сотрудник
, Россия
сотрудник
, Россия
УДК 33 Экономика. Экономические науки
В статье вновь вводится понятие «объект товародвижения», раскрываются особенности оценки качества объектов товародвижения с учетом новых направлений развития в области их экономической безопасности. Реальные показатели динамики потребительского рынка характеризуют смещение покупательского спроса в сторону более дешевых и менее качественных объектов товародвижения, что грозит серьезными экономическими последствиями для такого важного направления развития страны, как повышение уровня экономического развития в части увеличения благосостояния населения, который характеризуется качественностью потребительской корзины. В условиях пандемии и ухода бизнеса в онлайн-режим реализации объектов товародвижения оценка качества переходит на более серьезный уровень стандартизации контроля их качества.
объект товародвижения, контроль качества, оценка качества, система стандартизации, экономическая безопасность, безопасность продукции, оценка качества продукции
В 2020—2021 годах в условиях пандемии коронавируса, большого вызова современной экономической ситуации возрастает спрос на более динамично поступающие к потребителю товары, а в условиях повышенной требовательности к их экономической безопасности по причине снижающихся доходов возрастает и роль оценки качества объектов товародвижения, особенно если они реализуются через систему онлайн-доставки.
Под объектами товародвижения следует понимать товары, услуги, виды работ, нематериальные активы, промежуточные комплектующие, ноу-хау и другие материальные и нематериальные ценности, которые подлежат потреблению [1, с. 53].
В современной практике существует множество определений понятия «качество», но, на наш взгляд, необходимо особое внимание обратить на то, что под этим параметром в экономической безопасности подразумевается в первую очередь набор характеристик объекта товародвижения, способствующих удовлетворению установленных или предполагаемых потребительских требований. Даже если покупатель о них еще не думает, эти характеристики должны быть предвосхищены производителем, что достигается путем проведения допроизводственных исследований клиентских предпочтений [2, с. 24].
В условиях следования стратегическим целям и задачам формирования экономической безопасности России до 2030 года Президентом Российской Федерации В. В. Путиным был выдвинут ряд направлений стратегического развития, основной концепцией которого является улучшение позиций по такому важному макроэкономическому показателю, как повышение уровня жизни населения в рамках совершенствования индекса человеческого развития (ИЧР).
Ключевым элементом в этом интегральном показателе является формирование благосостояния человека [3, с. 32]. Оно зависит от уровня удовлетворенности потребителей составом потребительской корзины. В условиях перехода потребителей в систему онлайн-покупок остро встает вопрос, каким образом купить более дешевые товары с более высоким уровнем качественных характеристик.
В связи с этим выделим факторы, играющие наиболее серьезную роль в обеспечении качественных требований к объектам товародвижения:
— объекты товародвижения на производственном этапе жизненного цикла при тестировании должны удовлетворять стандартизированным государственным и потребительским характеристикам, утвержденным в нормативной документации;
— на предпроизводственном этапе жизненного цикла объекты товародвижения должны соответствовать характеристикам, заложенным при их создании и задумке, для чего необходимо формировать четкую структурированную систему их информационного сопровождения;
— каждый работник должен быть заинтересован в выполнении своих функций, в итоге создающих всеобъемлющий набор производства объектов товародвижения.
Оценка и контроль качества объектов товародвижения влияют не только на уровень качества жизни населения, так называемый индекс человеческого развития, но и на экологическую, политическую и национальную безопасность. Последние события, касающиеся дефицита обеспечения разных стран достаточным количеством защитных и медицинских средств и инструментов, показали, что товары должны быть не только в достаточном наличии, но и соответствующего качества. Мало того, товары широкого потребления перестали поступать через обычную систему международной реализации по причине закрытых границ, что способствовало углублению процесса импортозамещения. Вместе с тем, повышается спрос на более качественную продукцию внутри страны, поскольку потребители стали более разборчивы и критичны в выборе продукции. Особенно явно прослеживается данный спрос в условиях перехода основных продавцов продукции на онлайн-рынок сбыта.
