Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Ставрополь, Россия
В статье приводится типология сетевых учебных материалов, конкретизируются и уточняются цифровые компетенции, востребованные в современной информационной образовательной среде. В соответствии с принципами системно-деятельностного подхода предложена методика формирования цифровых компетенций у будущих педагогов в условиях организации проектной деятельности студентов педагогических специальностей. Показано, что данная деятельность может быть связана с поэтапной методической разработкой электронных учебных материалов в среде онлайн-сервисов.
цифровые компетенции, системно-деятельностный подход, сетевые учебные материалы, онлайн-сервисы, цифровая образовательная среда
1. Герасимова Е.К. Технология проектирования электронных учебных материалов на основе веб-сервисов // Информатика и образование. − 2015. − № 2. − С. 22−26.
2. Зенкина С.В. Развитие профессиональной компетентности педагога в области применения информационно-коммуникационных технологий // Образование. Наука. Научные кадры. − 2015. − № 2. − С. 191−193.
3. Зенкина С.В., Салангина Н.Я. Сетевые сообщества и использование их возможностей при организации повышения квалификации учителей // Педагогическая информатика. − 2012. − № 3. − С. 8−14.
4. Зенкина С.В., Суворова Т.Н. Системно-деятельностный подход – основа проектирования информационно-образовательной среды // Информатика и образование. − 2017. − № 3 (282). − С. 42−45.
5. Зенкина С.В., Герасимова Е.К., Панкратова О.П. Сетевая проектно-исследовательская деятельность обучающихся: учебное пособие для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 152 с.
6. Макконнелл С. Совершенный код. Мастер-класс / Пер. с англ. – СПб.: БХВ, 2017. – 896 с.
7. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет. − М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. − 136 с.
8. Панюкова С.В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога. Учебно-методическое пособие. − М.: Изд-во «Про-Пресс», 2020. − 33 с.
9. Приказ Минэкономразвития России от 24.01.2020 № 41 Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/prikaz_minekonomrazvitiya_rossii_ot_24_yanvarya_2020_g_41.html.
10. Приложение № 2 к Методике расчета показателя «Количество специалистов, прошедших переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного образования, Тысяча человек», утвержденной приказом Минэкономразвития России от 24.01.2020 № 41. URL: http://docs.cntd.ru/document/564232596
11. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы. − 2017. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919.
12. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf.
14. European Union — «Digital Education Action Plan». 2018. URL: https://ec.europa.eu/education/education-in-the-eu/digital-education-action-plan_en.
15. The DigComp Conceptual reference model. 2018. URL: https://ec.europa.eu/jrc/en/digcomp/digital-competence-framework.