ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР И КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье дано определение экономического кластера, а также изложены характеристики экономического кластера и аспекты кластерного подхода в деятельности организаций потребительской кооперации. Проведено сопоставление экономического кластера и организаций потребительской кооперации. Выделена социально-экономическая направленность деятельности потребительской кооперации. Представлено содержание видов организаций, входящих в потребительскую кооперацию. Использование кластерного подхода в деятельности и развитии потребительской кооперации представлено как основа механизма повышения их конкурентоспособности. Представлена схема типового кооперативного кластера, содержащая виды входящих в него организаций и их взаимосвязи. Кластер рассмотрен как единая экономическая система. Уточнена необходимость в определении границ кластера, определяющих его эффективность. Выражено влияние кластера на конкуренцию. Проведено сравнение кластерного и отраслевого подходов к рассмотрению экономики. Обозначена важность межличностных отношений внутри кластера как залог его успешного развития.

Ключевые слова:
потребительская кооперация, экономический кластер, социально-экономическая подсистема региона, развитие, региональная экономика, межрегиональные кооперативные связи
Текст

Важной особенностью потребительской кооперации является ее организующий потенциал, который позволяет в рамках достижения своих целей формировать различные организационные структуры, деятельность которых направлена на достижение этих целей.

Речь идет о создании системы организаций различного рода деятельности (научные, образовательные, финансовые, производственные, торговые, сфера услуг и т.п.), которая в условиях конкуренции позволяет обеспечить максимальную эффективность.

Таким образом, очень важной характеристикой потребительской кооперации являет ее социально-экономическая направленность, основанная на ее многоотраслевом характере взаимоотношений.

Именно в этой связи, говоря о существовании и развитии потребительской кооперации, интересен взгляд на этот вопрос в аспекте экономических кластеров и кластерного подхода.

Говоря об экономических кластерах, следует обратить внимание на работы известного американского ученого Майкла Э. Портера, который в своей работе «Конкуренция» дает следующее определение кластерам: «Кластеры - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу». [4, С.205-206]

Портер подчеркивает эффективность кластеров как организационных систем, в том числе и региональной экономики. В тоже время он говорит о необходимости, для понимания кластеров, рассмотрения их в зависимости от широкой теории конкуренции и влияния местоположения в глобальной экономике. [4, С.206]

Кластеры играют важную роль в конкурентной борьбе в условиях глобализации экономики, при условии ее динамичности и использовании научных знаний.

Концепция кластера представляет собой специальный взгляд на региональную экономику, в связи  чем необходимо определить новые роли всех участников кластера (различные организации и государственные органы) в контексте роста конкурентоспособности. [4, С.206]

Таким образом, кластерный подход позволяет рассматривать компании и отрасли в совокупности их взаимоотношений как единую экономическую систему, что позволяет сформировать объективное видение ее сильных и слабых сторон, и выделение конкурентных преимуществ и путей развития.

Ключевой особенностью кластера является наличие, как кооперации, так и внутренней конкуренции, что позволяет формировать и удерживать баланс сил необходимых для развития кластера.

Важная роль в кластерном подходе отводится государственным органам, которые должны создавать и поддерживать условия для роста и совершенствования существующих и новых кластеров.

Что же относительно потребительской кооперации, то рассмотрение кластерного подхода в ее деятельности продиктовано определенной схожестью содержания структуры кластера и системы потребительской кооперации.

Кластер можно рассматривать как совокупность организаций, деятельность которых взаимосвязана, территориально определена и в целом ведет к достижению взаимовыгодных целей, которые являются залогом существования и развития всех организаций входящих в кластер.

Данная характеристика кластера совпадает с характеристикой потребительской кооперации, которая также представлена совокупностью  организаций, деятельность которых взаимосвязана и направлена на достижение взаимовыгодных целей направленных на удовлетворение потребностей пайщиков.

Важной схожей характеристикой потребительской кооперации и экономического кластера является наличие двух факторов: внутренняя конкуренция и кооперация.

Кластер представляется как единая экономическая система, и тоже можно сказать о системе потребительской кооперации.

Потребительская кооперация включает в себя множество отраслевых организаций, которые объединены в единую экономическую систему.

Если говорить об организационном содержании системы потребительской кооперации, то можно выделить следующие основные виды входящих в нее организаций:

- торговые;

- производственные;

- заготовительные;

- бытовые;

- общественного питания;

- научно-образовательные.

Все эти организации в совокупности в пределах определенных границ могут составлять экономический кластер потребительской кооперации, что обеспечивает соответствующий синергетический эффект.

Таким образом, рассматривая потребительскую кооперацию как экономический кластер, можно, соответственно, применять элементы кластерного подхода к ее деятельности и развитию.

Пример регионального кооперативного кластера схематично представлен на рис. 1.

Рис. 1. Типовой пример регионального кооперативного кластера.

 

Экономический кластер имеет свои границы, в пределах которых он наиболее эффективен. Данная эффективность может определяться инфраструктурой и факторами производства того или иного региона.

Исторически потребительская кооперация имеет свое географическое  и административное деление согласно административным образованиям (район, регион) и представляет собой организации, потребительские общества, их союзы на региональном и федеральном уровнях.

