ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РАСКРЫТИЕ САМОРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ONLINE-ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматривается вопрос психолого-педагогического раскрытия саморазвивающейся личности учащихся в организациях дополнительного образования детей. Материал является результатом практического поиска автора и опирается на опыт апробации онлайн-модели сопровождения саморазвития учащихся с помощью online-трансляций и видеозанятий в социальной сети Vkontakte и в видеохостинге YouTube. Подробно освещен вопрос реализации онлайн-модели пс ихолого-педагогического сопровождения учащихся подростков в дополнительном образовании на базе МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги.

Ключевые слова:
саморазвитие личности, сопровождение саморазвития учащегося, дистанционное образование, дополнительное образование детей, онлайн-модель сопровождения
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В условиях новой ситуации в педагогическом образовательном процессе педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, родители и обучающиеся в учреждениях дополнительного образования вынуждены адаптироваться к имеющимся пандемическим условиям и ритмам жизни в новой формации. Привычная схема получения дополнительного образования с четким распределением функций и обязанностей всех участников образовательного процесса кардинально изменилась и преобразилась. От социума и системы образования эта ситуация потребовала новых путей решения возникших вопросов, специалисты вынуждены были осуществлять свою педагогическую и психологическую деятельность в дистанционном формате цифрового пространства. Важными аспектами и проблемами перехода всего образования в дистанционный формат являются психоэмоциональные, социально-психологические, финансовые трудности, уровень компетенций по работе на технических устройствах взрослых и детей, технические сбои при работе, соблюдение требований СанПин и нагрузки на глаза детей, а также возрастные особенности детей.

Воздействие социальных и психологических факторов в межличностных отношениях во время самоизоляции, пролонгированные каникулы, требования к осуществлению дополнительной образовательной деятельности родителями обучающихся Центра, длительное пребывание детей в замкнутом домашнем помещении и другие новые факторы делают оказание психологической помощи особенно важным. Изолирование семей с детьми разного возраста в ограниченном пространстве может быть фактором, способствующим возникновению острых психологических состояний.

Современные и безопасные методики работы с обучающимися и, в первую очередь, с их семьями важны в условиях самоизоляции для непрерывного дополнительного развития и образования детей разных возрастных групп. Единство систематических действий учреждения дополнительного образования детей, а именно МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги, использование социальных сетей и мессенджеров, умение педагогов ДО и педагогов-психологов переквалифицироваться и перейти на цифровые платформы обучения и сопровождения позволило сохранить качество и повысить эффективность дополнительного образования.

 Для изучения потребностей обучающихся в дополнительном образовании и психолого-педагогическом сопровождении, скоординированности сил семейного воспитания и установления новых форм взаимосвязи возможно проведение анкетирования.

Консультации, информирование через Интернет, соцсети и мессенджеры в условиях дистанционного содействия и обучения может повысить уровень психолого-педагогического сопровождения обучающихся Центра и их семей.

Для комплексного психолого-педагогического сопровождения всех детей Центра, совершенствования педагогических и психологических компетенций родителей, оказывая им методическую и консультативную помощь, педагоги-психологи Центра обращаются к дистанционным образовательным технологиям.

С помощью дистанционных образовательных технологий расширяются возможности педагога-психолога: становится возможным проведение индивидуальных и групповых консультаций, бесед в форме вебинаров и онлайн-трансляций с помощью сервисов ВКонтакте и YouTube не только для обучающихся Центра, но и их родителей. Таким образом, создается онлайн-модель дистанционного сотрудничества между учреждением дополнительного образования и семьей обучающихся, что значительно повысит уровень сопричастности родителей в сотворчестве и дополнительном образовании детей, позволит наладить детско-родительские отношения в сложных условиях и пресечь конфликтные ситуации в начальной позиции.

Как считает Голушко Т.К., современные психологические представления о самостоятельной деятельности детей и подростков в дополнительном образовании исходят из признания ее саморазвивающейся системой. Под саморазвивающейся деятельностью понимается саморазвивающаяся система активных отношений субъектов к объекту и друг другу, опосредованных средствами воздействия и программами, где каждый из членов отношения включает в себя искусственное и естественное, нуждается в производстве и воспроизводстве и является саморазвивающейся подсистемой [2, с. 70].

