ПРИНЦИПЫ МОДЕРНИЗМА В АРХИТЕКТУРЕ ТОРГОВЫХ КОМПЛЕКСОВ 1960-1980-Х ГГ. В ГОРОДАХ ЮГА РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
1960–1980 гг. – это время освоения широкой архитектурно-строительной практикой Советского Союза приемов и методов мирового модернизма и экспериментов по адаптации мирового опыта к особым социально-экономическим и политическим обстоятельствам страны. Один из показательных опытов советской архитектуры, иллюстрирующий функционально-типологические и пространственно-планировочные находки архитектуры XX в., демонстрирующий отношение модернизма к исторической городской среде и одновременно в полной мере отвечающий образу современности в архитектуре, – общественно-торговый центр на проспекте Калинина в Москве. Этот ансамбль стал примером для повторения во многих городах страны, в том числе на Юге России. Статья посвящена архитектуре Дома книги в Краснодаре и Торговой галереи на Навагинской улице в Сочи, рассмотренным как уникальные примеры организации протяженного общегородского общественно-торгового центра. Автором проведен сравнительный анализ объектов в контексте мировых и отечественных тенденции формирования функционально-пространственного типа, выявлены объемно-планировочные и формальные приемы модернизма в их архитектуре. На основе проведенных натурных обследований, фотофиксации, изучения литературы, исторических графических и фотоматериалов, был восстановлен ныне утраченный первоначальный облик объектов. Несмотря на различия в степени пространственной сложности, функциональной и образной наполненности комплексов, построенных в Сочи и Краснодаре, характера их встроенности в историческую среду городов, оба объекта являются характерными примерами своей стилистически-типологической группы и наделены общими узнаваемыми чертами.

Ключевые слова:
Советский модернизм, общественно-торговый центр, проспект Калинина в Москве, Новый Арбат, Дом книги в Краснодаре, Торговая галерея на Навагинской улице в Сочи
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. Термин «советский модернизм», обобщенно определяющий «совокупность явлений советской архитектуры временного периода, ограниченного 1955 и 1991 годами» [1], все более уверенно входит в научный обиход. Уникальные произведения советского модернизма отражают все многообразие поисков «нового стиля» мировой архитектурой XX века. Значительный временной отрезок, отделяющий ранние произведения классиков модернизма от первых новаторских работ эпохи «оттепели» 1960-х гг., дал советским архитекторам возможность выбора в качестве образца наиболее продуктивных подходов, методов и произведений современной архитектуры.

Вместе с тем в условиях экономии средств и стремления к упрощению строительного процесса многие решения классиков модернизма, отличающиеся технической сложностью при внешней лаконичности (например, «стиль Миса»), при массовом тиражировании огрублялись и теряли не только конструктивное совершенство, но и эстетические качества. В этом одна из причин негативного отношения к произведениям советского модернизма в настоящее время. Недооценённость не только типовых массовых построек, но и уникальных произведений стиля, приводит в настоящее время к их утрате – физическому разрушению или реконструкции, изменяющей облик здания и его пространственные характеристики до неузнаваемости.

Обоснованная тревога специалистов и ценителей архитектуры 1960-1980-х гг. стимулирует повышение интереса к изучению лучших столичных и региональных построек периода. Помимо сбора и систематизации достоверных историко-архивных материалов, натурных обследований, обмеров, графической фиксации современного состояния сохранившихся объектов советского модернизма, важным представляется визуальная реконструкция утраченных объектов и объектов, образ которых был искажен последующими реконструкциями.

Научную новизну данной статьи определяет сравнительный анализ двух примеров организации протяженного общегородского общественно-торгового центра в контексте мировых и отечественных тенденции формирования функционально-пространственного типа, а также выявление объемно-планировочных и формальных приемов модернизма в архитектуре рассматриваемых объектов. Важную роль играет также систематизация исторических данных, уточнение истории строительства объектов.

