ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ЦЕНТРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Автором в статье рассматриваются понятия «новый», «инновация», «инновации в образовании». Статья раскрывает особенности подпрограммы, которая позволяет планировать и организовывать инновационную деятельность обучающихся в Центре с использованием электронных ресурсов для эффективного саморазвития личности. Приводится пример реализации данной подпрограммы, ее этапы, внедрение которых носит системный и комплексный характер. Рассматривается содержание педагогического наполнения компонентов электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и образовательной технологии информационного проектного учебного цикла, как важнейшего условия эффективной реализации модели в дополнительном образовании детей и подростков.

Ключевые слова:
саморазвитие обучающихся, дополнительное образование детей, педагогическое сопровождение, электронный образовательный ресурс
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Внедрение инновационных технологий в образовательную деятельность профессионального образовательного учреждения – это реалии сегодняшнего дня и тому есть несколько причин. Реализация новых стандартов потребовала соответствующих управленческих и организационно-методических решений. В 2012 г. принят новый ФЗ «Об образовании», который существенным образом изменил политику государства в области образования. Финансово-экономический кризис внес свои коррективы в развитие образования. Реформы в области образования свидетельствуют о жесткой конкурентной борьбе. Чтобы выжить, надо быть лидером.

В основе понятия «инновационная деятельность» лежит представление о новом.

Новый (новое) − впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый [5].

Новое существует в двух формах: как новые идеи и как новая практика. В теории инновационного развития образования используется термин «инновация».

Инновация (англ. innovation − нововведение, буквально означает «инвестиция в новацию») − конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности [2]

Инновациями в образовании считаются новшества, специально спроектированные, разработанные или случайно открытые в порядке педагогической инициативы [1].

Задачи инновационной деятельности Центра определены модернизацией содержания образования «Законом об образовании в Российской Федерации».

 В «Законе об образовании» содержание инновационной деятельности определяется следующим образом: «Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ» (статья 20. «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования») [3].

С понятием «инновационная деятельность» тесно связано понятие «инновационный процесс».

Инновационный процесс – упорядоченный по времени и структуре порядок реализации комплекса научных, технологических, организационных, финансовых, производственных и коммерческих мероприятий, охватывающий весь цикл инновационной деятельности [4].

За последние годы в образовательную деятельность системы профессионального образования были внедрены следующие инновации:

    • электронные журналы;
    • балльно-рейтинговая система оценивания;
    • виртуальный кабинет по учебным дисциплинам и профессиональным модулям;
    • использование в учебном процессе видео-, аудиоматериалов, ЭОРов, презентаций;
    • создание контрольно-измерительных материалов (тестов для промежуточной аттестации);
    • создание электронного портфолио преподавателей и обучающихся;
    • дистанционное повышение квалификации педагогических работников системы профессионального образования.

Развитие инновационной деятельности должно быть выделено в отдельную подпрограмму. Определена цель (создание инновационной образовательной среды в МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги, способствующей подготовке конкурентоспособных будущих специалистов) и задачи (вовлечение в инновационную деятельность всех участников образовательного процесса; инноватизация комплексного методического обеспечения образовательного процесса; дальнейшая информатизация образовательного процесса).

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:

− совершенствование инновационной образовательной среды в Центре;

− увеличение удельного веса численности педагогических работников и обучающихся, занимающихся исследовательской, опытно-экспериментальной деятельностью;

− создание системы мониторинга инновационных процессов в Центре;

− разработка и апробация нового учебно-методического обеспечения, повышение уровня реализации инновационных проектов, что неразрывно связано с будущей профессией обучающихся.

Реализацию данной подпрограммы необходимо проводить в три этапа. На проектно-аналитическом этапе разрабатываются критерии оценки инновационной деятельности педагогических работников Центра, и осуществляется анализ результативности инновационной деятельности Центра. На преобразовательном этапе реализуется комплекс мероприятий, охватывающий все стороны образовательной деятельности Центра:

  • разработка процедуры мониторинга инновационной деятельности;
  • создание нормативно-правовой базы (локальные акты, положения и др.) по организации инновационной деятельности;
  • создание учебно-методической базы (методические рекомендации, инструкции и др.) по организации инновационной деятельности;
  • внутреннее и внешнее повышение квалификации педагогических работников по проблемам инноватики;
  • создание педагогическими работниками индивидуальных исследовательских (инновационных) проектов;
  • привлечение обучающихся к участию в индивидуальных исследовательских (инновационных) проектах педагогических работников;
  • конкурс индивидуальных педагогических исследовательских (инновационных) проектов среди педагогических работников Центра;
  • участие во Всероссийских конкурсах образовательных инноваций по актуальным проблемам развития образования;
  • создание рейтинговой системы оценки деятельности педагогических работников Центра;
  • внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий;
  • организация образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ;
  • реализация программ профессиональной переподготовки работников;
  • внедрение элементов дистанционного обучения в образовательный процесс Центра (дистанционное образование по Zoom, курсы повышения квалификации);
  • реализация программ дополнительного образования по новым направлениям;
  • обеспечение учебных кабинетов интерактивными досками;
  • создание виртуального методического кабинета;
  • создание электронных изданий;
  • подключение внешних электронно-библиотечных систем для обеспечения оперативного доступа пользователей к удаленным сетевым ресурсам и оказания услуг по поиску информации в информационных источниках, не являющихся собственностью библиотеки;
  • формирование электронных баз данных собственной генерации, частично доступных в сети Интернет/Интранет на сайте Центра.