Саморазвитие – это усложненная система, являющаяся аналогичной учебной деятельности. Однако, для учебной деятельности как саморазвивающейся системы свойственны и самоорганизованность, и саморегуляция.

Научное осознание того, что деятельность усложняется, приобретает новые подсистемы и в ней появляются новые звенья, за последнее время стало актуальным и динамичным. Возникло осмысление необходимости включения категории времени в психологическую структуру деятельности в качестве компонента, а при ее анализе нужны не только пространственные, но и временные показатели.

Ружников М.С. дает определение, которое по нашему мнению является более полным, а именно: деятельность – это «создание особого временно-пространственного континуума, в котором личность в качестве субъекта связывает объективно разобщенные во времени и пространстве объекты и явления, придает им свою временную целостность и цикличность, и собственные временные параметры, и ритм» [6].

Дополнительное образование детей рассматривается в работах Л.К. Аверченко, Т.К. Голушко, Л.Н. Макарова, И.В. Иванова, Л.Г. Логинова, А.А. Зубрилин, М.Е. Самойлова, И.А. Збицкая, Ю.В. Сорокопуд, В.В. Монжиевская, М.С. Ружников, Л.Э. Трусова, Е.Ю. Умярова как:

– самостоятельная образовательная сфера, особый тип дополнительного образования;

– составная часть системы дополнительного образования детей и подростков, специфическая органическая часть системы;

– открытый, саморегулирующийся и комплексный процесс, процесс гармоничного единства познания, творчества и общения детей;

– организованное пространство, где ребенок может реализовать себя;

– психолого-педагогический процесс или явление;

− культурно обусловленное социально-педагогическое явление, эффективный социально-педагогический процесс;

– уникальное педагогическое явление, уникальное образовательное сообщество, неформальный тип образования;

– социокультурная технология, интегрирующая педагогические возможности с развитием личности ребенка и формирующая индивидуальные способности освоения социокультурных ценностей, воспроизведения и приумножения их в самостоятельной деятельности, поведении, общении.

В качестве таких компонентов рассматриваются основные психические процессы (восприятие, мышление, память, чувства, воля). Подобное видение обслуживающих компонентов позволяет рассматривать структуру деятельности с процессуальных воззрений как сложное пространственно-временное образование, в котором присутствуют две единые части:

1) пространственная структура;

2) временная структура.

Целостная пространственно-временная структура и каждая из ее частей в отдельности представляются тремя звеньями.

 В багаже любого педагога-психолога должны находиться инструменты, с помощью которых можно активизировать психологическую деятельность школьников, направить их на творческое саморазвитие. Одним из таких инструментов является цифровое видео, благодаря которому психолог имеет возможность существенно перестроить процесс сопровождения по многим направлениям [1; 3-5].

Таким образом, педагог-психолог, в зависимости от направления психолого-педагогического сопровождения, проводит деятельность, связанную с:

  1. Мониторингом возможностей и способностей обучающихся.
  2. Психолого-педагогической поддержкой олимпиадного движения.
  3. Психолого-педагогическим всеобучением (рис.1.).

 

Примерно десять-пятнадцать лет назад применить и тем более приобрести цифровое видео для образовательного процесса было сложно, однако сейчас, в цифровой век технологий и сервисов сети Интернет, эта проблема практически исчерпана, так как существуют специализированные порталы для размещения видео учебного характера, которое бесплатно может использовать как педагог, так и родитель и обучающийся самостоятельно. К таким порталам можно отнести видеохостинг YouTube (https://www.youtube.com), Vkontakte.ru, Инфоурок (https://infourok.ru/videouroki) и т.п.

Возникает другая проблема – допустим, что педагог-психолог желает пользоваться не чужими видеоматериалами, а собственными наработками, видео мастер-классами, то каким образом и с помощью чего он может реализовать свою деятельность?  