Результаты и основные выводы исследования, показывающие особенности решения пространственного торгового центра 1970–1980-х гг. в городах Юга России, имеют практическое значение. Они могут быть использованы как основа для дальнейших научных исследований в области истории архитектуры новейшего времени, а также теоретических работ по архитектурной типологии. Обоснование функциональной целесообразности и эстетической ценности принципов проектирования, характерных для советского модернизма, позволит не только привлечь внимание общественности к вопросам охраны лучших образцов стиля, но и поможет формированию новых принципов реконструкции городской застройки 1960–1980 гг. Материалы натурных обследований, а также исторические графические и фотографические материалы могут быть востребованы в ходе осуществления работ по реконструкции, ремонту и воссозданию объектов архитектуры эпохи модернизма.

Методология. При разработке данной научной темы были использованы методы натурных исследований и обмеров объектов, изучение проектной и охранной документации по объектам, анализ периодической печати 1960-1980-х гг. и теоретических работ по типологии архитектуры. Автором был проведен всесторонний сравнительный анализ двух объектов региональной архитектуры Краснодарского Дома книги и Торговой галереи на Навагинской улице в Сочи – с современными им общественно-торговыми центрами в стилистике модернизма. Был использован также метод аналогий.

Основная часть. 1960-е годы – время активизации внимания советского общества к проблемам организации системы бытового обслуживания граждан, формированию новых типов торговых пространств в центральной части городов. Ответом профессионального сообщества стало исследование мирового опыта строительства торговых центров и разработка научно обоснованных методов проектирования торговых зданий и организации общественных пространств линейного и компактного типа, рассчитанных на общегородской или местный уровень обслуживания.

В профессиональной периодике начали публиковаться лучшие проекты и аналитические статьи на эту тему [2], в специальной литературе были сформулированы новейшие подходы к проектированию торговых зданий и комплексов. Вместе с тем организация протяженного общественного центра – это еще и один из путей организации городского пространства, наделенного наиболее прогрессивными качествами современной архитектуры. «Городская планировка требовала структурированности, наиболее рационально распределяющей функциональные зоны жизнедеятельности горожан» [3], что в 1960–1970-е годы дополняется пониманием городского центра, как конгломерата жилой и общественных функций.

Новые общественно-торговые центры в СССР можно рассматривать как эквивалент центральных деловых районов в западных городах. Так, например, в 1950–1960-е гг. прошло обновление разрушенных во время Второй мировой войны центров европейских городов, в результате чего были созданы общественный центр Роттердама (с сочетанием магазинов и жилья) или торговый центр Стокгольма (в соответствии с одним из наиболее последовательно реализованных модернистских проектов реконструкции исторического города), общественно-торговый центр в Варшаве [4, с.221; 2].

Опыт проектирования протяженных общественно-торговых центров в советской архитектуре 19601980-х годов. Для периода советского модернизма свойственно создание в результате экспериментального проектирования образцов для подражания и широкого внедрения в массовом строительстве. Один из ранних глобальных проектов советского модернизма, который стал образцом всесоюзного масштаба, это общественно-торговый центр на проспекте Калинина в Москве (19611968 гг., архитекторы М. Посохин, А. Мндоянц, Б. Тхор, А. Зайцев, В. Егерев). Градостроительный ансамбль Нового Арбата (проспекта Калинина) обоснованно называют «самым радикальным жестом модернистского градостроительства», который воплотил «преимущества централизованного планирования» [5, с. 88]. Создание такого масштабного пространственного объекта сопровождалось тотальным уничтожением сложившейся исторической среды, что в полной мере соответствовало радикальному подходу к историческим городам, характеризующему архитектуру модернизма (особенно раннего периода).

Единый ансамбль составили высотные здания в форме раскрытой книги с жилой и административной функцией и двухуровневый стилобат, объединяющий учреждения обслуживания. Основными компонентами застройки проспекта наряду с многоэтажными домами стал крупнейший в столице общественно-торговый центр, включающий магазины, столовые, кафе, рестораны, кинотеатр «Октябрь». В соответствии со СНиПом в городском торговом центре были размещены магазины и предприятия бытового обслуживания общегородского значения [6, с. 30]: Московский дом книги, салон красоты «Чародейка», универсальный магазин «Весна», магазины «Мелодия» и «Москвичка», и др. Общественный центр на проспекте Калинина был построен по принципу организации двухсторонних торговых рядов [2].

