Бурятский государственный университет (лаборатория сравнительного правоведения в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, заведующий)
сотрудник с 28.08.2006 по 28.08.2006
Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия
Улан-Удэ, Иркутская область, Россия
сотрудник
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (кафедра судебной экспертизы, доцент кафедры)
Россия
УДК 34 Право. Юридические науки
Пожалуй, главная и труднейшая задача любого человека в жизни — найти настоящего Учителя. Духовного, а если особо повезет — то и по жизни. Во всяком случае буддизм, к последователям которого отношусь, ставит именно такую задачу.
Буддистское учение определяет запредельно (на наш взгляд) высокие требования к качествам Учителя. В их числе: любящая доброта, глубочайшие познания и обширный опыт, высокий энтузиазм к передаче учения и умение наслаждаться процессом не меньше, чем результатом; искреннее желание помочь ученику.
Вот почему найти настоящего Учителя — большая да к тому же и редчайшая удача. А потому мы — ученики Александра Федоровича Лубина — большие счастливчики.
Каждый по-своему нашел его. Вот и моя история.
В далеком 2000 году познакомился с Александром Федоровичем… по телефону. Позвонил узнать, получил ли он по почте книжечку. А он уже после трех минут беседы шокировал предложением: «Из того вашего, что изучил, вижу — вам пора писать докторскую!». В беседе выяснилось, что профессор А. Ф. Лубин даже готов помочь в этом многотрудном деле, поскольку следил за публикациями молодого следователя — кандидата наук из Восточной Сибири.
Потом Александр Федорович с супругой — Людмилой Викторовной, после настойчивых просьб, согласились приехать в Бурятию, на берега Байкала, с тем чтобы провести отпуск и, как сказал Учитель — сформировать концепцию докторской.
Помню, насколько удивительна и памятна была первая встреча. Встречал его поездом. Знал только номер вагона, но еще не видел будущего научного консультанта в лицо. Однако узнать профессора было не трудно. Из вагона вышел именно Профессор! Он, как и супруга, выглядел и вел себя в соответствии с лучшими традициями этого высокого звания: интеллигентен и добр, мягок и обходителен, энциклопедически компетентен и при том негромок и скромен, улыбчив и полон мягкого юмора…
Потом были дни потрясающего общения. Безусловно, выбор темы и концепция докторской — это заслуга Учителя. Помню, как терзался сомнениями: методология формирования криминалистических методик расследования преступлений — не слишком ли это высокая наука, недостижимая для обычного правоприменителя «с земли»?! Александр Федорович немало сил и времени потратил, чтобы сначала заразить единомыслием, замотивировать, а потом и вместе пройти многотрудный путь.
А какое счастье и удача, что научный консультант, находясь в 5 тысячах километров от ученика, владеет интернетом, электронной почтой и всеми техническими новинками лучше большинства тогдашних молодых ученых!
Годы совместной работы до и после защиты докторской сделали нас очень близкими людьми. Мудрый научный отец и внимающий сын — вот краткая суть наших отношений. Редко проходит месяц, чтобы мы не созвонились, не обменялись серией писем. Обо всем — от системы науки криминалистики до рыбалки на Волге. Спланированные частые встречи на защитах, конференциях и заезды к Учителю в гости в Нижний Новгород без всякого повода — тоже наша добрая традиция.
Каждую нашу встречу, наслаждаясь роскошью общения, перенимаю опыт, впитываю новые идеи и мысли, учусь тому, как Учитель размышляет, исследует, сомневается и... как он в целом относится к жизни во всех ее проявлениях. Пытаюсь передать эту методологию и методики (слова и сущности, намертво усвоенные с подачи Учителя) уже и своим ученикам. Если еще раз повезет —когда-нибудь и в чем-нибудь стану похож на него…
Перечисление его многочисленных научных и педагогических заслуг, офицерских регалий разрешите оставить соавтору статьи, коллеге и брату в науке — Алексею Юрьевичу Афанасьеву.
Итак, Александр Федорович — не просто научный Учитель и консультант, руководитель собственной научной школы и основатель, вдохновитель научных школ своих учеников.
Профессор А. Ф. Лубин — это тот уникальный, феноменальный Человек, который соединил в себе духовное, научное и, если можно так выразиться, житейское наставничество!
От всей души поздравляю с юбилеем и благодарю дорогого Александра Федоровича за счастье быть рядом и учиться, за его безмерный вклад в науку, высшее образование и в практику, а также в нас — своих многочисленных учеников! За мудрость, любовь и доброту, безграничное терпение и сострадание — за все те качества и заслуги, которыми он щедро делится со всеми, кто его окружает!
Будьте здоровы и живите долго, драгоценный Учитель! Передаю слово своему научному брату — Алексею Юрьевичу.
Если у меня спросят, кто повлиял на становление меня как ученого, педагога и личности — без тени сомнения я отвечу — Александр Федорович Лубин. Выступив в качестве научного руководителя по моей кандидатской диссертации однажды, стал Учителем навсегда. Учитель — с большой буквы, со всем трепетом и безграничным уважением. Именно так откликается в глубине души все, что связано с профессором А. Ф. Лубиным. Вряд ли подобное внутреннее ощущение можно передать в виде текста в рамках такого произведения — оно далеко не публично, похоже на отношение сына к отцу — к научному отцу.
