МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕМПЕРАТУРНО-ДИНАМИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СРЕДСТВА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Исследования проводили с целью испытания радиатора с полиуретановой сердцевиной. Работу выполняли в аккредитованной лаборатории согласно методике, изложенной в ГОСТ Р 53832-2010. Температура охлаждающей жидкости в системе двигателя с разработанным радиатором на заданных режимах работы стабильна, соответственно температурное поле воздушного потока на входе и выходе радиатора с полиуретановой сердцевиной также стабилизируются. Предложен коэффициент тепловых свойств радиатора, зависящий от внешних и внутренних температурно-динамических воздействий окружающей среды, построена диаграмма, отражающая зависимость температуры охлаждающей жидкости, протекающей в радиаторе, от создаваемой нагрузки трактора в процессе эксплуатации: . В этом выражении входящие показатели связаны с некоторыми ограничениями, среди которых можно обозначить, например, аэродинамическое сопротивление и аэрацию потока охлаждающей жидкости в системе ( ), неравномерность распределения воздушного потока во фронтальной части радиатора ( ) и другие ( ). Передаточные числа трансмиссии энергетического средства на всех передачах в коробке передач распределяются по закону геометрического ряда. В этом случае после включения очередной следующей передачи момент двигателя Мmin не выходит за пределы минимального значения, что требуется для сохранения высокой силы тяги трактора. Использование характеристики тягово-динамического баланса трактора может служить основой для общего анализа расчетно-экспериментальных режимов работы автотракторного полимерного радиатора

Ключевые слова:
система охлаждения, теплообменник, полимерный радиатор, температурный режим, эффективность радиатора
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Для эффективной работы двигателя внутреннего сгорания, устанавливаемого на мобильных энергетических установках, применяемых в агропромышленном комплексе, необходимо обеспечить стабильное поддержание его теплового режима. Это позволяет экономить топливо, предотвращает падение мощности и снижает износ цилиндропоршневой группы, что в свою очередь повышает безотказность работы и долговечность двигателя. Стабилизация температурного режима реализована с помощью системы охлаждения, к необходимым элементам которой относится радиатор. Поэтому вопросы повышения эффективности работы тракторных радиаторов представляются актуальными [1, 2, 3].

Цель исследований – обосновать возможность использования характеристики тягово-динамического баланса трактора для общего анализа режимов работы автотракторного полимерного радиатора.

Для ее достижения решали следующие задачи: провести общий анализ режимов работы автотракторного полимерного радиатора; режимов работы автотракторного полимерного радиатора на основе расчетно-экспериментальных режимов работы всей охлаждающей системы; предложить методику определения основных показателей температурно-динамической характеристики охлаждающей системы энергетического средства с учетом ее рабочих параметров, тепловых нагрузок и климатических условий.

Условия, материалы и методы. Исследования проводили в аккредитованной лаборатории НПО «ТАЛИС» согласно ГОСТ Р 53832-2010 с учетом системного подхода (рассмотрение объекта как системы – целостного комплекса взаимосвязанных элементов).

Стенд был оборудован приборами для контроля и измерения температуры охлаждающей жидкости на входе и выходе из радиатора, расхода воздуха и жидкости, противодавления на выпуске в радиатор, разрежения воздуха после радиатора, температуры и давления воздушного потока перед радиатором и после радиатора.

Вопросы эффективного теплообмена в автотракторных системах охлаждения рассматривали на примере трактора МТЗ-82. В испытаниях использовали штатные алюминиевый и медный радиаторы, а также экспериментальный радиатор, изготовленный на основе полиуретановой сердцевины для системы охлаждения двигателя автомобиля с полиуретановыми трубками по фронту и без оребрения (производство отраслевой научно-исследовательской лаборатории теплообменных аппаратов им. В. В. Буркова СПбГАУ).