Уникальный стилобат представлял собой двухуровневый протяженный объем, первый уровень которого «утоплен» относительно красной линии застройки и представляет крытую торговую галерею, а второй уровень в соответствии с принципами модернизма поднят на опоры и имеет сплошное остекление. Функционально-планировочное решение стилобата развивает принципы построения традиционного типа отечественного торгового сооружения – торговых рядов, в которых ряд отдельных магазинов объединены крытой арочной галереей. Принципы модернизма проявились в планируемой открытой террасе на крыше стилобата, а также нетривиальном подходе к использованию подземного уровня для разделения пешеходных и транспортных путей.

Не все прогрессивные функционально-планировочные идеи, предусмотренные проектным предложением, были реализованы. Так, не было завершено предусмотренное проектом устройство открытой террасы на крыше стилобата с организаций площадок для рекреации, размещения открытых площадок ресторанов и кафе. Не в полном объеме воплощена транспортная схема: «Заложенная в первоначальных вариантах проекта идея отделить транспортные потоки от масс пешеходов, углубив их в подземный уровень, перекрытый частыми мостиками, связывающими стороны проспекта, не была реализована. Недостает проспекту и тех подземных автостоянок на 1000 машин, которые запроектированы вдоль его южной стороны, но пока не осуществлены» [7, с. 148].

Однако система подземных транспортных путей была частично реализована. Обслуживание и доставка грузов осуществляется именно по подземным транспортным галереям.

Все дома-книжки, кроме здания Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) на Новом Арбате, построены преимущественно в унифицированных конструкциях (сборный каркас и элементы внешней облицовки навесными панелями). Многочисленные повторения этого нового для 1960-х годов конструктивного решения в первую очередь связаны с рациональным подходом – все элементы промышленного производства. В различных городах страны были построены многочисленные дома со схожим конструктивным решением. Каркасы с навесными панелями, использованные впервые в архитектуре московских высоток, впоследствии активно применялись по всей стране. Только в здании секретариата СЭВ, аналогичного по форме, были применены индивидуально изготовленные детали, в том числе алюминиевая облицовка.

Архитектурно-художественный образ ансамбля должен был передавать стремительное движение в будущее и, в то же время, соответствовать лучшим мировым решениям аналогичных объектов в стилистике модернизма. Дополнительный эффект образу модернистского городского центра добавлялся благодаря уникальному для своего времени экрану, который был размещен на брандмауэрной стене исторического здания (в настоящее время демонтирован). «История демонстрации на этом месте рекламных роликов, телевизионных передач, видеомостов и т.д. к 2012 г. насчитывала уже 40 лет. Именно здесь в ноябре 1972 г. зажглись огни первого в мире наружного видеоэкрана – электронного информатора ЭЛИН» [8]. Еще одной технической достопримечательностью ансамбля стала изготовленная в Японии объемная реклама Аэрофлота в виде медленно вращающегося глобуса.

Многочисленные повторения в городах Советского Союза типа протяженного общественного центра с одной стороны является свидетельством популярности раннего образца, сформированного на проспекте Калинина в Москве, с другой стороны показывает разнообразие конкретных подходов, применяемых в соответствии с местными условиями.

Архитектура протяженных общественно-торговых центров в городах Юга России 1960-1980-х гг. Наиболее целостное представление о региональной вариативности реализованных проектов протяженных общественно-торговых центров периода советского модернизма на Юге России составляют два объекта – Дом книги в Краснодаре и Торговая галерея на Навагинской улице в Сочи. Относясь к одной типологической группе и играя аналогичную роль в пространственной организации исторического центра, эти ансамбли имеют ряд значительных различий, обусловленных природно-климатическими особенностями, историческими условиями формирования, функциональной спецификой городов, а также спецификой основной целевой группы потребителей.

