Минск, Беларусь
Актуальность рассматриваемой в статье проблемы обусловлена необходимостью эффективного осуществления исправления осужденных, формирования у них готовности к ведению правопослушного образа жизни после освобождения, а также совокупности психических свойств, детерминирующих субъективную необходимость правомерного поведения в основных сферах жизнедеятельности. Данные цели могут быть достигнуты посредством осуществления психологического сопровождения воспитательной работы с осужденными. Психологический анализ причин совершения преступлений, актуальные направления, объем и специфика психологической работы с лицами, отбывающими наказания в исправительных учреждениях, требуют изучения особенностей их Я-концепции. В статье осуществлен анализ теоретических исследований понятия “Я-концепция” в психологической науке, рассмотрены подходы к соотношению Я-концепции с понятиями “самосознание”, “Я-образ”, “самооценка”, “самопознание”. Представлено авторское определение понятия “Я-концепция” – это сложная целостная модель во взаимосвязи всех ее структурных элементов в контексте их значения и роли для объяснения значимых психологических процессов, происходящих с осужденными на различных этапах отбывания наказания, и определения направлений адекватного дифференцированного психокоррекицонного воздействия на осужденных, совершивших различные преступления.
исследование, Я-концепция, самосознание, Я-образ, самоотношение, самопознание
1. Шильштейн Е. С. «Я» в системе личностных конструктов: статус, функции и уровни презентации : дис. … канд. психол. наук. М., 2001. 185 с.
2. Иващенко А. В., Агапов В. С., Барышникова И. В. Я-концепция личности в отечественной психологии : монография. М. : МГСА, 2000. 153 с.
3. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. 1981. Т. 2, № 3. С. 25–38.
4. Пастушеня А. Н. Исправительная психология : учеб. пособие. Минск : Академия МВД Республики Беларусь, 2013. 207 с.
5. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Эксмо, 2010. 368 с.
6. Диянова З. В., Щеголева Т. М. Общая психология. Личность и мотивация. Практикум : учеб. пособие для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2017. 166 с.
7. Лебеденко Е. Н. Психологическое сопровождение развития самосознания детей дошкольного возраста // Вестник ставропольского государственного университета. 2007. № 51. С. 129–134.
8. Иващенко А. В. О дефицитах «Я», «Я-концепция» // Методологические и теоретические аспекты формирования и развития личности. М. : Институт молодежи, 1998. С. 11–14.
9. Агапов В. С. Формирование Я-концепции в системе духовных потребностей подростков // Акмеология. 2004. № 1. С. 46–54.
10. Барышникова И. В. Интегративный подход к исследованиям Я-концепции личности в отечественной психологии : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1998. 27 с.