Как показывает практика, на помощь педагогу-психологу могут прийти онлайн-сервисы, предоставляющие подобную возможность. К таким сервисам можно отнести на YouTube видеоредактор. С его помощью можно:

  • объединять несколько роликов и изображений в одно новое видео;
  • обрезать видеоклипы до нужной продолжительности;
  • добавлять музыку к видеоклипам из коллекции одобренных аудиотреков;
  • обрабатывать видеоролики с помощью специальных инструментов и добавлять к ним эффекты.

Как считают Зубрилин А.А., Самойлова М.Е. , комплекс дистанционного обучения может представлять собой некую электронную оболочку, позволяющую, во-первых, добавлять в него методические материалы соответствующего наполнения, во-вторых, поддерживать общение online (телеконференция) и проводить offline-консультации (электронная почта, чаты), в-третьих, обращаться к содержимому комплекса в любое время и, наконец, иметь персональный web-кабинет каждому участнику любого дистанционного курса [4].

Время самоизоляции смещает цели дополнительного образования (в том числе и психолого-педагогическое сопровождение) от обучения к адаптации обучающихся и родителей к созданию новой комфортной среды взаимодействия и сотрудничества, сотворчества.

Основной задачей сопровождения онлайн – это психолого-педагогическая поддержка родителей и обучающихся в построении благополучной и необходимой цифровой среды. Взаимодействие Центра дополнительного образования с семьей ребенка для обеспечения его полноценного развития направлено на активное участие родителей в коммуникации с педагогами и психологами Центра. Взаимодействие в онлайн как ресурс возможно в виде информационных вебинаров, индивидуальных онлайн-консультаций, опросов для определения насущных проблем и запросов родителей.

По мнению Трусовой Л.Э., образовательные технологии рассматриваются с позиции разных подходов. Так, процессуальный подход выделяет дистанционные технологии как направление в дополнительной образовательной деятельности с детьми. В структуру дистанционной технологии включена консультативная модель, в которой выделяются целевой, теоретико-методологический и организационный блоки. Основными направлениями онлайн-консультирования являются: психолого-педагогическое, педагогическое и комплексное консультирование родителей (законных представителей), имеющих детей от 5 до 18 лет [7].

Голушко Т.К., Макарова Л.Н. отмечают важность вебинара, который раскрывает и показывает с помощью каких инструментов возможно сопровождать обучающихся в дополнительном образовании.  Федерация психологов образования России провела вебинар по теме: «Особенности дистанционного психологического консультирования детей и родителей, находящихся в кризисных состояниях (для психологов образовательных учреждений)».  Для повышения эффективности психологического сопровождения в системе образования в условиях дистанционного режима обучения педагогам-психологам необходимо:

  • знать практики работы с кризисными эмоциональными состояниями (тревога, плач, агрессия, истерика) в процессе телефонного или онлайн-консультирования;
  • выдавать рекомендации для детей и родителей, находящихся в режиме самоизоляции;
  • понимать проявления кризисных состояний во время дистанционного консультирования;
  • принимать границы ответственности педагога-психолога, других специалистов и родителей ребенка;
  • использовать способы преодоления психологического барьера дистанции при дистанционном общении;
  • знать основы профилактики кризисных состояний у несовершеннолетних в дистанционном режиме [2].

Согласно рекомендациям Министерства просвещения РФ для специалистов психологической службы, в системе образования в условиях распространения коронавирусной инфекции от 27 марта 2020 г. No07-2446 «О направлении информации» форматы и технологии психолого-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса должны включать в себя:

– онлайн консультирование (с использованием программ Zoom, Skype, WhatsApp);

– консультирование по переписке (чат) по примеру «телефон доверия» только через электронную почту и оперативная помощь через социальные сети;

– психолого-педагогическую диагностику через сеть Интернет с возможностью сбора данных на едином ресурсе;

– создание онлайн-опросов и тестов с помощью интернет-конструкторов (например, тестирование через Google-формы);

– психологическое просвещение и психопрофилактику посредством создания интересного видеоконтента, прямых эфиров, вебинаров, видеоинструктирования, электронных библиотек, коллекций видеофильмов;

– психологическую коррекцию с использованием онлайн и мобильных тренажеров, онлайн-игр (например, для коррекции и развития познавательных процессов);

– использование мобильных и интернет-трекеров для фиксации и мониторинга социально-психологической адаптации;

– фиксацию и хранение результатов тестирований для мониторинговой деятельности в виртуальном облаке.