Город Сочи – столица курортов Черноморского побережья Краснодарского края – еще в конце XIX века получил название «Кавказская Ривьера», поэтому к планируемому архитектурному ансамблю предъявлялись требования не только функциональности и репрезентативности. Торговая галерея на Навагинской улице (рис. 1) должна была стать новой достопримечательностью курортного города, усиливающей его туристическую привлекательность. Практически все в архитектуре комплекса было нацелено на внимание со стороны отдыхающих (отчетливо выявленное обращение к столичному образцу и столичные архитекторы – авторы проекта, сложное пространственное решение и современная функционально-планировочная схема, новые материалы и технологии, широкий спектр использованных приемов мирового модернизма, необычные элементы благоустройства и декоративного убранства).

 

Рис. 1. Торговая галерея на Навагинской улице в Сочи.

Архитекторы Е.Б. Анцута, В.В. Кузнецов. Художник З.К. Церетели. 1963–1998 гг. Макет, вид
в сторону железнодорожного вокзала. Эскиз проекта
[10, с.28]. Фрагмент мозаики

 

Идея создания протяженного общественно-торгового центра в Сочи возникла в ходе подготовки эскизного проекта планировки центра города, который в 1960 году Госстрой РСФСР заказал мастерской имени академика В. А. Веснина (главный архитектор С. Е. Вахтангов) [10, с. 27]. Торговая галерея должна была стать единым ансамблем, который соединил бы железнодорожный вокзал и Курортный проспект по направлению к морю, став пешеходным дублером транспортной магистрали – улицы Горького. Композиционно новый протяженный центр фиксировался двумя монументальными зданиями – шпиль морского вокзала становился ориентиром со стороны моря, а башня железнодорожного вокзала завершала перспективу.

Проект был разработан творческим коллективом мастерской имени академика В. А. Веснина в составе архитекторов Е.Б. Анцута, В.В. Кузнецова и конструкторов Е.В. Мандель, А. Дон, мозаичные панно и витражи были выполнены З.К. Церетели. Начало проектирования относится к 1963 году, а последняя очередь завершена строительством в 1998 году.

«Первоначальный землеотвод под галерею составлял 3.43 га Общая площадь внутренних помещений – 23 278 кв.м.» [11]. Планировалось поэтапное строительство шести блоков общей длиной 940 м. и высотой 2–3 этажа. В комплексе с общественным центром планировалось строительство пяти 14-этажных жилых домов за галереей на улице Островского, которые не были интегрированы в объем галереи, но составили с ней единый пространственный ансамбль. Помимо очевидного композиционного единства, связь между высотными жилыми домами и горизонтальной общественно-торговой частью осуществлялась благодаря сквозным проходам между корпусами галереи, соединяющим улицы Навагинскую и Островского.

Торговая галерея отличалась многообразием общественных функций: магазины «Мелодия», гастроном, «Дом здоровья», «Детский мир», «Дом кинофотолюбителя», кинотеатр в третьем блоке, множество кафе на эксплуатируемой крыше. Аналогично общественно-торговому центру на Калининском проспекте была решена функциональная организация торговых корпусов, которые объединяла пешеходная крытая галерея в первом уровне. Вдоль протяженного фасада третий уровень здания поднят над уровнем земли на опорах (в соответствии с принципами модернизма). Связь с природной средой выявлена в архитектуре ансамбля. Корпуса Торговой галереи имели озелененные внутренние дворы, перекрытые перголами. Перед фасадами были организованы прямоугольные бассейны (в духе Миса ван дер Роэ), в которых отражались фасады и колоннада галереи, что усиливало эстетические качества объектов.

