Россия
Рассмотрены основные направления деятельности ЗАО «ЭНСЕРТИКо» в период реорганизации российской энергетики и в современных условиях. Дана оценка результатов введения в действие ряда нормативных документов, регламентирующих условия и правила сертификации продукции и услуг. Показаны проблемы в вопросах сертификации, обусловливаемые разработкой межгосударственных или наднациональных технических регламентов. Высказывается опасение, что трёхуровневая модель российского нормативно-технического регулирования, принятая в Законе № 184-ФЗ и призванная обеспечивать связь между нормами права и техническими нормами, не отвечает целям технического регулирования.
сертификация, технический регламент, нормативно-технические документы, Таможенный Союз, нормативно-техническое регулирование.
Представляется, что современная (за последние десять лет) история ЗАО «ЭНСЕРТИКО», деятельность которого изначально связана с инфраструктурой производства «большой» электроэнергетики, позволяет достаточно правдиво охарактеризовать его внешнюю среду. На примере этой компании можно определить критические факторы и просчёты в правовом, организационном и нормативно-техническом реформировании экономики для его осознанной и эффективной коррекции или, по крайней мере, понимания происходящего.
Начало деятельности «ЭНСЕРТИКО» совпадает с принятием в 2002–2003 гг. двух Федеральных законов прямого действия, в реализации которых на рынке материально-технических ресурсов (МТР) для электроэнергетики Общество активно участвует до сих пор. Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» отменена обязательность исполнения национальных стандартов и сводов правил при производстве и потреблении продукции (услуг) с переносом надзорно-контрольных функций государства исключительно на обязательное соблюдение так называемых «технических регламентов» (ТР), устанавливающих к продукции требования по безопасности. С введением данного закона все технические нормы ГОСТов и СНиПов формально стали добровольными в исполнении при производстве продукции и услуг. Обязательными декларируются исключительно «минимально необходимые требования» по безопасности (ст. 7 Закона № 184-ФЗ). Однако поскольку стандартизация и сертификация образуют систему управления качеством продукции, то установленная законодателем «добровольность» распространяется и на сертификацию материальной продукции, призванную подтверждать её качество, то есть устанавливать соответствие её параметров и характеристик требованиям, заданным ГОСТами. С качеством продукции, особенно электротехнической, неразрывная связана и безопасность её эксплуатации.
С принятием Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» окончательно определен вектор реорганизации российской электроэнергетики, по крайне мере на ближайшие десятилетия: «дробление» ранее единой электроэнергетической системы на десятки сетевых и генерирующих компаний (ОГК, ТГК, МРСК) с приобретением ими самостоятельности в таких объемах экономических отношений, которыми не обладали дочерние и зависимые общества ОАО РАО «ЕЭС России».