Таким образом, эффективное взаимодействие педагога-психолога с родителями обучающихся, главным образом при нахождении на самоизоляции, зависит от решения насущных организационных задач: установления границ взаимодействия (временных и пространственных), разделения ответственности за результаты развития ребенка, определения позитивного ресурса семьи и понимания запроса родителей для коммуникации в процессе получения психологической помощи и поддержки.

В целом, можно выделить возможные формы психолого-педагогической поддержки саморазвивающейся личности в дистанционном режиме педагога-психолога Центра дополнительного образования, используемые в психолого-педагогической деятельности с обучающимися и их родителями, а именно:

  • психолого-педагогическое просвещение в онлайн: использование аккаунтов в социальных сетях, собственных сайтов или официального сайта Центра, мессенджеров, Skype, WhatsApp, Viber, создание видеоконтента на YouTube, инструкций, вебинаров, мастер-классов, гуглтестирований и анкетировании для семейного обсуждения, ссылок на полезные для занятий с детьми, электронные интерактивные игры для детей и родителей на развитие логики, мышления, памяти и внимания;
  • психологическая профилактика в цифровом формате: разработка методических рекомендаций, в первую очередь, родителям и педагогам Центра для оказания своевременной психолого-педагогической помощи в развитии и дополнительном образовании с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, обучение регулятивным компетенциям;
  •  психолого-педагогическое консультирование в режиме онлайн: применение методов экстренной и кризисной психологической помощи семье, а также педагогам или представителям администрации Центра в решении вопросов медиации.
Список литературы

1. Аверченко Л.К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых [Текст]/Аверченко Л.К.// - Философия образования. − 2011. − № 6 (39). − С. 322-329.

2. Голушко Т.К., Макарова Л.Н. Дистанционное профильное обучение в условиях учреждений дополнительного образования детей [Текст]/ Голушко Т. К., Макарова Л. Н. // - Вестник ТГУ. − 2010. − №2. − С. 69-74.

3. Иванова И.В., Логинова Л.Г. Мониторинг результатов и динамики развития личности воспитанников учреждения дополнительного образования детей [Текст]/ Иванова И.В., Логинова Л.Г. //- Образование личности. − 2013. − N 2. − С. 40–54.

4. Зубрилин А.А., Самойлова М.Е. Рекомендации по обработке и созданию цифрового видео учебного назначения на видеохостинге Youtube [Текст]/ Зубрилин А. А., Самойлова М. Е. // - Журнал педагогических исследований. − 2018. − № 4. − С. 50-61.

5. Збицкая И.А., Сорокопуд Ю.В. Инновационный потенциал дополнительного образования детей в контексте реализации образовательной политики российской Федерации [Текст]/ Збицкая И.А., Сорокопуд Ю.В.//- МНКО. − 2015. − №3 (52). – С. 54-59.

6. Монжиевская В.В., Ружников М.С. Изучение направленности психолого-педагогического консультирования в школе в период режима самоизоляции [Текст]/ - Монжиевская В.В., Ружников М.С.// - Педагогика. Вопросы теории и практики. − 2020. − №5. – С. 77−81.

7. Трусова Л.Э. Дополнительное образование в контексте концепции развития дополнительного образования детей [Текст]/Трусова Л.Э.//- Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. − №1-2. – С. 101-105.

8. Умярова Е.Ю. Психолого-педагогические условия самореализации учащихся в системе дополнительного образования [Текст]/Умярова Е. Ю.//- Известия Самарского научного центра РАН. − 2009. − №4-4. – С. 32−36.

Войти или Создать
* Забыли пароль?