Еще один принцип из сформулированных Ле Корбюзье и заложивших основу мирового модернизма – эксплуатируемая крыша, «сад на крыше» [11] – достаточно полно раскрыт в архитектуре Торговой галереи и многоэтажных жилых зданий, составляющих единый ансамбль. Корпуса галереи имели эксплуатируемую крышу, на которой располагались кафе с зимними и летними местами, благоустроенные площадки для отдыха с декоративным мощением, цветники, малые архитектурные формы, небольшие бассейны. Благодаря системе переходов вдоль главного фасада на уровне крыши проходила непрерывная галерея, связывающая отдельный корпуса и дублирующая крытую галерею на первом уровне. Плоская крыша жилых домов была предназначена для солярия и оснащена солнцезащитными перголами.

Авторами проекта были предусмотрены современные конструктивные решения, строительные материалы и технологические приемы. Так, например, в двухсветном зале первого корпуса были использованы новейшие материалы для устройства подвесного потолка, которые автор проекта Е.Б. Анцута увидела на выставке завода светотехники. Важным для автора проекта было также применение для витражей алюминия, который ассоциировался с образом современной архитектуры [9, с.21].

Нестандартный образ многоэтажных жилых домов по улице Островского (архитекторы Е.Б. Анцута, В.В. Кузнецова, конструктор Е.В. Мандель, 1963–1969 гг.) с пластичной вогнутой формой продольных стен стал возможен благодаря применению новых для того времени конструктивных приемов и строительных технологий – метода непрерывного бетонирования в скользящей опалубке. «Стены здания следующей конструкции: поперечные стены из тяжелого бетона марки 200 толщиной 22 см, продольные и внутренние – толщиной 25 см. Перекрытия сборные.» [12].

В архитектурно-художественном образе комплекса прочитываются приемы, характерные для мирового модернизма. За основу корпусов взяты лаконичные прямоугольные формы павильонов со сплошным остеклением в сочетании с гладкими белыми плоскостями.

Необычные пластические архитектурные элементы обогащали лаконичные формы и придавали уникальность и узнаваемость корпусам. Так, например, солнцезащитный навес над кафе «Парус», расположенном на крыше первого павильона, имел пластичную форму паруса, над кафе «Восток» на крыше второго корпуса был выполнен навес в форме чаши с круглым отверстием посредине. Общую композицию дополняют разнообразные по формам наружные лестницы, ведущие на крышу: лестница в форме волны, многомаршевые лестницы, которые огибали отдельно стоящие декоративные опорные пилоны разной формы.

Одним из характерных приемов советского модернизма стало активное использование произведений монументального искусства в формировании архитектурно-художественного образа зданий. «Недостаток эмоционального и содержательного наполнения зданий в стилистике советского модернизма зачастую восполняется средствами монументального искусства. Отличительной чертой стиля являются индивидуальные мозаичные панно, сграффито и рельефы, отражающие разнообразные мотивы и сюжеты социалистической жизни, а также наполненные эмоциональным содержанием абстрактные произведения» [13]. Вдоль крытой пешеходной галереи на стенах корпусов в первом уровне были расположены мозаичные панно авторства З.К. Церетели, представляющие яркий цветовой акцент, благодаря контрасту колорита и фактуры мозаики (часть панно представляет собой невысокий мозаичный рельеф) и гладких белых стен архитектурного объекта. Тематика панно – стилизованные образы подводного мира – соответствует назначению здания как курортного центра. Фасад части третьего блока здания с эскалатором был решен в виде «решетки» с вставками в виде декоративных витражей авторства З. К. Церетели.

Образ современности ансамбля создавался также благодаря новым техническим устройствам. Перед фасадом первого корпуса со стороны Платановой аллеи был устроен «поющий фонтан», который скоро стал местной достопримечательностью. Он был оборудован фонтанной и световой аппаратурой, позволяющей создавать в вечернее время визуальные, цветовые и музыкальные эффекты. B перспективе на галерее предполагалось установить многочисленные лифты и эскалаторы.