Тепловой аэрогидравлический стенд, входящий в состав экспериментальной установки для исследования теплотехнических характеристик радиатора с полиуретановой сердцевиной трактора МТЗ-82 комплектовался аэроконтуром металлической конструкции выполненным под размеры тракторного радиатора МТЗ-3 объемом 0,5 м3; полиуретановыми трубами диаметром 45 мм; гидравлическим вентелем 15б 1п Ду40; резервуаром для охлаждающей жидкости (воды) объемом 1000 л.; водяным насосом SAER BP3 400V; шкафом управления ТЭНами 27кВт (закрытый Ме на базе МПРТ-11-18Л); датчиком уровня свечного типа для неразборных конструкций; датчиком температуры терморезистора KTY-81-110; измерителями технологическими цифровыми ИТЦ420/ М4-2/ В/ t2570 (С2)/ ОК/ ГП и ИТЦ420/М3-5/В/t2570(С2)/PGM/ГП; преобразователем давления измерительным АИР – 10Н/ДИ/1140/НГ-06/ М20/ 12N/ t0550/ В02/ 0…250кПа/ GSP/ ГП; блоком клапанным ЭЛЕМЕР-БК-Е 1/ 2/ 5/ М/ 0/ Ф/ 02; КМЧ ТВУ; термометром сопротивления и термопреобразователем с унифицированными выходами; преобразователем давления измерительным Элемер-100; электромагнитным счетчиком-расходомером FLONET; барометром-анероидом метеорологический БАММ-1; гигрометром психрометрическим.

Результаты и обсуждение. Температурный режим охлаждающей системы энергетического средства в условиях эксплуатации с учетом системного подхода может быть представлен уравнением, которое выглядит следующим образом [2, 4]:

(1)

где Кп – геометрические параметры, м;

Вхфизико-химические свойства материалов;

Ку – условия протекания охлаждающей жидкости;

Вдор – дорожные условия (вид покрытия);

Gа – масса трактора, кг;

Pvусловия движения трактора (режимы);

Ватм – условия окружающей среды, влияющие на работу радиатора;

О – влияние человеческого фактора или режима автоматического управления (В – водителем или А – автоматически), а также другие факторы, влияющие на эксплуатационные параметры;

Ст – степень внешней засоренности радиатора;

Св – степень внутреннего загрязнения с учетом свойств используемой охлаждающей жидкости в радиаторе [4].

Таким образом, представленное уравнение учитывает воздействие таких составляющих, как конструктивные особенности радиатора; рабочий процесс с учетом конструктивных особенностей и условий работы трактора, эксплуатационные факторы (режим работы и климатические условия эксплуатации).

В процессе эксплуатации трактора на установившихся режимах, температура охлаждающей жидкости T/w в системе стабильна, соответственно температурное поле воздушного потока на входе и выходе радиатора также стабилизируются, так как факторы О(В;А) не учитываются [5]:

 

(2)

 

 

где T/Lтемпература воздушного потока полиуретанового радиатора, К;

Qдв – тепловыделение в охлаждающую систему двигателя;

Qрн – комплексный показатель удельной потенциальной теплоотдачи радиатора системы охлаждения;

GрLрасход воздуха через полиуретановую сердцевину радиатора, м3/час;

CPLтеплоемкость, Дж/(кг·К).

В представленном уравнении используется введенный авторами коэффициент тепловых свойств радиатора     , который учитывает изменение теплового процесса в теплообменнике во время эксплуатации техники и зависит от внутренних и внешних нормальных условий, регламентированных Международным союзом практической и прикладной химии. Коэффициент тепловых свойств радиатора в общем виде может быть представлен в виде произведений коэффициентов, каждый из которых отвечает за возмущающие процессы и зависит от внешних и внутренних температурно-динамических воздействий окружающей среды:

 

этом произведении входящие показатели связаны с некоторыми ограничениями, происходящими в отдельно взятом рабочем процессе исследуемого радиатора. В качестве таких ограничений можно, например, обозначить аэродинамическое сопротивление и аэрацию потока охлаждающей жидкости в системе    , неравномерность распределения воздушного потока во фронтальной части радиатора        и так далее      .  .