Говоря о географических границах кластера, Портер определяет их от города до региона, страны или нескольких стран. Важным он видит необходимость понимания взаимосвязей различных отраслей и организаций при формировании границ кластера.

В основе кластерного подхода, в отличие от отраслевого, где организации группируются по отраслевому признаку, лежит конкуренция и множество внешних  и внутренних факторов на нее влияющих, что и позволяет при определении границ кластера выходить за рамки одной отрасли.

Границы кластеров могут не совпадать с отраслевыми. Системы отраслевой классификации не всегда учитывают важных участников конкуренции и взаимосвязи между отраслями. Кластеры состоят из нескольких отраслей, в которых могут быть представлены как традиционные отрасли, так и высокотехнологичные.

С точки зрения сбора данных и исследования экономики региона кластеры за счет более объемлющего характера своей деятельности и состава участников являются удобной организационной системой.

Кластеры могут отличаться по своим размерам и уровню развития. Одни кластеры опираются на научный подход, имея в своем составе научно-исследовательские институты. Развитые кластеры имеют более качественных и специализированных поставщиков, множество связанных и поддерживающих отраслей.

Если мы рассматриваем потребительскую кооперацию как подсистему региональной экономики, то очень важным является то, через призму чего мы смотрим на экономическую ситуацию, оцениваем происходящие процессы и определяем возможности и направления развития.

Здесь можно выделить два подхода рассмотрения экономики, а именно:

- через призму экономических кластеров;

- через призму отраслей и секторов экономики.

Если рассматривать экономику согласно первому подходу, т.е. со стороны кластерного подхода, то согласно видению Портера можно выделить ряд положительных преимуществ кластеров перед отраслями, среди которых: лучшее обеспечение взаимодействия между отраслями, развитие и распространение технологии, выработка необходимых навыков, информационное обеспечение и обмен информацией, маркетинговые мероприятия, возникновение нового бизнеса.

Связи внутри кластера являются основополагающими в повышении производительности и конкуренции, а также имеют принципиальное значение в организации нового бизнеса и инновационном процессе. Большинство организаций входящих в кластер не участвуют в непосредственной конкуренции друг с другом. В тоже время, у них существует много общих потребностей и возможностей, ограничений и препятствий, связанных с ростом производительности. Рассмотрение совокупности организаций как кластера позволяет выявить благоприятные возможности для координации действий и взаимного улучшения в областях общих интересов без угрозы конкуренции или ограничения интенсивности соперничества. Кластер обеспечивает возможность ведения конструктивного и эффективного диалога между родственными компаниями и их поставщиками, с государственными органами, а также другими организациями. Государственные и частные инвестиции, направленные на улучшение условий функционирования кластера, приносят пользу сразу многим организациям. [4, С.213]

Если рассматривать экономику согласно второму подходу, т.е. со стороны отраслевого и секторного подхода, то следует отметить, что Портер считает, что будет иметь место лоббирование интересов по вопросам выделения субсидий или облегчения налоговой нагрузки в отношении определенных организаций. Из-за непосредственной конкуренции большой части организаций кластера существует опасность снижения ее интенсивности. Также у компаний возникают опасения в отношении возможности оказания помощи конкурентам, что сдерживает их активность. [4, С. 214]

Основное отличие этих двух подходов в рассмотрении экономики – это их влияние на конкуренцию в части ее усиления или искажения соответственно.

Влияние кластеров на конкуренцию выражается в повышении производительности и инновационности организаций входящих в кластер, а также стимулировании возникновения и развития новых бизнесов.

В основе преимущества кластеров лежит взаимное преимущество входящих в него отраслей и организаций.

Значение кластеров становится все больше в условиях сложной конкуренции, и их количество может возрастать с развитием экономики.

Влияние кластеров на конкуренцию находится в некоторой зависимости от личных контактов индивидуальных предпринимателей и организаций. Межличностные взаимоотношения играют важную роль,  и их эффективность повышается посредством кластера. Речь идет о формальных и неформальных взаимоотношениях, которые имеют большое значение в существовании и развитии кластеров.

Важной характеристикой потребительской кооперации является существование развитых межличностных отношений внутри системы, что, безусловно, способствует эффективному взаимодействию организаций потребительской кооперации.

И так, применение кластерного подхода в деятельности и развитии потребительской кооперации может привести к положительным результатам, учитывая наличие кластерных характеристик внутри системы потребительской кооперации и возможности пересмотреть ряд ее элементов в сторону их совершенствования и развития, основываясь на повышении конкурентоспособности и инновационности деятельности организаций потребительской кооперации.

Список литературы

1. Белоглазова С.А. Кластерная форма организации экономики: определение потенциала и направлений развития в регионах России: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Волгоград, 2019. – С. 14-15.

2. Гаделшина Л.А. Управление развитием кооперационных связей экономики региона (на примере республики Татарстан): Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Санкт-Петербург, 2020. – С. 3

3. Каурова О.В., Малолетко А.Н., Ткач А.В. Потребительская кооперация в формировании продовольственных ресурсов // Russian Journal of Management. – 2021. – T.8. – №4. – С. 26-30.

4. Портер М.Э Конкуренция: Пер. с англ.: Уч. пос. / М.Э. Портер. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – 495 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?