По воспоминаниям В. А. Воронкова, руководителя Сочинского горисполкома в 1970-е гг. – период строительства первых блоков Торговой галереи, – местной администрации понравился «архитектурный подход к реконструкции Калининского проспекта в Москве, где был найден масштаб жилых (высоких) и общественно-торговых (низких) сооружений» [14]. Не случайно большинство новаций и идей, использованных архитекторами столичного аналога, были восприняты и переработаны в сочинской Торговой галерее. Однако многообразием форм и богатством пластического решения объемно-пространственных элементов ансамбль Торговой галереи в Сочи превосходит не только Краснодарский Дом книги, но и столичный образец – Общественно-торговый центр на Калининском проспекте.

Краснодарский дом книги – это еще один пример подхода к решению общественно-торгового центра в архитектуре Юга России. Краснодар (до 1920 г. – Екатеринодар) выполнял роль центра области в составе Российской империи в XIX – начале XX вв. [15, с. 259], в советское время был центром Краснодарского края, но не нёс дополнительной туристической нагрузки. Центральный ансамбль Краснодара рассчитан в первую очередь на местных жителей и их потребности, а архитектурно-стилистические приемы модернизма в сочетании с окружающей застройкой в стилистике эклектики, модерна, конструктивизма и советского неоклассицизма должен был формировать достойный образ современной краевой столицы.

Дом книги в Краснодаре (рис. 2) был «построен в 1974–1977 гг. по проекту, разработанному в краснодарском филиале ГИПРОТОРГ (Государственного института по проектированию предприятий торговли и общественного питания) архитектором А.Г. Якименко» [16, 17]. В функционально-планировочном, объемном и художественно-образном решении Дома книги есть много общего с общественно-торговыми центрами в Москве и Сочи. Краснодарский объект повторяет приемы, использованные в архитектуре столичного образца – ансамбля на проспекте Калинина, – но в значительно упрощенной форме.

 

Рис. 2. Краснодарский Дом книги. Архитектор А.Г. Якименко, 1974-1977 гг.

Фотография 1980 г. [18]. Мозаика, художник В.Ф. Папко, 1976-1978. [16]

 

Главный (восточный) фасад ансамбля Дома книги формирует отрезок улицы Красной (главной улицы города) между улицами Гоголя и Гимназической. Здание построено с заметным отступлением от красной линии застройки, образуя небольшой курдоньер, который переходит в небольшую площадь перед зданием администрации Краснодарского края, образуя южную перспективу. Северная перспектива замыкается главным фасадом исторического здания – объекта культурного наследия «Театр драматический (Зимний театр), 1908 г., арх. А.А. Козлов, Ф.О. Шехтель, 1954 г. (реконструкция), арх. А.В. Титов» [17]. Органичным элементом ансамбля, реконструированного в 1970-е гг., стал сохраненный объект культурного наследия «Дом жилой купцов Аведовых. 1900-1908 годы», торцевая стена-брандмауэр которого, оформленная мозаичным панно (художник В. Папко, 1976-1978 гг.), продолжает протяженный фасад нового общественно-торгового центра, выполняя роль композиционного акцента. В отличие от общественно-торговых центров на проспекте Калинина в Москве и Навагинской улице с Сочи, краснодарский ансамбль демонстрирует менее радикальный подход к исторической застройке: архитектурно-художественный образ пространственной среды формируется сочетанием построек в различных стилях при доминировании архитектуры модернизма.

Протяженный горизонтальный стилобат торгового назначения сочетается с ритмом вертикалей трех девятиэтажных жилых домов, частично интегрированных с западной стороны в двухэтажный объем. «Помимо основной функции – универсального книжного магазина, Краснодарский Дом книги выполнял и роль культурного центра. Часть его пространства использовалась как выставочная площадка: здесь организовывались выставки книжной продукции, экслибриса, художественной фотографии, живописи и графики. Здесь же, в небольшом, специально оборудованном конференц-зале, проходили заседания Краснодарского клуба книголюбов, встречи с писателями, деятелями науки и искусства, тематические вечера, организовывавшиеся совместно с краевой библиотекой им. А.С. Пушкина» [19].