Подпрограмма по развитию инновационной деятельности в Центре продолжает направления, заложенные в предыдущей Программе развития Центра.  Но в научно-исследовательской деятельности подпрограмма предполагает переход на качественно иной уровень осуществления инновационной деятельности: от инноваций на уровне Центра к индивидуальной инновационной деятельности педагогических работников.

Третий этап подпрограммы − рефлексивно-обобщающий, где будет осуществлен мониторинг результативности инновационной деятельности педагогических работников Центра.

Итогом коллективной инновационной деятельности выступают обобщенные результаты, полученные при достижении целей инновационных проектов (программ экспериментов, программ развития) как на уровне ребенка, так и на уровне педагогов в зависимости от предмета опытно-экспериментальной работы, зафиксированные как в реальном времени, так и имеющие пролонгированный результат.

При совершении инновационной деятельности педагогическим коллективом в некоторых случаях разрабатываются проекты, касающиеся изменений в организации деятельности педагогов, изменения структуры учреждения, направленные на профессиональное развитие педагогов. Такие нововведения имеют опосредованное отношение к результатам на уровне ребенка [2].

Однако результативность и в этом случае сопряжена с измерением степени достижимости целей и результатов преобразований. К непосредственным результатам на уровне педагога, выходящим за рамки спрогнозированных целей, относится рост их инновационной культуры.

Таким образом, результативность инновационной деятельности тем выше, чем полнее достигнуты цели преобразований и чем больше получено непосредственных и опосредованных результатов нововведений. Результативность охватывает не только последствия от нововведений на уровне целей и задач, но и выходящие за их рамки. К таким положительным последствиям относятся результаты на уровне педагога и педагогического коллектива, если он был вовлечен в преобразования (повышение уровня инновационной культуры специалистов), опосредованное влияние результатов на других специалистов, учреждение дополнительного образования в целом.

Учитывая то, что результаты преобразований в некоторых случаях носят неформальный характер, частично связаны с многомерной оценкой изменений в личностном и профессиональном росте, получение идеальных представлений о результативности и качестве в целом невозможно. Говоря о качестве инновационной деятельности педагогов, подразумевают максимально приближенные к идеальным значениям, либо рассматривают изменение показателей в положительной динамике.

Стабильно высокие результаты образовательной деятельности являются неотъемлемой чертой дополнительного образования; сохранение детской заинтересованности процессом технического творчества требует проявления педагогического таланта и энтузиазма педагогов; привлечения специалистов [2], увлеченных своим делом, что изначально предполагает высокую результативность преобразований. Однако нередко новаторы действуют интуитивно, будучи неспособными на практике четко обозначить цели, задачи, результаты инновационной деятельности, обобщить их, разработать авторскую программу или отметить новшества, внесенные ими в готовую образовательную программу. Поэтому результативность инновационной деятельности педагогов охватывает не только конкретные результаты преобразований и соответствие их поставленным целям, но и отражает динамику их инновационной культуры. С другой стороны, педагог, обладающий высокой инновационной культурой, способен выполнять работу более результативно.

Таким образом, в МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги внедрение инноваций носит системный и комплексный характер. Инновации охватывают все стороны дополнительного образования в целом и образовательной деятельности Центра и играют ключевую роль в становлении учреждения дополнительного образования как ресурсного центра.

 

Список литературы

1. Гущина Т.Н. О субъектности старшеклассника педагогическом сопровождении ее развития [Текст]/ Гущина Т.Н.//- Ярославский педагогический вестник. − 2011. − №2. – С. 53−57.

2. Инновации в образовании: региональный аспект / под ред. В.Г. Маралова. − Череповец: ФГБОУ ВПО ЧГУ, 2012. − 472 с.

3. О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы: Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832. - Режим доступа: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/179112/#text#ixzz47ptdjOC6

4. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/2974

5. Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я / Отв. ред. В.И. Суслов. — 2-е изд. доп. − Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2008.

6. Фаритов А.Т. К вопросу об инженерном образовании в России (20–21 век) [Текст]/ Фаритов А.Т. // Журнал педагогических исследований. − 2019. − №. − 6. − С. 18−23.

Войти или Создать
* Забыли пароль?