Влияние эффективной мощности двигателя Д-240 на температурно-динамическую характеристику полимерного и штатного алюминиевого радиатора системы охлаждения отражает зависимость изменения температуры охлаждающей жидкости T/w во времени при скачкообразном изменении температуры измеряемой среды (рис. 1)

Определить степень нагрузки трактора можно с использованием уравнения тягового баланса, которое будет иметь следующий вид:

 

(4)

 

где ψ  – объемная масса воздуха, кг/м3;

  Ka – физические свойства окружающего воздуха;

  Fa – вес трактора, кг;

  Va2 – скорость движения трактора, м/с;

  δ средняя толщина волнообразного ребpa, мм;

j теплофизические свойства жидкости в охлаждающей системы и полимерном радиаторе (антифриз, тосол, вода и др.);

gускорение свободного падения м/с2.

При условии движения энергетического средства на установившемся режиме уравнение тягового баланса будет иметь следующий вид:

  (5)

Альтернативным вариантом определения степени нагрузки трактора может быть уравнение мощностного баланса, которое характеризует расход мощности силового агрегата трактора во время его эксплуатации. Общий вид мощностного баланса трактора в процессе эксплуатации может быть представлен в следующем виде:

 

(6)

 

Теоретически температурно-динамическая характеристика трактора зависит не от конструктивных особенностей двигателя, а от развиваемой мощности [5]. Следовательно, теплота, отводимая в охлаждающую жидкость, может быть рассчитана через мощность двигателя, развиваемую в процессе эксплуатации:

(7)

где Neмощность реализуемая двигателем, кВт;

aкоэффициент, полученный опытным путем.

При рассмотрении термодинамического процесса двигателя на максимальной мощности, единица теплоты, отведенной в жидкость системы охлаждения, на единицу мощности есть величина постоянная [8]. Следовательно, характеристику     отводимой теплоты двигателя в охлаждающую жидкость можно представить как функцию зависимости от оборотов двигателя nдв в виде Qдв =f(nдв). Она будет схожа с функцией мощности реализуемой двигателем Ne в зависимости от оборотов двигателя nдв, которая будет иметь вида Ne=f1(nдв). Рассмотрим характеристику теплового баланса двигателя и теплопередачу радиатора при эксплуатации трактора на полной нагрузке с учетом изменения передач в пределах скорости от Vamin до Vamax. Для этого можно использовать график изменения теплового баланса двигателя и радиатора в зависимости от скорости Qдв = Qp = f2(Va)
(рис. 2) построенный в ходе ранее проведенных исследований [9, 10].

Если нанести на кривую температурно-динамической характеристики показатель Qрн согласно каждой передаче трактора в процессе его движения, то можно построить температурный график теплового баланса охлаждающей системы двигателя, работающего на полной нагрузке. С использованием температурных полей по каждой передаче можно определить температурную величину Δtнач на конкретной скорости и соответствующей передаче, учитывая при этом нагрузку трактора в процессе его эксплуатации либо при перевозке груза, либо в агрегате с сельскохозяйственной машиной. При комплексном рассмотрении сумма ΣΔtнач будет определяться относительно заданной скорости Va как частная величина, которая находится в виде точки на кривой Qдв. Аналогично с учетом той же передачи выбирается соответствующей точка на кривой Qрн. Например, для скорости движения трактора при максимальной нагрузке Vamax на соответствующей передаче: для первой передачи –
                     для второй передачи –           

для третьей передачи –                  

где      – начальный температурный напор соответствующего передаточного числа трансмиссии трактора на соответствующей j-ой передачи (I, II или III); nI, nII и nIIIпередаточные числа соответственно первой, второй и третьей передачи; qзнаменатель геометрической прогрессии.