Принцип модернизма – «здание, поднятое на опоры» – лишь отчасти отражен в архитектуре Дома книги. Южная часть здания первоначально была решена в виде открытой галереи на опорах в уровне первого этажа и в виде открытой террасы в уровне второго этажа.

Как и в сочинской Торговой галерее, в полной мере реализован принцип эксплуатируемой крыши. На крыше стилобата были организованы летние кафе и рекреационные площадки. Для солнцезащиты в просветах между девятиэтажными зданиями были организованы навесы. Крыши многоэтажных жилых зданий также были решены как эксплуатируемые, на них были устроены солнцезащитные перголы.

На открытую площадку на крыше вела многомаршевая лестница у торцевого южного фасада, которая создавала зигзагообразную форму, огибающую отдельно стоящую декоративную стенку. Объем лестницы обогатил пластику лаконичного здания.

Еще одним акцентом в южной части симметричного ансамбля стала включенная в общую композицию мозаичная композиция на тему «Я вызову любое из столетий», расположенная на глухой торцевой стене доходного дома купцов Аведовых (художник В. Ф. Папко, 1976–1978 г.). Помимо этого необычного приема, в архитектуре здания были использованы и другие виды синтеза изобразительных искусств: многочисленные рельефы и круглая скульптура в интерьерах, керамические сосуды в нишах, декоративные рельефные вставки, интегрированные в каркас витража.

В архитектуре Торговой галереи в Сочи и Дома книги в Краснодаре были использованы узнаваемые приемы модернизма и средства, создающие образ «современного здания»:

  • Оба объекта – это пространственные ансамбли, разрушающие сложившуюся историческую городскую среду, как и большинство объектов модернизма;
  • Эксплуатируемая крыша стилобата с размещением элементов озеленения и благоустройства, летних площадок для отдыха и кафе, устройство навесов разнообразной формы;
  • Эксплуатируемая крыша многоэтажных жилых домов с устройством пергол на крышах зданий в Сочи и Краснодаре;
  • Первый этаж, поднятый на опоры (Москва, Краснодар), крытая галерея, объединяющая торговые павильоны (в Сочи);
  • Сплошное остекление, металлический каркас витражей, использование новых строительных материалов и технологий (метод непрерывного бетонирования в скользящей опалубке – в Сочи), а также строительных материалов;
  • Элементы благоустройства, связывающие архитектуру и природную среду: мотив прямоугольного в плане бассейна (Мис ван дер Роэ), озелененные внутренние дворики;
  • Технические средства как элемент архитектуры;
  • Произведения монументально-декоративного искусства как элемент архитектурно-художественного образа зданий.

Выводы. В отечественной архитектурно-строительной практике 1960–1980 гг. формируется ряд характерных функционально-пространственных типов зданий и архитектурных комплексов на основе переработки концептуальных подходов мирового модернизма в соответствии с условиями и требованиями советской действительности. Одним из наиболее показательных образцов общественно-торгового центра линейного типа в стилистике советского модернизма является архитектурный ансамбль на проспекте Калинина в Москве, который стал примером для повторения во многих городах страны.

На Юге России приемы и методы, использованные в решении пространственного ансамбля на Калининском проспекте, были повторены и по-своему интерпретированы в архитектуре Дома книги в Краснодаре и Торговой галереи на Навагинской улице в Сочи.

Являясь характерными примерами советского модернизма, Дом книги в Краснодаре и Торговая галерея в Сочи наделены общими чертами своей стилистически-типологической группы:

  • разделение пешеходных и транспортных путей;
  • организация пешеходной зоны, освобожденной от транспорта;
  • совмещение жилой и общественной функции (нескольких видов торговли и бытового обслуживания);
  • многоуровневость, способствующая дифференциации функциональных зон;
  • мотив крытой торговой галереи;
  • эксплуатируемая крыша, устройство солнцезащитных элементов - пергол;
  • применение современных строительных материалов и их сочетаний;
  • ритмическая композиция из вертикальных элементов (жилых домов) и горизонтального стилобата с общественно-торговой функцией;
  • сочетание лаконизма основных архитектурных объемов с отдельными пластическими элементами и малыми архитектурными формами;
  • использование произведений монументального искусства.