Как ни парадоксально, введенные зарубежными странами санкции и условия массового закрытия границ по причине пандемии COVID-19, предполагающие окончательный развал экономики России и нарушающие баланс экономической безопасности нашей страны, наоборот, способствовали активизации процесса импортозамещения и даже развития некоторых направлений экономики, например онлайн-реализации продуктов питания, оказания онлайн-услуг и др. Достойную конкуренцию импорту смогли составить российские современные товары. Однако следует отметить, что лишь добросовестные производители качественной продукции сумели достигнуть положительного отзыва среди потребителей и позволили нашему государству сохранить и даже приумножить сферу влияния и конкурентоспособность на российских и зарубежных рынках сбыта.
Однако следует отметить, что вопреки желаниям потребителей и требованиям международных экономических отношений многие производители при выпуске своей продукции следуют правилу сокращения издержек производства за счет снижения именно уровня качества продукции при организации собственной деятельности. При этом статистика организаций, отводящих значительную роль отделу качества и мероприятиям по организации рационального менеджмента качества, показывает, что такая политика дает увеличение продаж и прибыли на 40 % от общей прибыли организаций.
Этот вопрос особенно остро встал при массовом переходе организаций на цифровую платформу в условиях пандемии COVID-19, поскольку необходимо выстроить вектор доверия к товарам при предвзятом отношении покупателей. Это мнение связано с длительным опытом нахождения на рынке в открытом доступе товаров с пониженным уровнем качества либо с отсутствием необходимых товару качественных признаков.
Существуют различные заключения экспертов о низкокачественном и неконкурентоспособном ассортименте продукции. Одни наблюдают за тем, что большинство производственных организаций работают на изношенных конвейерах, имеют износ по оборудованию, отсутствуют современные высокотехнологичные методики производства, новейшая компьютерная техника, что не позволяет объектам товародвижения соответствовать качественным характеристикам. Некоторые организации выходят из положения при помощи сотрудничества с зарубежными компаниями, заимствуя их технологии, производственное наполнение, часто даже высококвалифицированный, обученный персонал.
Другие эксперты выявляют фальсификацию или контрафакт уже в процессе реализации готовой продукции (так называемые подпольные цеха, находящиеся при официальных производственных предприятиях или торговых точках). При этом также потребители страдают от большой вероятности риска при онлайн-покупках.
В международной организации по стандартизации требований к качеству объектов товародвижения (ИСО) предлагается не просто обосновывать их соответствие нормативным требованиям, а добавлять внутреннюю документацию всех выполняемых процессов в организации с целью обеспечения качественных характеристик на всех этапах и уровнях жизненного цикла [4, с. 36]. При этом формируется комплексная структура системы качества, контролируемая экспертами международной организации по стандартизации, которая включает в свое пространство влияния каждое из подразделений организации, даже не задействованных непосредственно в производственном процессе, а также контролирует их заинтересованность в обеспечении качества выполняемого в данном подразделении набора функций [5, с. 42].
Говоря о глобализационном процессе формирования и контроля концепции качества, обратим свое внимание на три ключевых блока оценки организации в этом вопросе:
— анализ системы менеджмента качества у поставщика комплектующих, материалов, сырья, запасных частей и оборудования и др.;
— проверка изготовленной продукции через испытательные лаборатории;
— единая система оценки соответствия качества продукции (ее сертификация) государственными органами;
— поддержание необходимого уровня качества и сервисного обслуживания после совершения покупки потребителем в целях подтверждения организацией стабильности в области обеспечения качественных характеристик.
Для обеспечения глобализационных процессов в организации в области обеспечения качественных характеристик объекта товародвижения следует не только опираться на разработки международной организации по стандартизации, но и создавать российскую логистическую структуру контроля за его доброкачественностью и соответствием требованиям потребителей, включающую контрольно-надзорные мероприятия на предпроизводственном, производственном и послепроизводственном этапах товародвижения с участием подсистем системы качества (планирование, обеспечение, улучшение, управление и контроль) [6, с. 205].
