В статье рассмотрена субкультура российского дауншифтинга в условиях глобализации. В условиях модернизационных процессов сферы социокультурных отношений выявлены специфические особенности данного феномена. В результате авторского исследования Д.Н. Гончаровой выделен ряд причин, способствующих распространению феномена дауншифтинга в России, а также определен доминирующий тип российского дауншифтинга.
дауншифтинг, общество потребления, глобализация, «простая жизнь», субкультура, особенности, ценности
Современный мир можно назвать сложным, противоречивым и чрезвычайно динамичным. Его характеризует модернизация всех сфер жизни общества. В современные модернизационные процессы включена и сфера социокультурных отношений, в которых также фиксируются быстрые, динамичные и непредсказуемые изменения. Появляются новые феномены, среди которых особое внимание заслуживает дауншифтинг.
Теоретики и практики сошлись в едином мнении о том, что постиндустриальная эпоха сделала мир глобальным, прогрессивным, включающим в себя большое количество возможностей для каждого человека. Для достижения своих целей индивиды тратят моральные и физические силы, некоторым приходится жертвовать своими личными интересами и увлечениями. Тем не менее существуют люди, которые считают такую жизнь лишенной смысла, состоящей из постоянной рутины и монотонности, и сходят с «дистанции» этой навязанной обществом погони за материальными благами. Такими людьми как раз и являются дауншифтеры.
Наибольшее развитие дауншифтинг получил в США и Австралии, но, вместе с тем, данный феномен в том или ином виде присутствует в любом обществе, в том числе и в России, но имеет свои особенности и национальную специфику.
Трансформационные процессы, происходящие в российском обществе в эпоху глобализации, сопровождаются распространением в нем ценностей и образцов социального поведения, лежащих в основе дауншифтинга на Западе. Результаты научных исследований показывают, что российское общество на рубеже XX−XXI вв. приобрело многие черты, сближающие его с другими европейскими социумами, а такие либеральные западные ценности как свобода, рыночная экономика, частная собственность, материальное благополучие, демократия вошли в массовое сознание россиян. Все это способствует формированию в российском обществе различных видов западного дауншифтинга. Однако в России исторически складывались специфические виды дауншифтинга, имеющие особенный по отношению к западному типу характер.
Выделение различных типов дауншифтинга в России и других государствах, изучение их особенностей и национальной специфики позволяет понять формирующиеся в обществе социальные практики преобразований, результаты которых во многом зависят от складывающихся стилей жизнедеятельности общества.
В настоящее время различные аспекты дауншифтинга являются предметом интереса представителей социологии, социальной философии и других научных дисциплин. Существуют различные представления о том, что такое дауншифтинг, каковы его особенности и параметры изучения, а также факторы его формирования.
Для выявления специфических особенностей субкультуры дауншифтеров в России было проведено социологическое исследование, в котором участие приняло 100 чел. В данную выборку попали жители России в возрасте от 25 до 50 лет. Эта возрастная группа была выбрана неслучайно, так как возраст людей, прибегающих к практике дауншифтинга, колеблется в этих возрастных пределах.
Методом, который послужил для сбора первичной информации, стало интернет-анкетирование членов сообщества ВКонтакте «Дауншифтинг по-русски. Город. Новый сезон».
Полученные результаты помогли сформировать представления о субкультуре дауншифтеров, выявить специфические особенности. Как правило, дауншифтеры принимали решение о «замедлении своего темпа жизни» в течение длительного времени. Самый короткий срок принятия данного решения составлял 2,5 года, а самый долгий срок – 15 лет. Большинство ответов респондентов варьировалось в течение 5-3 лет. Это говорит о том, что дауншифтеры – это люди, которые сознательно и ответственно подошли к смене своего привычного образа жизни. Далее, этот обоснованный выбор окажет влияние на тип, вид, причины и ценности российского дауншифтинга.
При совершении дауншифтинга люди в основном сталкиваются с финансовыми трудностями. Это связано с тем, что сам дауншифтинг в России трактуется как отказ от всех материальных благ и переезд в деревню, следовательно, это ведет к уменьшению материального благосостояния. Также 28% респондентов выделили непонимание со стороны окружающих как еще одну трудность, снижение уровня комфорта и разрыв отношений выбрали 12 и 16% респондентов соответственно, а 2 % респондентов выбрали вариант ответа другое и считают, что трудностями также выступают: потеря стабильности и отсутствие гарантий успеха будущего выбранного занятия.
Самыми актуальными достоинствами прежнего места работы дауншифтеров являются: высокий заработок и высокая степень ответственности за выполняемую работу. Отсюда следует подтверждение того, что, действительно, основной трудностью при совершении дауншифтинга является финансовая потеря, так как дауншифтеры – это люди, бросившие работу с высоким заработком и, соответственно, потерявшие какую-то часть своего привычного дохода.
Среди наиболее актуальных недостатков прежнего места работы респонденты выделяют: отсутствие времени на личные дела – 63%, высокое нервное напряжение – 55%, невозможность подстроить рабочий график – 38%, рутинность, однообразность работы – 27%.