Передаточные числа трансмиссии трактора или энергетической машины на всех передачах в коробке передач распределяются по закону геометрического ряда. В этом случае после включения очередной передачи момент двигателя Мmin не выходит за пределы минимального значения, что требуется для сохранения высокой силы тяги трактора. Это можно продемонстрировать с помощью лучевого графика, на котором приводится зависимость номинальных и минимальных моментов двигателя после включения передач и силы тяги на ведущих колёсах Рк. Представленная характеристика (рис. 2) хорошо иллюстрирует соотношение изменения скорости трактора и значения начального температурного напора, то есть скорости трактора на пониженных передачах соответствуют большие значения напора температур ΔtI > ΔtII > ΔtIII. При этом необходимо учитывать, что при меньшем значении Δtji система охлаждения двигателя работает с большей эффективностью. С другой стороны, если трактор движется на частичных нагрузках и с постоянной скоростью Va, то количество теплоты исходящей от двигателя       будет меньше значений       , лежащих на кривой (см. рис. 2). Реализуемая мощность двигателя на преодоление сопротивление движению трактора, эквивалентна количеству выделяемой ею теплоты, которую можно рассчитать по формуле:

 

(8)

 

где      – мощность двигателя работающий на частичных нагрузках, кВт;

ηтр – КПД трансмиссии.

В этом случае при движении трактора на полной нагрузке двигателя будут соответствовать меньшие значения       как было указано выше. Каждый температурный напор соответствующий заданной передачи может быть определен следующим образом:                  

для второй передачи – 

для третьей передачи – 

При движении трактора на максимальной скорости кривые       и        пересекаются в точке δ. В данном случае показатели       определяются в виде

Выводы. Отражение тягово-динамического баланса трактора в виде графического изображения температурно-динамической характеристики работы системы охлаждения двигателя может служить основой для общего анализа расчетно-экспериментальных режимов работы автотракторного полимерного радиатора и в целом охлаждающей системы с учетом нагрузок, климатических условий и рабочих параметров системы охлаждения (давления и температуры).

 

Список литературы

1. Оценка технического состояния машины по данным ее системы управления / В. И. Трухачев, О. Н. Дидманидзе, С. Н. Девянин и др. // Сборник трудов «Чтения Академика В. Н. Болтинского». М.: ООО «Сам Полиграфист», 2021. С. 10–19.

2. Тойгамбаев С. К., Дидманидзе О. Н. / Особенности разработки технологического процесса технического обслуживания тракторов в машинно-тракторном парке хозяйства // Вестник Курганской ГСХА. 2021. № 1(37). С. 74–80.

3. Дидманидзе О. Н., Большаков Н. А., Хакимов Р. Т. Улучшение эксплуатационных показателей автомобилей путем совершенствования охлаждающих систем // Сборник статей III Международной научно-практической конференции «Автотранспортная техника XXI века». М.: «М-МЕГАПОЛИС», 2018. С. 29–45.

4. Научные основы математического моделирования процессов теплообмена в теплообменнике тягово-транспортного средства / О. Н. Дидманидзе, Р. Т. Хакимов, Е. П. Парлюк и др. М.: УМЦ «Триада», 2020. 106 с.

5. Хакимов Р. Т. Стендовые гидродинамические исследования моделей роторных алюминиевых радиаторов // Известия Международной академии аграрного образования. 2016. № 26. С. 24–27.

6. Хакимов Р. Т. Исследование макетных и опытных образцов роторных теплообменников для системы кондиционирования транспортных средств // Технико-технологические проблемы сервиса. 2016. № 2 (36). С. 46–51.

7. Бурков В. В. Алюминиевые теплообменники сельскохозяйственных тракторов и транспортных машин. Л.: Машиностроение, 1985. 240 с.

8. Гиршфельдер Дж. Молекулярная теория газов и жидкостей. М.: Иностранная литература, 1961. 930 с.

9. Результаты испытаний полимерного радиатора системы охлаждения трактора МТЗ-80 / О. Н. Дидманидзе, Р. Т. Хакимов, Е. П. Парлюк и др. // Сельскохозяйственные машины и технологии. 2020. Т. 14. № 1. С. 55–60.

10. Strategic assessment aspect of vehicles technical condition influence upon the ecosystem in regions / R. Khakimov, S. Shirokov, A. Zykin, at al. // Transportation Research Procedia: 12 th International Conference «Organization and Traffic Safety Management in Large Cities», SPbOTSIC. 2017. С. 295–300.

Войти или Создать
* Забыли пароль?