Современное применение международных стандартов ИСО серии 9000 должно быть расширено информационной прозрачностью товародвижения по всему жизненному циклу, документальным сопровождением из одного подразделения в другое по всей цепочке товародвижения, а также на глобальном уровне маркированием и чипизацией высококачественных объектов товародвижения с целью доведения доступной, достаточной и достоверной информации о них как до контролирующих органов, так и до конечного потребителя.
Кроме оценки качественных характеристик сырья, материалов, комплектующих изделий от поставщика, организация обязана определить и направления развития в области контроля и оценки качества объектов товародвижения у конкурентов. Ведь если сама организация не вкладывает средства в обеспечение качества, а конкуренты активно применяют данную политику, обеспечен провал на данном направлении рынка сбыта. И, наоборот, даже незначительные мероприятия по внедрению системы менеджмента качества в свою организацию, если конкуренты не используют данные инструменты в своей организационной политике, приведут к значительному рывку вперед и занятию большей доли потребительского рынка.
Применение международных стандартов следует использовать как дополняющий элемент при организации собственной системы оценки качественных характеристик объектов товародвижения для достижения главной цели организации в области качества — повышения уровня потребительской привлекательности продукции по качественным характеристикам при сохранении оптимального уровня цен. При этом необходимо применять превентивные меры:
— по расширению сферы информационной доступности потребительских предпочтений;
— структуризации мероприятий по комфортности условий труда, по модернизации технологических процессов, по совершенствованию лабораторий отделов технического контроля на производственном этапе жизненного цикла;
— внедрению инноваций в области информационных средств связи для обеспечения доведения до потребителей доступной, достаточной и достоверной информации в области качества с тем, чтобы они в любой момент до или после совершения покупки могли как получить информацию о товаре, так и дать обратную связь по рекламации.
В заключение хочется отметить, что производственные крупные предприятия активно используют данные системы качества, однако вопрос заключается в переводе данной системы на цифровую информационную платформу, которая на данный момент времени не адаптирована, к сожалению, для онлайн-применения [7, с. 630]. Еще не придумано таких средств, при которых можно удаленно направить продукцию в лабораторию для изучения и оценки ее качества, поэтому конечные потребители все чаще встречаются со снижением уровня качества как продовольственных, так и непродовольственных объектов товародвижения.
1. Зенова Е. Н. Экспертиза товаров в таможенном деле: учебное пособие. Н. Новгород: Издательство ННГУ, 2013. 71 с.
2. Зенова Е. Н. Фальсификация продукции как категория экономической безопасности // На страже экономики. 2018. № 1 (4). С. 23—30.
3. Чеботарев В. С., Тимченко А. В. Бюджетная система современной России: учебное пособие. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД Российской Федерации, 2016. 84 с.
4. Зенова Е. Н. Управление качеством и конкурентоспособность: учебное пособие. Н. Новгород: Издательство ННГУ, 2016. 50 с.
5. Зенова Е. Н. Маркетинговая деятельность: учебное пособие. Курск: Издательство «Университетская книга», 2017. 122 с.
6. Формирование международных экономических отношений: учебное пособие / В. С. Чеботарев, С. С. Голубев, Е. Н. Зенова, О. М. Елфимов, С. А. Рудаков, А. Н. Хмыз, А. А. Строков, Р. С. Поздышев. М.: «Кнорус», 2019. 234 с.
7. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (утв. приказом Росстандарта от 28.09.2015 № 1390-ст). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.02.2021).
8. Шох М. А., Ионов В. А., Зенова Е. Н. Состояние структуры российской экономики и стратегическая роль сектора малого и среднего предпринимательства в обеспечении экономической безопасности // Экономика и предпринимательство. 2018. № 10 (99). С. 629—635.