Первое знакомство с Учителем состоялось на лекциях по криминалистике. Актовый зал Нижегородской академии МВД России, более 400 курсантов двух очных факультетов и один профессор А. Ф. Лубин. Перед его мастерством никто не мог устоять — заинтересованные взгляды, восторженные сердца, а в конце — бурные аплодисменты. В словах, голосе, интонации и жестикуляции чувствовались не только профессионализм, но и особая энергетика и житейская мудрость. Все это не могло оставить нас равнодушными. Именно этим он нравится обучающимся и сегодня. В те времена профессор был для меня недоступен — слишком близко и одновременно далеко.
Но, поступив в очную адъюнктуру академии, мне повезло познакомиться с ним лично. Я приобрел в его лице не только научного руководителя, но и духовного наставника. Он принял меня в свою большую научную семью, где уже насчитывалось 28 учеников — докторов и кандидатов наук. В то время, безусловно, я осознавал, что быть учеником профессора А. Ф. Лубина — это большая честь и одновременно особая ответственность. Соответствовать ему может быть просто не по силам.
В нем широчайший кругозор, энциклопедические знания, большой практический опыт, а также значительные достижения в профессиональной деятельности и юридической науке гармонично сочетаются с повышенным чувством скромности, тактом и харизмой. За его плечами несколько переездов, многолетняя экспертная работа, аспирантура в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, административная и научно-педагогическая деятельность в Нижегородской академии МВД России.
А. Ф. Лубин, будучи учеником доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, заслуженного юриста Российской Федерации В. Я. Колдина, весьма успешно освоил «птичий язык» и, по сути, стал методологом отечественной криминалистической науки. Его уровень внутринаучной рефлексии, собственный научный стиль, исследовательские принципы и установки, полет творческой мысли и уникальная манера изложения текста убедительно подтверждают это. Каждый его труд выдерживает проверку временем, отвечает канонам классической науки и, наконец, выступает эталоном научного исследования.
Им впервые в криминалистике было проведено уникальное методологическое исследование механизма преступной деятельности, которое хотя и насчитывает немало последователей, до сих пор не имеет аналогов. Значительны для науки его разработки и по иным проблемам криминалистики и уголовного процесса, в особенности криминалистической тактики и методики, а также теории доказательств и доказательственного права.
Совместно с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации М. К. Каминским им была создана научная школа «Криминалистические средства обеспечения экономической безопасности России», которой он руководит уже более 30 лет. За годы функционирования научная школа углубилась в проблематике исследований и разрослась вширь новыми последователями и представителями, некоторые из них являются лидерами своих научных направлений — доктора юридических наук, профессора: Ю. П. Гармаев, А. М. Каминский, В. И. Шаров и др.
Развивая концептуальные основы научной школы, профессором А. Ф. Лубиным был разработан особый раздел учебного курса криминалистики, именуемый «Криминалистические основы деятельности по выявлению и расследованию преступлений». Данный раздел успешно апробирован и реализуется в образовательном процессе академии при подготовке уже нескольких десятков поколений специалистов. «Научи мозг, а мозг научит тело» — именно так гласит один из основных его постулатов. В 2018 году под его редакцией был опубликован курс лекций «Криминалистика», который включил обозначенный раздел. Учебное издание было допущено Департаментом государственной службы и кадров МВД России в качестве курса лекций для курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования системы МВД России, тем самым авторские положения в очередной раз получили официальное признание.
Пожалуй, подобные достижения нельзя повторить. В любом случае попытки воспроизведения будут гораздо хуже оригинала. Тем не менее сотни публикаций, известность в научных кругах и множество заслуг не помешали профессору А. Ф. Лубину со всей серьезностью отнестись к моим исследовательским потугам, найти в них нечто стоящее, помочь развить их и реализовать. Поверив в меня, он смог вселить такое же чувство уверенности в мою исследовательскую деятельность. Это есть его уникальная способность и величайший дар — «глаголом жечь сердца».
С первой же встречи у нас с Александром Федоровичем в общении сложилась особенная атмосфера, которая сохранилась и по сей день. Многочасовые беседы на научные и околонаучные темы в сочетании с прогулкой, рыбалкой, баней и песнями под гитару стали совместным приятным занятием. После каждого такого общения заряжаешься энергией, вдохновляешься новыми идеями, настраиваешься на предстоящую работу. Своим личным примером Учитель демонстрирует нам любовь к труду, науке и постоянному развитию. А. Ф. Лубин всегда активен, мобилен, относится к категории технически подкованных современных профессоров. Нам остается лишь стремиться быть к нему ближе — технологически, методически, методологически.
Сегодня с именем доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации Александра Федоровича Лубина ассоциируется не только криминалистическая наука Нижегородской академии МВД России, но и все научное сообщество образовательной организации. Он является одним из основных хранителей славных традиций академической науки, олицетворяет ее душу и тело, совесть и честь.
Жить в одно время с такими личностями, как профессор А. Ф. Лубин — это большая удача, а быть его учеником — подарок судьбы. С юбилеем, дорогой Учитель!