В большинстве случаев респондентам при совершении своего дауншифтинга приходилось менять свое место жительства – 24%. Это еще раз доказывает, что в России дауншифтинг связан с отказом от материальных благ и переселением в другую местность. Также 16% респондентов приходилось увольняться из организации. Это может быть вызвано разными причинами, но исходя из ответов респондентов на предыдущие вопросы, можно сделать вывод, что это связано количеством стресса, который испытывают сотрудники на своей работе, а также с отсутствием личного времени и сменой места жительства.
Такой вид дауншифтинга как карьерный в субкультуре российских дауншифтеров выделяется слабо. Этому свидетельствует и малая распространенность таких ответов в вопросах как кардинальная смена своего места работы, понижение в должности, уменьшение рабочего времени.
Российские дауншифтеры не принимают участия в акциях и протестах, направленных против общества потребления. Это говорит о том, что в российской субкультуре дауншифтинг протекает более в мирном русле. Выбрав данную стратегию своей жизни, дауншифтер не пропагандирует ее, не заставляет других людей пересмотреть свое отношение к обществу потребления.
Ценностный дауншифтинг наиболее сложен для изучения, его характеризует полное изменение своей повседневности, а также пропаганда этих ценностей другим людям. Можно сказать, что в России данный вид дауншифтинга представлен лишь наполовину.
В субкультуре российского дауншифтинга распространен в большей степени такой его вид, как географический – о чем свидетельствуют ответы 76% респондентов. Географический дауншифтинг это добровольный переезд в другую местность, которая должна быть прямо противоположной старому месту проживания и отличаться экологичностью, уединенностью и размеренностью ритма жизни, причем это может быть переезд из города в деревню, а может и переезд в развивающиеся страны. В России, по всей видимости, популярным, все же является переезд не за границу в такие места, как Гоа, Бали, Таиланд, считающиеся раем для дауншифтеров (о чем свидетельствуют большинство респондентов – 65%, отвечая отрицательно на вопрос: «Имеете ли Вы опыт проживания за границей в таких местах, как Гоа, Бали, Таиланд?»), а в сельскую местность (71% респондентов ответили положительно на вопрос: «Приходилось ли Вам совершать добровольный переезд из города в сельскую местность?»). Это связано, в первую очередь, с особенностью российского дауншифтинга. Появился и развивался сначала дауншифтинг на Западе, но позже идея жизни ради себя просочилась и в российское общество, только приобрело свои специфические черты. В России в условиях отсутствия среднего класса дауншифтинг формировался и приобрел форму отказа от материальных ценностей и переезда в деревню.
Большинство дауншифтеров имеет домашнее хозяйство. Жизнь в сельской местности делает возможным держать свой скот и огород, выращивать экологически чистые продукты и мясо – данная возможность, по всей видимости, прельщает многих дауншифтеров. Все же огородом занимается большее количество респондентов – 36%. Это может быть связано с тем, что среди дауншифтеров оказывается популярной идея вегетарианства
Главными причинами, по которым дауншифтерам пришлось пересмотреть свой привычный образ жизни, являются: нехватка времени на общение с близкими и, соответственно, стремление проводить больше времени с семьей, стремление к здоровому образу жизни, стремление к самореализации, психологические проблемы.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что субкультура российского дауншифтинга имеет свои особенности и черты, присущие только ей. Так, было выявлено, что видом дауншифтинга является географический дауншифтинг, который означает кардинальную смену места проживания, зачастую, отличающееся экологичностью, уединенностью, размеренностью ритма жизни. В России географический дауншифтинг связан с переселением в сельскую местность, следовательно, доминирующим типом дауншифтинга является – дауншифтер-крестьянин, который как раз-таки и связан с экологичностью, выращиванием своего скота и огорода. Вследствие чего главными ценностями выступают здоровый образ жизни и семейные ценности. Основной причиной дауншифтинга в России является стремление проводить больше времени с семьей. Ведь из-за особенного пути развития, до сих пор несформированностью среднего класса в России данный образ дауншифтера, бросившего все и уехавшего в деревню взращивать огород и воспитывать детей становится вполне понятным и логичным. Таким образом, гипотеза данного исследования была подтверждена.
1. Смольянинова К.В. Низко падшие амбиции: манифест дауншифтера. − Москва: Прогресс-Политика, 2016. − 608 с.
2. Шутько А.Г. Возникновение феномена «дауншифтинг» // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. − 2016. − № 5. − С. 804-807.
3. Овечкина Я.В. Дауншифтинг как проявление социального ретретизма // Социально-экономические явления и процессы: международный журнал. − 2013. − №8. − С. 168−173.
4. Тавокин Е.П. Основы методики социологического исследования. − Москва: Юрайт, 2016. − 239 с.
5. Русяева О.В. Дауншифтинг как новое социальное явление и предмет социологического анализа. – Санкт-Петербург: Петрополис, 2018. ¬ − 112 с.