествует конкретная точка зрения агенса. Самое главное, что разрешают сделать они, то, что «интенсиональные конструкции позволяют приписать некоторым агенсам причины некоторых событий, намерения, с которыми они вмешиваются в течение вещей, представления, которые они формируют о ситуациях, цели, которые они ставят перед собой» [1, c. 36].
Французский мыслитель полагает, что интенсиональность можно выразить лишь посредством проявлений языка (речи и / или письма): «Сказать, что агенс совершил какое-то действие намеренно, означает заставить его говорить, через его речь сделать очевидной цель его действия, цель, актуальную в момент действия» [1, c. 36].
В рассматриваемой ситуации лишиться субъекта означало бы лишиться интенсиональных конструкций. Отказ от них имеет далеко идущие последствия – становится невозможным противоположить мое описание поведения агенса дескрипции его намерения. Таким образом, естественный язык стал бы гораздо беднее, чем прежде, и напротив «определение концепта субъекта, осознающего себя агенсом, который может ответить на вопрос относительно его намерений и действий, неизбежно приводит к обогащению языка, описывающего естественные действия и действия витальные, или физиологические, языком человеческого действия» [1, c. 42].
Помимо этого, избавление от интенсиональных конструкций привело бы не только к тому, что язык бы стал «бедным». Также это послужило бы следствием тому, что нельзя было бы различить реальную ситуацию и ситуацию, как она есть для агенса, что не позволяло бы, в свою очередь, сделать различие между тем, что реально и тем, что существует только в сознании его. В добавление к этому, нельзя было бы различить видение ситуации агенсом от первого лица и агенсом от третьего лица. Кроме того, философ из Франции утверждает: «Без интенсиональных конструкций никакая атрибуция была бы невозможна» [1, c. 36].
Таким образом, интенсиональные конструкции имеют важное значение для феноменологии. Без них никакая феноменология как наука о феноменах невозможна. В силу того, что Декомб доказывает необходимость таких конструкций для философии субъекта, он, тем самым, аргументирует и надобность существования феноменологии самой по себе. В заключение, он показывает ее важность для философии субъекта, так как без интенсиональных конструкций построение такой философии оказывается невыполнимым.
2. Аналитическая философия
Подход, который Винсент Декомб использует для прояснения понятия «субъект» (грамматический метод), он заимствует у Людвига Витгенштейна [4] — одного из основателей аналитической традиции в западной философии. Грамматический метод — это аналитический метод, который позволяет с помощью семантического анализа раскрыть значение анализируемого понятия. Нужно отметить, что Декомб не развивает грамматический метод. Он просто применяет его по отношению к новой исследовательской области — проблеме субъекта, но и это уже новаторство. Таким образом, косвенно французский философ все же продвигает рассматриваемый метод дальше за счет открытия прежде неиспользуемых сфер.
Аналитическая философия обогащается за счет разработок в философии субъекта В. Декомба. Благодаря идеям французского мыслителя по отношению к грамматическому методу, эта традиция в западной философии теперь имеет знание о том, что данный подход может быть применен не только так, как использовал его Л. Витгенштейн, но и иначе, в других проблемных зонах. Это важная заслуга, принадлежащая Винсенту Декомбу, и уже вошедшая в историю западной философии.
3. Герменевтика
Значимой частью герменевтической практики является интерпретация текста [Цит. по: 5]. При этом, никакая интерпретация невозможна без определения понятий, наличествующих в нем [Цит. по: 6]. Тут может пригодиться грамматический метод, который позволяет разъяснить конкретные термины.
Конечно, сам грамматический метод, как известно, не был разработан В. Декомбом, но, как уже указывалось выше, он сумел для него найти новые области применения. В герменевтике тоже может сработать путь, предложенный Декомбом, ибо это соответствует цели герменевтики — истолкованию, которое можно исполнить максимально точно лишь разобрав, что значит та или иная концепция.
Стоит отметить, что грамматический метод еще не был использован по отношению к герменевтике. Его применение — дело будущего, при условии нахождения философов, которые согласятся использовать его в таком ракурсе.
4. Семиотика
Так же, как и по отношению к герменевтике, грамматический метод еще не был использован в семиотике. Здесь он может быть использован в процессе семиозиса [7]. Аналогично герменевтике, в семиотике важна точная интерпретация знака [Цит. по: 8]. Грамматический метод может помочь в этом, будучи использованным как методология раскрытия понятия.
В качестве вывода, нужно зафиксировать, что философия субъекта Винсента Декомба значима для современной западной философии по причине того, что она имела заметное влияние на нее и, вероятно, будет еще влиять на западную мысль, так как ее потенциал не был до конца исчерпан.
1. Декомб В. Дополнение к субъекту: исследование феномена действия от собственного лица. − Москва: Новое Литературное Обозрение, 2011. − 576 с.
2. Поль Рикёр: человек-общество-цивилизация. − Москва: Канон+, 2015. − 392 c.
3. Брентано Ф. О будущем философии. Избранные труды. − Москва: Академический проект, 2018. − 630 с.
4. Витгенштейн Л. Заметки о философии психологии. − Москва: Дом интеллектуальной книги, 2001. – 192 с.
5. Соболева М.Е. Философская герменевтика: понятия и позиции. − Москва: Академический проект, 2014. − 151 с.
6. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. − Москва: Прогресс, 1988. − 704 с.
7. Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. − Москва: Логос, 2000. − 412 с.
8. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию – Санкт-Петербург: Симпозиум, 2006. — 544 с.