Особенностью южнороссийских объектов стали такие признаки, как более дробный, приближенный к человеку масштаб композиции общественной части, организация благоустроенных летних площадок и кафе на крыше стилобата (галереи) и соляриев на крыше многоэтажных жилых домов, активное использование средств монументальных искусств (мозаика, витраж, декоративный рельеф).

Список литературы

1. Иванова-Ильичева А.М., Орехов Н.В. Ростовский театр кукол: "старое" и "новое" в архитектуре советского модернизма // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2021. №1. С. 58-65.

2. Красильникова К. Особенности формирования системы обслуживания центральных районов крупного города // Архитектура СССР. 1976. №7. С. 43–48.

3. Иванова-Ильичева А.М., Сидоренко Н.Р. Принципы советского модернизма в ансамбле площади им. города Плевен в Ростове-на-Дону // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2020. № 6. С. 47–55.

4. Drėmaitė M. Baltic Modernism. Architecture and Housing in Soviet Lithuania. Berlin: Dom Publisher, 2017. 320 с.

5. Броновицкая А., Малинин Н. Москва. Архитектура советского модернизма, 1955-1991: справочник-путеводитель. Москва: Музей современного искусства Garage, 2016. 328 с.

6. СНиП II-К.2-62. Планировка и застройка населенных мест. М.: Издательство литературы по строительству, 1967. 65 c.

7. Иконников А.В. Каменная летопись Москвы. М.: Моск. рабочий, 1978. 352 с.

8. Сазиков А.В. Экран на Новом Арбате // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2015. №3. С. 433–440

9. Елена Анцута (составитель Младовская А.). Екатеринбург: TATLIN, 2019. 136 с.

10. Захарова Н. Судьба Торговой галереи [Электронный ресурс] Систем. требования: AdobeAcrobatReader. URL: https://arch-sochi.ru/2010/01/sudba-torgovoy-galerei/ (дата обращения: 07.07.2021)

11. Гуревич И. 5 тезисов Корбюзье (перевод) // Современная архитектура. 1928. №1. С. 23–25

12. Депутович В., Найшуль В. Новое строительство в Сочи // Жилищное строительство. 1970. №10. С. 3

13. Иванова-Ильичева А.М., Орехов Н.В., Стушняя И.А. Мозаика в декоративном убранстве зданий эпохи советского модернизма (на примере города Ростова-на-Дону) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 (86): в 5-ти ч. Ч. 5. C. 100–103.

14. Воронков В. Навагинская улица, Торговая галерея // Черноморская здравница. 2003. 18 марта.

15. Есаулов Г.В. Архитектура Юга России: от истории к современности. Очерки. Монография. М.: Архитектура-С. 2016. 568 с.

16. Бондарь В.В. Краснодарский Дом книги – памятник архитектуры структурализма в культурном ландшафте исторического города (к 40-летия со дня открытия) [Электронный ресурс] Наследие веков. 2017. № 3. С. 47–64. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2017/09/2017_3_Bondar.pdf (дата обращения 07.07.2021)

17. Паспорт объекта культурного наследия Краснодарский Дом книги. Утверждено приказом Министерства культуры Российской Федерации от 2 июля 2015 г. № 1906.

18. Петшаковский Ю.П. Негатив. Г. Краснодар, Первомайский район, ул. Красная [Электронный ресурс]. Госкаталог РФ URL: http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=24819096 (дата обращения: 07.07.2021)

19. Каменева Т.Е., Смирнова И.М., Веденин Ю.А. Акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации «Проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Краснодарский Дом книги», 1974 г. адрес: Краснодарский край, город Краснодар, угол ул. Красной, 41–43–45 и ул. им. Гоголя, 64, лит. A, A1, А2, A3». Москва. 30 ноября 2020 г.


Войти или Создать
* Забыли пароль?